Учение Платона об идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:38, реферат

Описание работы

Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 361 вновь посетил Сицилию по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, но эта поездка, как и предыдущие попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Содержание работы

1.Краткая биография философа
2. Введение
3. Утопия Платона
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

ТокареваНинаРеферат6322(Word 2003).docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему  свыше отрасль работы. Ни о каком  планировании процесса производства у  Платона нет и речи. Точно так  же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.

Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и специализации  отсутствует, даже не называется класс  рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только между  его свободными гражданами. Платон не забыл о рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.

Многие  исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в  идеальном государстве. Многие полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны, в меру той  свободы, которая допускается в  идеальном государстве.

Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его  сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому  сословию предоставлена у Платона  экономическая свобода. Члены его  производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам.

Платон  не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве  в идеальном государстве Платона.

В сущности, все сословия у Платона  закабалены одним - служением вечному  и абсолютному миру идей.

Разделение  умственного и физического труда  у Платона абсолютизировано и  увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое  Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой  формации и доведено до степени египетского  кастового строя.

Аскетически строй свое идеальное государство  Платона, однако мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что  взрослый или ребенок, свободный  или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие  песни.

Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё  государство, со всеми его мирными  обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.

Цель  жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов в  битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и  аскетический закон, и где тут  пляски и вечная игра.

В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном  государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие  от намеченного идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую  тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность  высших рабовладельческих классов  и низших классов, резко обособленных друг от друга.

Недостаточно  обосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его  вечно правильными, механически  и геометрически размеренными движениями? Общественные отношения, возникающие  по законам геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к  его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.

Платон  остался до конца верен строгим  и суровым идеалам старой Греции, в спартанско-критском духе.

В идеальном государстве Платона  не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов  не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего  совершенства оказывается у Платона  не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все  общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его  назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит  об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается  устроить счастье целого города, приводя  граждан в согласие с убеждением и необходимостью, и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты  реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически  она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона  со стороны некоторых государственных  и общественных деятелей.

Платон  был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом  потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и  исторически, и политически не признавался  советскими историками результатом  исследования, а более того, такая  формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.

Но  в этой утопии есть и положительная  черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного  полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил  ее в норму задуманного им проекта  идеального общественно-политического  устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
  2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ.   М.: «Молодая гвардия», 1993
  3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964
  4. http://aphorism-list.com/biography.php?page=platon

 


Информация о работе Учение Платона об идеальном государстве