Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
Введение
Философия начала зарождаться на заре
человеческой цивилизации, когда стали
усложняться хозяйственные и
гражданские отношения людей, возникали
зачатки научных знаний, появлялась
общественная потребность в изучении
общих принципов бытия и
Здесь родилось само слово «философия» (по-гречески «любовь к мудрости»). Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон. Полисный характер греческой жизни, роль в ней народного собрания и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) - постоянный интерес философии к проблемам физики, которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала в ней нашли выражение в этике (практической философии), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни.
Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов и человека вызвали необходимость обосновать нормы человеческой жизни, положение человека в мире, пути достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.
В Древней Греции выработались зачатки
материализма и идеализма. Диалектика
«материи» (из которой все создается)
и «идеи» (мыслимой картины действительности)
пронизывала всю греческую
Материалистические идеи развивались под воздействием наблюдения за природой, изучением математики и астрономии. Они зародились в городах Ионии (эта область была ближе всего к востоку), их придерживались Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Философский интерес ионийцев был направлен на человеческое окружение, которое они космизовали.
Идеализм развивала Италийская школа - пифагорейцы и элейцы: Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон. Они обращались к внутреннему миру человека. А в качестве первооснования брали число. Длительный путь самоуглубления увенчался у них обращением к разуму.
Однако «материя» и «идеи» поначалу рассматривались отдельно. Сократ был первым, кто пришел к их диалектике, применив дискурсивный метод. С Сократа начинается антропологическая ступень философии - обращение к человеку.
Сократ же выдвинул идею, согласно которой достоверное знание может быть достигнуто только с помощью понятия, строго фиксирующего в предмете познания его особенные признаки и черты, в силу которых этот предмет принадлежит некоторому обнимающему его общему роду. Так впервые орудием достоверного познания истины было провозглашено понятие. Но Сократ ограничил приложение открытого им метода областью этики. Он занимался исследованием таких понятий, как «мудрость», «дружба», «мужество» и т. п.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства, законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него - впервые в истории греческой мысли - в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме. Он во многом восстановил мифопоэтическую картину мира и в то же время противопоставил физическим описаниям онтологические обоснования. Платон впервые пришел к категориальной, ноуменальной («нус» - по-гречески «ум») диалектике.
Свои основные доктрины Платон вырабатывал в живом общении с близкими по духу мыслителями и в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Он не замыкался в стенах своей Академии, а был одной из деятельных сил кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана борьбой, которая принимала порой драматический характер, а самого философа ставила на грань жизненной катастрофы.
В процессе исторического развития
нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та,
которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен
культурный идеал
человечества: созидание жизни посредством
науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее
содержание его жизни и
деятельности; в этом заключается глубочайший
смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина
его неувядающего значения даже
для наших дней.
Глава 1. Жизнь Платона
Сведения о жизни Платона скудны и противоречивы. Слава сопутствовала ему еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом одно поколение передавало другому. Со временем фигура Платона в предании выросла до мифологического масштаба. Античные биографы, как правило, без отбора приводили сплетни, исторические факты и ходячие мифы, любили пересказывать сны и чудесные предзнаменования, якобы сопровождавшие Платона от колыбели до могилы.
Так, например, многие почтенные источники утверждают, что Платон, названный при рождении Аристоклом, был потомком древних аристократических родов, среди его предков и родственников называются и мифический афинский царь Кодр, и известный исторический деятель, политический реформатор Солон, и бог Посейдон, и глава тридцати тиранов Критий. Наконец, по одной из версий, его божественным отцом был сам Аполлон, в то время как земной муж его матери лишь усыновил ребенка. Достоверным же является тот факт, что родился Платон в богатой семье Аристона и Периктионы на острове Эгина, неподалеку от Афин. А Афины в то время (первая половина IV века до н.э.) были блестящим центром греческой культуры. В день рождения будущего философа (21 мая 427 г. до н.э.) греки веселились, на Делосе отмечался день рождения Аполлона. Как все афинские юноши его сословия, Платон обучался гимнастике, музыке, грамматике, писал стихи, обожал театр, участвовал в атлетических соревнованиях, в частности, истмийских, готовился стать доблестным гражданином. В последствии, свои художественные склонности и дарования, Платон с успехом поставил на службу философии. Этой науке Платон обучался сначала у Кратила, последователя Гераклита. Однако решающий поворот в его биографии связан с именем Сократа. В двадцать лет Платон стал слушателем сократовских бесед. До конца жизни философ хранил образ учителя в своей памяти и сделал его героем множества произведений.
После казни Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул Афины, чтобы вернуться сюда только через двенадцать лет. Его ждали Египет, Кирена, Южная Италия и Сицилия.
В самом начале путешествия Платон задержался в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых философов и ученых был Евклид (не автор знаменитых «Начал», а его «однофамилец»). Массу важных впечатлений и сведений Платон вынес из пребывания в Египте, который в то время был для греков образцом промышленной страны. Сильное впечатление на Платона произвели система обучения арифметике и фиксированные формы разделения труда, практиковавшиеся в этом государстве. Это оказало влияние на формирование научных и политических воззрений Платона. Дольше всего Платон пробыл в Гелиополе, центре египетской религии.
В африканской Кирене философ общался с видным греческим астрономом и сведущим в музыкальной акустике математиком Феодором, которого Платон сделал потом героем трех своих диалогов.
Затем Платон побывал в Южной
Италии, так называемой Великой Греции,
где большим успехом в то время
пользовалось учение пифагорейцев. Философ
специально прибыл сюда, чтобы ознакомиться
с их математическими
Последней остановкой Платона стала Сицилия и ее крупнейший город и культурный центр - Сиракузы. Политическим строем на Сицилии была тирания - переходная форма от господства старой аристократии к господству рабовладельчества. Власть в Сиракузах в то время вот уже 38 лет принадлежала энергичному и властолюбивому тирану Дионисию. При его дворе находилось множество поэтов, музыкантов, живописцев. Тут сильно развилось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Платон пытался увлечь Дионисия идеей просвещенной монархии, но не преуспел в этом деле.
Тогда философ сблизился с
В 387 г. до н.э. в сорокалетнем возрасте - а греки считали его временем расцвета человека - Платон вернулся в Афины. Он купил участок рощи, носившей имя древнеаттического героя Академа, и организовал тут первую в истории человечества подлинно научную школу - Академию. По приданию, над ее дверями висела надпись: «Необученным геометрии вход воспрещен». Математика не только преподавалась в Академии, но и была важным предметом научных исследований, проводившихся учеными школы. Школа Платона стала эпохой в истории античной математики. Отсюда вышли знаменитые математики Теэтет, Евдокс и многие другие. В умственной атмосфере Академии вырос и созрел гений величайшего из учеников Платона, Аристотеля, который пробыл здесь двадцать лет.
После основания Академии Платон совершил еще две поездки в Сицилию при преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н.э. Инициатором приглашения был Дион, с которым Платон подружился во время своего первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение в надежде теперь уже через посредство Дионисия Младшего осуществить свой проект идеального государственного строя. Он настоял, чтобы тиран прошел курс обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия внушили ему мысль, будто целью Платона было отдалить Дионисия от государственных дел и возвысить Диона. Поводом для обвинения Диона послужили также перехваченные письма к карфагенским полководцам. Дион был отправлен в ссылку, и все его попытки примириться с тираном проваливались.
Платон же решил вернуться в Афины, но при отъезде был задержан. Только в результате настояний Архита из Тарента ему удалось покинуть Сиракузы и уехать в Спарту, где он встретился с Дионом.
В 357 г. до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его поддерживали участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион одержал победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим платоновцем Каллипом, который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы Диона, которые ему так и не удалось осуществить, несомненно, испытали на себе влияние платоновских идей.
Оставшуюся жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись в активной политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции слушателям Академии и сочинял философские диалоги. Умер Платон в 347 г. До н.э., по иронии судьбы, 21 мая - в день рождения свой собственный и бога Аполлона.
Глава 2: Мотивы и предпосылки
возникновения учения об идеях
Платоновская идеалистическая диалектика
развивалась в борьбе против материализма
Демокрита и гераклитовской диалектики
логоса и мира вещей, а также против античной
софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии,
эпоха Платона
обусловлена постановкой гносеологической
проблемы, – размышлением о сущности знания.
Этот поворот мышления в сторону исследования
самого себя совершается здесь впервые,
и великое научное значение Платона заключается
именно в том, что он в этом повороте увидел
существенную и самую важную сторону деятельности
Сократа.
В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания,
Платон развивает ту мысль, что нравственное
требование самопознания имеет в виду
особенный вид знания, объектом которого
служат не другие предметы, как у обыкновенного
знания, а оно само, т.е. имеет в виду знание
о знании. Это заимствованный Платоном
без всяких урезок принцип Сократа.
Ядром научной доктрины Платона является
основной вопрос о сущности знания, и в
ответе на этот вопрос он превзошел Сократа.
Сократ всегда ограничивался тем, что
для всякого вопроса практической жизни
искал общего правила, на основании которого
данный вопрос должен быть решен. Его жизненным
идеалом было хотение по правилам. Философствование
Сократа, по содержанию направленное на
отыскание прочных нравственных принципов,
приняло форму знания, выражавшегося в
понятиях.
Эта же задача была руководящей и для Платона;
но у него она получила большие размеры
и разветвилась в нескольких направлениях.
Известную роль играло при этом прежде
всего то обстоятельство, что в Платоне,
рядом с этико-политическим, возник и чисто
научный интерес к математическому познанию.
Несомненно, что в своей философии Платон
в такой же сильной степени находился
под влиянием математических мотивов,
в какой он сам способствовал развитию
греческой математики. Платон увидел в
математических проблемах благодатную
почву для исследования при помощи понятий,
- область точных определений и недоступных
сомнению доказательств.
Сократовское требование, чтобы
знание выражалось понятиями, у Платона
распространилось с практических на теоретические
проблемы, а это должно было вызвать изменения
в самом процессе образования понятий.
Сократ старался вывести общие правила
и понятия ценности, исходя из отдельных
представлений, отыскивая и сравнивая
аналогичные им случаи; но этот индуктивный
прием был недостаточен для отыскания
математических понятий.
Платон должен был осознать недостаточность
сократовской схемы, как только его задача
– знание, выражаемое в понятиях – предстала
перед ним в более широких размерах.
Знание, выражающееся в понятиях, должно
проследить также и подразделение родовых
понятий на видовые; оно должно сделать
своей задачей изложение порядка и связи
всех понятий между собой. Для подразделения
Платон перенял метод элейцев: исследование
вопроса, рассматривая сначала одно возможное
решение, а затем другое – прямо противоположное.
Также он ввел метод гипотетического исследования
понятий, сводившийся к тому, что
пригодность и достоверность добытого
мышлением понятия проверялись правильностью
следствий, которые из него можно вывести.
Все эти действия, - отыскивание понятий,
их подразделение и размещение в определенном
порядке, их гипотетическое исследование,
Платон соединил общим именем диалектики;
понятия же, которыми занимается последняя,
он назвал идеями.
Глава 3: Учение Платона об идеях
Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь «тенью» умопостигаемого мира «идей» (по-гречески «эйдосов»).
«Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи». В то время как «идея» является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. «Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».
Платон, чрезвычайно любящий