Учения Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

По словам очевидцев, Аристотель был худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал еобычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.

Содержание работы

Введение 3
Этическое учения Аристотеля 4
Учение о четырёх причинах 4
Философия природы – натурфилософия 4
Первая философия 4
Практическая философия 4
Политика и экономика 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Oglavlenie.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из Стагиры - городf на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III и был известен во всей Македонии, занимал большое общественное положение.

По словам очевидцев, Аристотель был  худощавый, он   имел худые  ноги,  маленькие  глазки  и  шепелявил.  Но зато  любил  одеться,  носил  по  несколько  дорогих  перстней  и  делал еобычную  прическу.  Воспитываясь  в  семье  врача,  и  поэтому, самостоятельно  занимаясь  медициной,  Аристотель,  однако,  не  стал профессиональным  врачом.  Но  медицина  осталась  для  него  на  всю  жизнь настолько  родной  и  понятной  областью,  что  впоследствии  в  своих труднейших  философских  трактатах  он  дает  пояснения  на  примерах  из медицинской  практики.

 В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона. По истечении 10 лет после смерти учителя Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии» и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года до нашей эры он умер.

Сочинения Аристотеля сохранились, можно  сказать, чудом. До I века н.э. они пролежали  в подземном книгохранилище, а  затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они  оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Основные вопросы философии, логики, психологии, естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Древней Греции, получили у Аристотеля полное и всестороннее освещение.

Аристотель разделяет науки  на теоретические, цель которых —  знание ради знания, практические и  «поэтические» (творческие). К теоретическим  наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же —  теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика — наука о государстве. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно, оно прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

Этическое учения Аристотеля

 

Основа: идея свободы. Человек  – свободное существо, и свободные  действия человека определяются не только разумом, но и волей. Именно от воли зависит выбор человеком пути: добродетель или порок. Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой «благодействие» или несчастье человека определяется капризами судьбы.

 В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Заложенная в человеке цель может быть реализована:

1) В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности.

2) При условии, что  деятельность осуществляется высшим, лучшим способом.

3) Эта деятельность  самоценна, то есть она не  может быть средством для чего-то другого, она есть цель.

Следовательно, свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика – это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему, в первую очередь, в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека». Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели (внутренние порядоки или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии) являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души . По пониманию философа, душа свойственна только естественным предметам, способным к жизни.

Существует 3 вида души:

1) растительная.

2) животная – способность  ощущать, и поэтому способность  к разным чувствам, эмоциям, страстям.

3) разумная – способная  к познанию мира.

Души растительная и  животная связана с телом и смертна, разумная – бессмертна (у человека есть все три вида души).

Разумная душа – частица  мирового божественного разума, где  она из божественного разума переходит  в тело человека при его рождении, после смерти – опять сливается  с божественным разумом. Разумная душа получает все знания о формах, сущностях. Однако, являясь душой человека, разумная душа утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить знания, необходимы интеллектуальные усилия человека и чувственный внешний толчок.

Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которое существует в памяти и создает чувственное знание – опыт. Опыт, с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний.

Учение о четырёх  причинах

 

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

  1. Материя —многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма — сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая, или производящая причина—характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  4. Цель, или конечная причина. У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

 

 

Философия природы  – натурфилософия

 

Всему миру природы свойственна  бесконечная текучесть или изменчивость, и натурфилософия Аристотеля берет  за основу анализ процесса изменения. Каждое изменение нарушает непрерывность. Оно начинается с отсутствия чего-то, приобретаемого в процессе изменения. Так, строительство дома начинается с чего-то бесформенного, а завершается упорядоченной структурой, или формой. Так что изначальная лишенность и конечная форма необходимо присутствуют в любом изменении. Однако изменение также и непрерывно, поскольку нечто никогда не возникает из ничего. Чтобы объяснить непрерывность, Аристотель вопреки Платону утверждает необходимость признать существование третьего момента, лежащего в основе перехода от лишенности к форме. Он называет его субстратом (греч. "гипокейменон"), материей. В случае возведения дома материей является дерево и прочий строительный материал. В случае изготовления статуи это - бронза, которая наличествует здесь вначале в состоянии лишенности, а затем сохраняется как основа законченной формы.

Аристотель различает  четыре типа изменений. Наиболее фундаментальное - то, при котором возникает новая  сущность, способная к самостоятельному существованию. Это может произойти  лишь в результате разрушения некой предшествовавшей сущности. В основе такого изменения лежит одна чистая потенция материи. Однако любая материальная сущность, как только она возникла, обретает способность к дальнейшим изменениям своих атрибутов или акциденций. Эти акциденциальные изменения распадаются на три типа: 1) по количеству, 2) по качеству, 3) по месту. Последний принимает участие во всех прочих видах изменения. Всякое преобразование измеряется также временем, т.е. числом изменения. Такая временная мера требует присутствия ума, который способен помнить прошлое, предвидеть будущее, разделять соответствующие интервалы времени на отрезки и сравнивать их друг с другом.

У всякой природной сущности, возникшей в результате процессов  изменения, имеются две внутренне  присущие ей причины, от которых с необходимостью зависит ее существование в природе. Это - исходная материя (как бронза, из которой сделана статуя), из которой эта природная сущность возникла, и та специфическая форма или структура, которая делает ее именно того рода бытием, каким она является (как форма законченной статуи). В дополнение к этим внутренним причинам, материи и форме, должна иметься еще некая внешняя, действующая причина (например, действия скульптора), которая придает материи форму. Наконец, должна иметься конечная цель (идея статуи в уме скульптора), которая направляет действующую причину (причины) в каком-то вполне определенном направлении. Изменение есть актуализация того, что пребывает в потенции; поэтому ничто движущееся не может двигать само себя. Всякое подвижное бытие нуждается в некой внешней действующей причине, которой объясняется его происхождение и дальнейшее существование. Это верно применительно ко всей физической Вселенной, которая, как полагал Аристотель, пребывает в вечном движении. Чтобы объяснить это движение, необходимо признать существование первого, неподвижного двигателя (перводвигателя), не подверженного изменению. Когда необходимые следствия двух или более независимых друг от друга причин сходятся в одной и той же материи, происходят случайные и непредсказуемые события, однако событиям в природе в основном присуща упорядоченность, что и делает возможным естествознание. Порядок и гармония, пронизывающие почти весь мир природы, также приводят к заключению о существовании неизменной и разумной первопричины.

Естественно, что в  своих астрономических воззрениях Аристотель находился под влиянием современной ему науки. Он полагал, что Земля является центром Вселенной. Движение планет объясняется вращением  окружающих Землю сфер. Внешняя сфера - сфера неподвижных звезд. Она обращается, непосредственно восходя к неподвижной первопричине, которая, будучи лишена всякой материальной потенциальности и несовершенства, полностью нематериальна и недвижима. Даже небесные тела движутся, обнаруживая этим свою материальность, но они состоят из более чистой материи, чем та, что имеется в подлунном мире. В подлунном же мире мы обнаруживаем материальные сущности различных уровней. Во-первых, это основные элементы и их сочетания, образующие царство неживого. Ими движут исключительно внешние причины. Далее идут живые организмы, начала растения, имеющие органически дифференцированные части, способные воздействовать друг на друга. Таким образом, растения не просто увеличиваются и порождаются внешними причинами, но растут и размножаются самостоятельно. Животные обладают теми же растительными функциями, но они наделены также органами чувств, позволяющими им принимать во внимание вещи окружающего мира, стремясь к тому, что способствует их деятельности, и избегая всего вредоносного. Сложные организмы строятся на основе простых и, возможно, возникают из них в результате постепенных изменений, однако по этому вопросу Аристотель не высказывается сколько-нибудь определенно.

Высшее земное существо - человек, и трактат О душе целиком посвящен исследованию его природы. Аристотель недвусмысленно заявляет, что человек - материальное существо, несомненно являющееся частью природы. Как и во всех природных объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из которого он возникает (человеческое тело), и определенная форма или структура, одушевляющая это тело (человеческая душа). Как и в случае любого другого природного объекта, данная форма и данная материя не просто наложились друг на друга, но представляют собой составные части единого индивидуума, каждая из которых существует благодаря другой. Так, золото перстня и его кольцевая форма - это не две разные вещи, но одно золотое кольцо. Подобно этому человеческая душа и человеческое тело - две существенные, внутренне необходимые причины единого природного существа, человека.

Человеческая душа – форма человека, состоит из трех соединенных частей. Во-первых, в ней имеется растительная часть, которая позволяет человеку питаться, расти и размножаться. Животная составляющая позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с места на место подобно другим животным. Наконец, первые две части увенчивает разумная часть - вершина человеческой природы, благодаря которой человек обладает теми замечательными и особыми свойствами, которые отличают его от всех остальных животных. Каждая часть, чтобы начать действовать, по необходимости развивает сущностные акциденции, или способности. Так, в ведении растительной души находятся различные органы и способности питания, роста и размножения; животная душа отвечает за органы и способности ощущения и передвижения; разумная же душа заведует нематериальными умственными способностями и разумным выбором, или волей. Познание следует отличать от деятельности. Оно не включает построения чего-то нового, но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким, как оно есть. Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени. Именно таким образом человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.

Информация о работе Учения Аристотеля