Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:46, реферат
Уильям Оккам является одним из наиболее значимых философов эпохи средневековья. Это фигура, предопределившая закат схоластики и открывающая эпоху “кватроченто”. Как мыслитель своего времени Оккам является схоластом. Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной на тот момент времени теории “двойственной истины”, суть которой заключалась в разграничении областей философии и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного.
ВВЕДЕНИЕ
Уильям Оккам
является одним из наиболее значимых
философов эпохи средневековья.
Это фигура, предопределившая закат
схоластики и открывающая эпоху
“кватроченто”. Как мыслитель своего
времени Оккам является схоластом.
Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной
на тот момент времени теории “двойственной
истины”, суть которой заключалась
в разграничении областей философии
и теологии. Философии отдавалась
область знания (естественный мир),
теологии - область сверхъестественного. Г
Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.
РАЗДЕЛ 1. Политические, правовые воззрения Оккама в условиях исторической среды
Уильям Оккам замыкает эпоху Средневековья и является наиболее значительным схоластом после Фомы Аквинского. Сведений о его жизни крайне мало. Даты его рождения и смерти точно не известны. По одним источникам он родился около 1280 года, по другим дата его рождения находится между 1290 и 1300 годами. Также не установлена и точная дата смерти, по одним источникам это 10 апреля 1349 года, по другим это 10 апреля 1350 года. Более верной датой смерти кажется 10 апреля 1349 года, так как в этом году свирепствовала “черная смерть” - холера. Неоспоримым фактом является то, что родился он в Англии в селении Оккам.
Учился Уильям Оккам
в Оксфорде, где изучал сначала
философию и другие науки из их
официального свода, а затем - теологию.
В то время неотъемлемым элементом
схоластического образования
К моменту выхода
Оккама на философскую арену
Томисты яростно ополчаются против материалистического истолкования аристотелизма у последователей Аверроэса, против тезисов о вечности мира, смертности индивидуальной души. В конечном счете, Фома Аквинский подчиняет знание вере.
Скотисты, с одной стороны, хотели бы отстоять религиозные догмы от критики вольнодумцев, но с другой стороны, скотисты - за науку и хотели бы обеспечить ей возможность беспрепятственного развития. Выход из создавшегося противоречия они нашли в теории двойственности истины. Согласно ей философское и церковное учение две непересекающиеся системы, у каждой из которых имеются свои специфические инструменты для постижения истины.
Это утверждение являлось прогрессивным на тот момент времени, хотя и являлась своеобразной модификацией пресловутой компромиссной формулы “кесарю - кесарево, а богу - божье”. И томизм, и скотизм стали объектом обстоятельной аргументированной критики Оккама [1,с.18]. Ни в одном из этих направлений он не находил подходящей основы для философского познания.
После завершения учебы, Оккам преподавал в Оксфорде, где его гибкость в полемике и резкий способ аргументации принесли ему прозвание doctor invicibilis (непобедимый). В течение четырех лет Оккам читал курс лекций по Библии и по “Сентенциям” Петра Ломбардского.
Возникает закономерный вопрос: была ли у Оккама ученая степень? Ученик Оккама Адам Английский именовал его бакалавром теологии, но удалось также обнаружить и ряд документов, в которых Оккам именуется магистром. Так что на данный момент времени нет однозначного ответа на этот вопрос.
Нет никаких достоверных сообщений и о личной жизни Оккама. В силу обета безбрачия Оккам не был женат. Но он не разделял мнение Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего, в его трудах нет антифеминистских выпадов. Для заведомо более демократического образа мыслей Оккама характерна настойчивость, которую он проявлял в пропаганде уравнивания прав женщины с мужчиной в области культовых обрядов [1,с.48].
В Оксфорде Оккам около 1319 года пишет свой фундаментальный труд “Свод всей логики”. Здание логики Оккам выстраивает на номиналистическом фундаменте, сопровождая его удачным подбором примеров и иллюстраций. “Свод всей логики” получил широкое хождение в Оксфорде и имел хождение до конца XVIII века. Кроме “Свода” у Оккама имеется еще несколько фундаментальных работ по логике, к их числу относится “Трактат о книгах по теории логических ошибок”.
В Оксфорде философ завершает работу над “Комментариями к четырем книгам “Сентенций” Петра Ломбардского”, на создание которых у него ушло около пяти лет. Этот труд открывает список его теологических сочинений. К их числу относятся такие как: “О таинстве клятвы”(1324 год); “Трактат о божественных предопределении и предвидении”; “Избранное в семи томах”. В них затронуты проблемы, касающиеся смерти, “кары”, “ада” и “спасения” души. Оккам решительно отвергает реализм Петра Ломбардского и подходит к этим вопросам с позиций номинализма. Помимо теологических проблем, в этих работах уделяется внимание и анализу философских категорий (например, рассматривается вопрос о субстанции).
Освещая философские
воззрения Оккама, нельзя не затронуть
основные моменты общественно-
Главной чертой той эпохи является противостояние церковной и светской власти, основанное на имущественных интересах. Началом разногласий является обложение духовенства налогами французским королем Филиппом четвертым, и после последовавшей за этим борьбы, закончившейся, увы, не в пользу “наместника Христа”, перенос папской резиденции из Рима в Авиньон. Этот период известен как “авиньонское пленение пап(1309-1377 годы), когда папа оказался в политической зависимости от французского короля. В результате ущемленные в своих “правах”, авиньонские папы попытались компенсировать свои финансовые потери за счет резкого усиления церковных поборов в Англии и Германии [1,с.27]. В этот период в Германии, искавшей защиты от попов у светской власти, был избран императором Людвиг IV Баварский, который, к сожалению, не являлся кандидатом, поддерживаемым папой. Папа, Иоанн XXII “придрался” к факту не единогласного избрания Людвига и потребовал, чтобы решение вопроса о престолонаследии было передано на его усмотрение. После отклонения Людвигом требования папы, тот объявил, что смещает Людвига с трона. После чего Людвигу пришлось апеллировать к Вселенскому собору, единственной власти, которая была выше папской. В результате сам папа был обвинен в ереси.
В это же время начинается конфликт папы с миноритами. Наиболее полно минориты характеризуются Марксом: “минориты - это нищенствующие монахи, ветвь францисканцев с более строгой дисциплиной; они не признавали никакого имущества, жили подаянием, держались строгих нравов и поэтому стояли к народу ближе, чем все остальное духовенство; кроме того, это были крупные схоласты и преподаватели канонического права…” [2,с.19]. Генералом ордена в то время являлся Михаил Чезенский. К тому времени орден усилиями папы Григория IX был окончательно превращен в контролируемую церковью организацию. Францисканцы получили право преподавания в университетах.
Конфликт с папской возник из-за вопроса об идеале бедности. У рыцарей ордена существовал порядок, по которому собственность, дарованная братии ордена, передавалась ими папе, разрешавшему им пользоваться ею, не впадая в грех собственничества. Иоанн XXII покончил с этим порядком [3,с.487].
В 1313-1314 годах Оккам вступил в ряды ордена, примкнув к его левому радикальному направлению спиритуалов, “ересь” которых он защищал, однако, не с платформы мистики, а с позиций преклонения перед рациональным познанием [1,с.21].
В 1323 году канцлер Оксфордского университета, Иоанн Лютерелл обвиняет Оккама в ереси. Оккама препровождают в Авиньон для дачи показаний по обвинению Люттерелла, где в монастырской тюрьме города Оккам провел 4 года в ожидании суда. После систематического обследования труда Оккама “Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского” папской комиссией из шести человек, в состав которой также входил и Люттерелл, 29 тезисов работы были признаны еретическими, 22 были названы ошибочными, а несколько названы как не представляющие значимости. Сюда зачислялись комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречности поведения Христа, познания у бога, свойств божества и святой троицы, а также теории идей. К последнему году своего пребывания в Авиньоне Оккам становится приверженцем идеи об апостольской бедности. Вместе с ним под арестом находился генерал францисканского ордена Михаил Чезенский. Гонениям также подверглись Марсилий Падуанский и другие члены ордена.
Размах процесса
свидетельствует не просто о политическом
преследовании провинциальных миноритов,
а о попытки папства
Ночью 26 мая 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским бегут из папской тюрьмы в Пизу. 6 июня 1328 года их отлучают от церкви. После же того, как папа сместил миноритского генерала, Михаила Чезенского они являются главными союзниками Людвига и ведут с папой войну не на жизнь, а на смерть [2,с.19].
Около 1330 года Оккам
приезжает в Германию. В то время
двор Людвига Баварского был широко
открыт для всех борцов против папства.
Существует версия, что при встрече
с Людвигом Баварским, Оккам обратился
к нему с фразой: “О, император, защити
меня мечом, а я буду защищать тебя
словом”. Оккам находит убежище
в Мюнхене при монастыре
Центральный политический трактат “Диалог” находился в широком обращении. В нем осуждается римская церковь, так как ее диктат находится в противоречии со Священным писанием, осуждается церковная иерархия, так как в древней церкви не было духовных рангов, настоящий глава церкви - сам Христос. Оккам высказывается за то, что отлучать от церкви князя может только общий собор, а отпускать грехи имеет право только бог.
Наряду с “Диалогом” также большой популярностью пользовался трактат “Восемь вопросов о папской власти”, в котором Оккам резко критикует церковь. Политические трактаты Оккама написаны в стиле философского диспута, он выдвигает доводы за и против различных тезисов, иногда не приходя ни к какому определенному заключению [3,с.489]. Вероятно, в то время такой тип пропаганды был наиболее действенным.
После смерти в 1342 году Михаила Чезенского, Оккам фактически стал рассматриваться как генерал францисканского ордена.
Ряд трактатов написан мыслителем в угоду императору. Например, “Обсуждение дела о бракосочетании” посвящен вопросу: может ли император жениться на своей кузине. Другой посвящен вопросу, может ли государь получить имущество церкви без разрешения папы.
После смерти в 1347 году Людвига Баварского по некоторым, документально не подтвержденным сведениям, Оккам предпринимал попытки примириться с церковью.
Наряду с вопросами,
затрагивающими аспекты, как личной
жизни императора, так и противостояния
папе, Оккам занимался также
Информация о работе Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт