Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
Кроме мира вещей и мира «идей»
существует еще мир небытия. Это
«материя». Но она не вещественная основа,
или субстанция вещей. «Материя»
Платона - беспредельное начало и
условие пространственного
Царство «идей» Платона представляет собой определенную систему: «идеи» бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся «идея» истины и «идея» прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является «идея» блага. «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое - познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав». «Идея» блага стягивает все множество «идей» в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя «благо» скрывается во мраке непостижимого, некоторые черты «блага» все же могут быть уловлены.
В известном смысле Платон отождествил “благо” с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным.
В «Пире» нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет о любви, о прекрасном, и приходит к описанию сущности прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это, можно составить представление о сущности платоновских «идей» вообще.
Тот, кто познает саму «идею» прекрасного,
«увидит вдруг нечто
Глава 4. Теория познания Платона
Учение Платона многосторонне, сложно
и противоречиво. Это – целый спектр различных
точек зрения и их оттенков. Среди них
объективный идеализм – воззрение преобладающее,
но не единственное. В идеалистическую
основу системы взглядов Платона вторгается
дуализм, учение о двух мирах. Платон разделял
человеческое существо на тело и душу,
имеющих разную природу.
Тело - темница души, оно смертно и неразумно,
душа человеческая есть бессмертная сущность
небесного происхождения, вселившаяся
в телесную оболочку. Этот ярко идеалистический
и даже мистический взгляд на природу
души Платон запечатлел в двух диалогах
– в «Федре» и в «Федоне». В первом из них
в форме мифа рисуется потусторонне происхождение
души, ее «крылатая» природа, борьба разумного
начала души и управляемых этим началом
чувств с низменными началами, вселение
падших душ в телесную
форму, падение их на Землю, обреченность
их на искупительные
перевоплощения. В «Федоне» излагаются
доводы, посредством которых Сократ пытается
доказать бессмертную природу души.
С мифом о природе души у Платона связано
и его понимание знания. Даже под бременем
тела на Земле, вдали от занебесной области,
душа хранит истинное знание. Это – воспоминание
о нечувственном бытии, которое она созерцала
до вселения на Землю и до своего заключения
в тело и обладает им независимо от всяких
актов восприятия. Этот мотив характерен
для теории познания Платона, по которой
всякое знание, выражающееся в понятиях,
есть воспоминание.
Для психологического объяснения этой
доктрины Платон пользуется законом ассоциации
по сходству. Познающее сознание, получая
восприятия, припоминает некоторое понятие,
сходное с ними, служащее их прототипом.
Для этого необходимо, чтобы такое первообразное
понятие существовало в душе, еще до напомнивших
о нем восприятий, хотя бы как несознаваемое.
Подобное скрытое существование возможно
только в силу того, что идея была познана
душой прежде, чем для души, благодаря
ее слиянию с телом, сделались возможными
восприятия, и что теперь, на основании
данного закона, по поводу восприятий
в сознании воспроизводится сходная с
ними идея.
Это учение Платон развивает в «Федоне»,
используя идею сходства. Когда вещи называют
«сходными», то они в действительности
никогда не бывают совершенно сходны;
для того, чтобы их назвать сходными, следовало
раньше различать их каким-либо образом,
т.е. находить несходными. Если же к ним
все-таки применяется понятие сходства,
то это понятие мы получаем не из них, а
должны были принести с собой в мир, т.е.
должны были обладать им раньше и с самого
начала. Относительно же сходные вещи
только «напоминают» нам абсолютную идею
сходства.
Всякое знание, выражаемое в понятиях,
есть воспоминание; как
первоначальное, до всякого восприятия
приобретенное достояние души, оно возвращается
в сознание, как только идея вызвана сходными
с ней восприятиями.
Глава 5. Телеологический порядок в
мире идей Платона
Область идей представляет, по Платону,
систему, подобную пирамиде: на вершине
пирамиды, превыше истины и знания, по
силе и достоинству – выше пределов сущности
– пребывает идея блага. Ум, возвышающийся
в познании до идей, едва ли может только
коснуться ее. Идея блага по своей природе
выходит за пределы одного лишь познания;
он сообщает предметам не только способность
быть познаваемыми, но и способность существовать
и получать
от нее сущность. Она есть источник всякого
бытия и всякого знания.
Учение об идее блага сообщает учению
Платона о бытии и о мире характер телеологического
учения, т.е. учения о целесообразной направленности
всех явлений и процессов мира. Благо является
не только верховной причиной бытия, но
и целью. Идея блага, или добра, не имеет
никакого другого содержания. Если начинать
исследование (как это было сделано в «Филебе»)
с разбора волевой стороны человеческой
жизни, то эта идея окажется жизненной
целью; но все, что при этом можно обозначить
как ее содержание, есть лишь какое-нибудь
определенное, частное благо, существующее
наряду с другими благами. Понятие самого
добра сводится,
таким образом, к понятию абсолютной цели,
т.е. по существу, является формальным
определением.
Только в такой общей форме можно рассматривать
идею добра как силу, определяющую мир
возникновения. Это – понятие мировой
цели, которая мыслится как причина всего
совершающегося. Содержание «добра» здесь
уже не может быть определено, т.к. это
не какая-нибудь частная цель, а единая
и всеохватывающая совокупность всех
целей.
Платон так сильно подчеркивает это отношение,
что у него весь мир идей сливается в идее
добра. Таким образом, последняя становится
единством, которое приравнивается всей
«сущности» и потому может быть просто
обозначено как «причина». Мировая цель
мыслится как система целей, образующих
в отдельности частные идеи, и в качестве
такой общей совокупности «сущность»
есть причина возникновения.
Платон обозначил добро как единое, или
как единицу, из которой возникает сначала
высшая множественность идей, а затем
– низшая множественность чувственных
вещей.
Заключение
В истории философии Платон признается
одним из величайших мыслителей древности.
Несмотря на то, что философское наследие
Платона является предметом изучения
и толкования на протяжении более двух
тысячелетий, оно до сих пор привлекает
внимание исследователей-платоноведов
своей неповторимостью и глубиной.
Наиболее значительное достижение Платона
– это создание одной из
фундаментальных философских систем –
философского идеализма.
Идеалистическая линия развития философии
признает Платона своим родоначальником.
Философская система Платона представляет
собой всеобъемлющее учение о мире и человеке,
вырастающее из проблем земного и внеземного
существования бессмертной человеческой
души. В ее бессмертии находит объяснение
способность души постигать точное, прекрасное
и вечное, имея в опыте только неопределенное,
несовершенное и преходящее. Из платоновской
философии вошло в культурный обиход человечества
не только понимание идеи как идеала, представляющего
собой ключ бытия и познания.
Идеализм Платона – идеализирующее учение.
Прежде всего Платон
идеализирует познавательную деятельность
человека. По мнению Платона, главное в
познании – усмотрение перспективы движения
к совершенству.
Сущность человека, согласно учению об
идеях, заключается в
безостановочном устремлении к познанию
совершенства бытия, своего собственного
совершенства и своего идеала, и тем самым
к
самоусовершенствованию. Гносеологическое
учение Платона нашло высокую оценку у
потомства и было усвоено в основных своих
моментах последующим развитием философии.
Платон понимает идею как идеал, который
представляет собой, т. к. идеи и вещи получают
смысл лишь при их приближении к совершенству
верховной идеи блага.
В его философских диалогах запечатлены
все наиболее важные стороны учения об
идеях.
Платоновская идеалистическая диалектика
явилась существенным этапом в истории
древнегреческой диалектической мысли.
Как в жизни, так и в учении Платона проявилась
цельность его личности: в ней соединяется
множество стремлений, и она представляется
благодаря этому связанной со всеми духовными
силами своего времени.
Душа платоновского идеализма – учение
о благе.
Платон - основатель одного из основных
течений в философии -
Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания - интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.
Влияние Платона было явным в
первые века нашей эры, когда формировалось
Ученик Платона - Аристотель - ввел другую методологическую программу - опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения. Она и сейчас определяет лицо научного познания.
Чем же может быть важен Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в святая святых - воспроизводство человека. Она постоянно работает над усовершенствованием и производством все более и более разрушительного оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны, но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность, нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою роль может сыграть и Платон.
Изучение теории и практики античного
диалога, оказавшего огромное влияние
на мировое диалоговое и риторическое
искусство, может помочь делу возрождения
в нашу пору культуры античного диалектического мышления,
выработке необходимых навыков творческого,
в противоположность
Список литературы
1. Канке В.А. Философия: учебник / В.А. Канке. - М.: Логос, 2001. - 272с.
2. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев; А.В. Панин. - М.: Проспект, 2007. Платон философия
3. Иконникова Г.И. Философия
4. Чарнышев А.Н. Философия древнего мира / А.Н. Чернышев. Высшая школа, 2003.
5.Виндельбанд В. Платон. Киев: «Зовнiшторгвидав
Украiни», 1993
6.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды.
М.: «Мысль», 1984
7.Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь
к мудрости, или мудрость любви.
М.: «Логос», 1999
8.История античной диалектики. М.: «Мысль»,
1992
9.Спиркин А.Г. Основы философии: учебное
пособие для вузов. М.:
«Политиздат», 1988
10.Философия: учебное пособие для слушателей
(студентов) заочного обучения
юридических вузов. СПб., 2000