Учение Платона об идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:38, реферат

Описание работы

Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 361 вновь посетил Сицилию по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, но эта поездка, как и предыдущие попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Содержание работы

1.Краткая биография философа
2. Введение
3. Утопия Платона
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

ТокареваНинаРеферат6322(Word 2003).docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

____________________________________________

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный  технологический институт

(технический университет)»

________________________________________________________

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Учение Платона об идеальном государстве»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:        Проверила:

студентка гр.6322       доцент

Токарева Н.В.        Селиверстова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

Содержание:

1.Краткая биография философа

2. Введение

3. Утопия Платона

4. Заключение

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография  философа

Родился в семье, имевшей аристократическое  происхождение, познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон  основал собственную школу — Академию платоновскую. В 361 вновь посетил Сицилию по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, но   эта поездка, как и предыдущие попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Почти все сочинения Платона   написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

Философия Платона  не изложена систематически в его произведениях,  исследователям приходится ее реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе».

Основой всякого бытия является, по Платону   «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства и не может двигаться.

Вторая субстанция — «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» — «блага». Ум имеет чистую и несмешанную  природу; Платон   тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление.

Третья субстанция — «мировая душа»  — объединяет у Платона   «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это — принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром.

«Идеи» — это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей  и самый принцип их осмысления.

Материя для Платона — лишь принцип  частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как  бы «воспреемница» и «кормилица»  идей.

В последние годы жизни Платон   переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона  лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон   в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней — к области чистых идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского  конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности  Греции.

Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его  огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о наступающей  огромной эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно искал  выход из окружавших его социально-политических отношений. Выходом для него оказалась  утопия.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых  идеальный тип общежития.

Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное  государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию  египетского кастового строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Утопия Платона

Платону рисовалось идеальное государство  во главе с философами, созерцателями  чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные  ресурсы доставляют свободные земледельцы  и ремесленники.

Основным  принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона  экономическим, политическим и социальным содержанием.

По  разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие  и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства  в гармоническое целое.

Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых  важных задач. Такое государство  должно обладать силой собственной  организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и  отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное  снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление  «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

В утопическом государстве Платона  необходимые для общества виды работ  разделены между специальными разрядами  граждан, но в целом образуют гармоничное  сочетание.

За  основу для распределения граждан  государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с  разделением производительного  труда. Именно в разделении труда  Платон видит фундамент всего  современного ему общественного  и государственного строя.

При этом основная мысль Платона состоит  в утверждении, что потребности  граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к  удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду  во многих». Отсюда прямо выводится  необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает  других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это  сожитие получает у нас название города».

Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает  не с точки зрения работника, производящего  продукт, а исключительно с точки  зрения потребителей, принадлежащих  к классу рабовладельцев. «Работник  должен приспособляться к делу, а  не дело к работнику».

В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.

Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной  жизни общества в целом и его  членов.

Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:

1. Мудрость 

2. Мужество 

3. Сдерживающая мера 

4. Справедливость 

Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве  в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим знанием правители  государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столько даже специальность  по руководству государством, сколько  созерцание за небесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в основе своей нравственная.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах  государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.

Но  для достижения благоденствия правители  должны быть не мнимыми, а истинными  философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».

Вторая  доблесть - мужество. Оно так же свойственно  лишь небольшому кругу лиц, хотя в  сравнении с мудрыми этих лиц  больше.

В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, есть уже  не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все члены  общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон  и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к  гармоничному согласию лучших и худших сторон.

Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и  обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и  каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления  свое особое дело, к которому его  природа наиболее способна.

Классическая  точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с  его кастовым слоем, с характерным  для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение  в платоновском понимании справедливости. В этом понятии для Платона  нет ничего уравнительного, сглаживающего  или отрицающего различия классов. Менее всего Платон стремится  к тому, чтобы уделить гражданам  и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан  другого класса. Он прямо характеризует  справедливость как доблесть, не допускающую  возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных  специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник - работу плотника или  если кто-либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал  бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела.

Даже  при наличии первых трех видов  доблести многоделание и взаимный обмен  занятиями причиняют государству  величайший вред и поэтому могут  быть названы злодеянием. И наоборот, делание своего будет справедливостью  и сделает город справедливым.

Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все  вместе, являют великое и прекрасное.

В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли  общественного разделения труда. В  нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для  граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие  для всех них орудия и инструменты  их специального труда. Кроме них  необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей  и грузов, добывающих шерсть и кожу.

Потребность во ввозе необходимых продуктов  и товаров из других стран требует  производства в государстве излишка  товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа  рабочих, изготавливающих соответствующие  товары.

В свою очередь развитая торговля требует  деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой  же необходимый для государства  разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает  потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.

Торговля, обмен товарами и продуктами необходим  государству не только для внешних  сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость  рынка и чеканки монеты как  единицы обмена. В свою очередь  возникновение рынка порождает  разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.

Платон  считает необходимым также специальный  разряд обслуживающих наемных работников, продающих свои услуги за плату.

Указанными  разрядами специализированного  общественного труда исчерпываются  работники, производящие для государства  продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению. Все  эти разряды, вместе взятые, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального государства.

Над классом, разделенным по отраслям специализированного  труда работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы - воинов (стражей) и правителей (философов).

Информация о работе Учение Платона об идеальном государстве