Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:38, реферат
Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 361 вновь посетил Сицилию по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, но эта поездка, как и предыдущие попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
1.Краткая биография философа
2. Введение
3. Утопия Платона
4. Заключение
5. Список литературы
Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи. Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.
Бросается
в глаза то, что в платоновской
теории разделения труда и специализации
отсутствует, даже не называется класс
рабов. Но в этом нет ничего удивительного.
Проект Платона рассматривает
Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве.
Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам.
Платон
не раз ссылается на социально-политический
строй Спарты с ее государственными
крепостными. Можно было бы говорить
о государственном
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.
Разделение
умственного и физического
Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
В
утопии Платона не только выражены
представления философа об идеальном
государственном порядке, но и отражены
важнейшие черты
Недостаточно
обосновано у Платона созерцание
идей, которое является профессией
сословия философов. Что они созерцают,
кроме небесного свода с его
вечно правильными, механически
и геометрически размеренными движениями?
Общественные отношения, возникающие
по законам геометрии или
Платон остался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции, в спартанско-критском духе.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью, и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».
Заключение
Воззрение
Платона на государство и на роль
в нем личности имеет все черты
реакционной социальной утопии. Кого
могла спасти в те катастрофические
времена такая утопия? Практически
она имела нулевое значение даже
при сочувствии к намерениям Платона
со стороны некоторых
Платон
был объявлен буржуазными историками
предтечей теорий социализма и коммунизма,
что отрицалось советской наукой.
То, что на Западе называли платоновским
коммунизмом, в СССР называли коммунизмом
потребления, в отличие от теории
научного коммунизма, то есть коммунизма
производства. Коммунизм Платона - и
исторически, и политически не признавался
советскими историками результатом
исследования, а более того, такая
формула считалась
Но
в этой утопии есть и положительная
черта. С редким реализмом Платон
понял характерную для
Список используемой литературы