Учения Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

По словам очевидцев, Аристотель был худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал еобычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.

Содержание работы

Введение 3
Этическое учения Аристотеля 4
Учение о четырёх причинах 4
Философия природы – натурфилософия 4
Первая философия 4
Практическая философия 4
Политика и экономика 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Oglavlenie.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Риторика - орудие политического  искусства, и потому трактат Аристотеля "Риторика" следует поместить  в один ряд с "Политикой". Риторика - искусство убеждения, которое принимает две различные формы. В одном случае от слушателя ничего не требуется, кроме склонности к теории, и потому речь должна носить аргументированный характер. Во втором случае речь обращена к слушателю, от которого мы хотели бы добиться принятия какого-то решения. Такая практическая речь разделяется, в свою очередь, на две разновидности: во-первых, можно выделить судебную речь о каком-либо прошлом событии, подлежащем рассмотрению в суде; во-вторых - политическую речь о делах будущих. В той или иной конкретной ситуации требуются свои правила и методы риторического искусства. Мышление Аристотеля направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. Вместе эти два убеждения породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. Аристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учения, которое пережило яростные нападки приверженцев иных взглядов и периоды полного забвения и равнодушия.

 

Политика и  экономика

 

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей  к совместной жизни и к политическому  общению. По Аристотелю, человек –  политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом  социальной жизни он считал образование  семьи – муж и жена, родители и дети… потребность во взаимном обмене привела к общению семей  и селений. Так возникло государство. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни.

Аристотель был сторонником  рабовладельческой системы, поэтому  его политические и социологические воззрения проникнуты мыслью о необходимости упрочить рабовладельческое государство.

Исходя из этого, он считал, что для одного человека полезно  и справедливо быть рабом, для  другого — господином. Вопреки  исторической правде, он утверждал, будто бы и господином и рабом, в их взаимном объединении, руководит общность интересов.

Аристотель считал рабство  существующим по природе и стремился  увековечить господство рабовладельцев над рабами.

Аристотелевское определение  раба ярко характеризует классовую природу его социально-политических взглядов: «...Кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот, по своей природе, раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью...». Раба Аристотель считал «говорящим орудием», принадлежащим господину, который является «общественным животным», членом общества.

Рабовладельческое государство, по Аристотелю, наиболее совершенная  форма общения людей. Власть в  государстве, по его мнению, не должна принадлежать ни богатым, ни бедным, но среднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве,— говорил он,— мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и средина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше».

Государственные формы  Аристотель делил на «нормальные» (монархия, аристократия и полития) и «ненормальные» (тирания, олигархия, демократия). Наилучшей государственной формой он признавал «среднюю» — политию.

Наилучшее государство  – это такое общество, которое  достигается через посредством  среднего между рабовладельцами  и рабами элемента, и те государства  имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Заключение

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий  философ. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И  вся  жизнь  Аристотеля  состояла  в  бесконечном  стремлении найти,  проанализировать,  схватить  истину,  докопаться  до  смысла окружающего  мира.  В  своих  зоологических  трактатах  Аристотель устанавливает  и  характеризует  более  400  видов животных.  Он  описал  158 различных  греческих  и  негреческих  законодательств. Работы Аристотеля, которые подвели итог развитию философских, естественнонаучных и политических идей в древней Греции, достижениям древнегреческой науки, явились ценными документами той эпохи. Они дали толчок для дальнейшего развития ряда научных областей (философии, логике, математике, органике, теории государства). Критика Аристотелем идеализма Платона, передовые материалистические элементы аристотелевской натурофилософии и теории познания, его теории логики, его диалектика явились великим достижением науки древнего мира.

Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли  до Платона включительно, но и создал систему знаний и сам стиль  научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым  философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей знания, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести к противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное не выделении той или иной стороны его учения.

 Вся  V  книга   его основного  трактата  "Метафизика"  специально  посвящена  философской  терминологии,  и  каждый  термин  у  него  выступает  в  5  -  6  значениях. Аристотель  был  сильным  человеком.  И  когда  оказалось,  что  деваться уже  некуда,  и  с  ним  могут  расправиться  как  до  этого  с  Сократом он,  как  можно  предполагать,  принял  яд.  Так  кончилась  жизнь Аристотеля.  И  всё же  его  искания,  вся  его  жизнь  свидетельствуют  о небывалом  мужестве  великого  человека,  для  которого  даже  сама  смерть стала  актом  мудрости  и  невозмутимого  спокойствия.

Список использованной литературы

 

  1.  Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М.,1982
  2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др.; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005
  4. Интернет – ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C#.D0.AD.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.B2.D0.B7.D0.B3.D0.BB.D1.8F.D0.B4.D1.8B
  5. А Н. Чанышев. Аристотель. Москва, 1981.

 


Информация о работе Учения Аристотеля