Учение Платона об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.

Файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Кроме мира вещей и мира «идей» существует еще мир небытия. Это  «материя». Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. «Материя»  Платона - беспредельное начало и  условие пространственного обособления  множества вещей, существующих в  чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует «материю»  как всеобщую «кормилицу», как «восприемницу» всякого рождения и возникновения. «Материя» совершенно неопределенна  и бесформенна. Чувственный мир - то есть все окружающие нас предметы - это нечто среднее между обеими сферами. Между областью «идей» и  областью вещей у Платона посредствует еще «душа мира», или мировая  душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира «идей» и  мира «материи».

Царство «идей» Платона представляет собой определенную систему: «идеи» бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся «идея» истины и «идея» прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является «идея» блага. «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое - познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав». «Идея» блага стягивает все множество «идей» в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя «благо» скрывается во мраке непостижимого, некоторые черты «блага» все же могут быть уловлены.

В известном смысле Платон отождествил  “благо” с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным.

В «Пире» нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет о любви, о прекрасном, и приходит к описанию сущности прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это, можно составить представление о сущности платоновских «идей» вообще.

Тот, кто познает саму «идею» прекрасного, «увидит вдруг нечто удивительно  прекрасное по природе, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения. Во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий она не испытывает» («Пир»).Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие «идеи» уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде всего у Гераклита. Его «идея» уже не наивно-описательно, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей. 
Глава 4. Теория познания Платона 
 
Учение Платона многосторонне, сложно и противоречиво. Это – целый спектр различных точек зрения и их оттенков. Среди них объективный идеализм – воззрение преобладающее, но не единственное. В идеалистическую основу системы взглядов Платона вторгается дуализм, учение о двух мирах. Платон разделял человеческое существо на тело и душу, имеющих разную природу. 
Тело - темница души, оно смертно и неразумно, душа человеческая есть бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся в телесную оболочку. Этот ярко идеалистический и даже мистический взгляд на природу души Платон запечатлел в двух диалогах – в «Федре» и в «Федоне». В первом из них в форме мифа рисуется потусторонне происхождение души, ее «крылатая» природа, борьба разумного начала души и управляемых этим началом чувств с низменными началами, вселение падших душ в телесную 
форму, падение их на Землю, обреченность их на искупительные 
перевоплощения. В «Федоне» излагаются доводы, посредством которых Сократ пытается доказать бессмертную природу души.  
 
С мифом о природе души у Платона связано и его понимание знания. Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит истинное знание. Это – воспоминание о нечувственном бытии, которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело и обладает им независимо от всяких актов восприятия. Этот мотив характерен для теории познания Платона, по которой всякое знание, выражающееся в понятиях, есть воспоминание.  
 
Для психологического объяснения этой доктрины Платон пользуется законом ассоциации по сходству. Познающее сознание, получая восприятия, припоминает некоторое понятие, сходное с ними, служащее их прототипом. 
Для этого необходимо, чтобы такое первообразное понятие существовало в душе, еще до напомнивших о нем восприятий, хотя бы как несознаваемое. 
Подобное скрытое существование возможно только в силу того, что идея была познана душой прежде, чем для души, благодаря ее слиянию с телом, сделались возможными восприятия, и что теперь, на основании данного закона, по поводу восприятий в сознании воспроизводится сходная с ними идея.  

 

 
Это учение Платон развивает в «Федоне», используя идею сходства. Когда вещи называют «сходными», то они в действительности никогда не бывают совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше различать их каким-либо образом, т.е. находить несходными. Если же к ним все-таки применяется понятие сходства, то это понятие мы получаем не из них, а должны были принести с собой в мир, т.е. должны были обладать им раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только «напоминают» нам абсолютную идею сходства. 
 
Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как 
первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней восприятиями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 5. Телеологический порядок в мире идей Платона 
 
Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на вершине пирамиды, превыше истины и знания, по силе и достоинству – выше пределов сущности – пребывает идея блага. Ум, возвышающийся в познании до идей, едва ли может только коснуться ее. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания; он сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать 
от нее сущность. Она есть источник всякого бытия и всякого знания.  
 
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности всех явлений и процессов мира. Благо является не только верховной причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в «Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее содержание, есть лишь какое-нибудь определенное, частное благо, существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится, 
таким образом, к понятию абсолютной цели, т.е. по существу, является формальным определением. 
 
Только в такой общей форме можно рассматривать идею добра как силу, определяющую мир возникновения. Это – понятие мировой цели, которая мыслится как причина всего совершающегося. Содержание «добра» здесь уже не может быть определено, т.к. это не какая-нибудь частная цель, а единая и всеохватывающая совокупность всех целей. 
 
Платон так сильно подчеркивает это отношение, что у него весь мир идей сливается в идее добра. Таким образом, последняя становится единством, которое приравнивается всей «сущности» и потому может быть просто обозначено как «причина». Мировая цель мыслится как система целей, образующих в отдельности частные идеи, и в качестве такой общей совокупности «сущность» есть причина возникновения. 
 
Платон обозначил добро как единое, или как единицу, из которой возникает сначала высшая множественность идей, а затем – низшая множественность чувственных вещей.  

 
Заключение 
 
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий, оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей неповторимостью и глубиной. 
Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной из 
фундаментальных философских систем – философского идеализма. 
Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим родоначальником.  
Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия и познания. 
Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего Платон 
идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона, главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству. 
Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в 
безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к 
самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона нашло высокую оценку у потомства и было усвоено в основных своих моментах последующим развитием философии.  
 
Платон понимает идею как идеал, который представляет собой, т. к. идеи и вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной идеи блага.  
В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны учения об идеях. 
Платоновская идеалистическая диалектика явилась существенным этапом в истории древнегреческой диалектической мысли.  
Как в жизни, так и в учении Платона проявилась цельность его личности: в ней соединяется множество стремлений, и она представляется благодаря этому связанной со всеми духовными силами своего времени.  
Душа платоновского идеализма – учение о благе.  

Платон - основатель одного из основных течений в философии -объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма - учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании - это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями.

Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания - интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.

Влияние Платона было явным в  первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.

Ученик Платона - Аристотель - ввел другую методологическую программу - опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения. Она и сейчас определяет лицо научного познания.

Чем же может быть важен Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в святая святых - воспроизводство человека. Она постоянно работает над усовершенствованием и производством все более и более разрушительного оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны, но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность, нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою роль может сыграть и Платон.

Изучение теории и практики античного  диалога, оказавшего огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность догматическому, мышления. Опыт древних греков сегодня актуален и необходим, ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых по - своему пытались разобраться граждане древнегреческих полисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Канке В.А. Философия: учебник  / В.А. Канке. - М.: Логос, 2001. - 272с.

2. Алексеев П.В. Философия / П.В.  Алексеев; А.В. Панин. - М.: Проспект, 2007. Платон философия

3. Иконникова Г.И. Философия древнего  мира / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. Юнита - дана, 2010. - 248с.

4. Чарнышев А.Н. Философия древнего мира / А.Н. Чернышев. Высшая школа, 2003.

 
 
5.Виндельбанд В. Платон. Киев: «Зовнiшторгвидав Украiни», 1993 
 
6.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: «Мысль», 1984 
 
7.Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. 
М.: «Логос», 1999 
 
8.История античной диалектики. М.: «Мысль», 1992 
 
9.Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие для вузов. М.: 
«Политиздат», 1988 
 
10.Философия: учебное пособие для слушателей (студентов) заочного обучения 
юридических вузов. СПб., 2000  
 


Информация о работе Учение Платона об идеях