Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:46, реферат

Описание работы

Уильям Оккам является одним из наиболее значимых философов эпохи средневековья. Это фигура, предопределившая закат схоластики и открывающая эпоху “кватроченто”. Как мыслитель своего времени Оккам является схоластом. Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной на тот момент времени теории “двойственной истины”, суть которой заключалась в разграничении областей философии и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Уильям Оккам  является одним из наиболее значимых философов эпохи средневековья. Это фигура, предопределившая закат  схоластики и открывающая эпоху  “кватроченто”. Как мыслитель своего времени Оккам является схоластом. Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной  на тот момент времени теории “двойственной  истины”, суть которой заключалась  в разграничении областей философии  и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного. Главным смыслом теории “двух истин” было утвердить независимость науки и философии от вероисповедных догм теологии. Кроме того, Оккам не делал ни малейших попыток объяснить истины веры при помощи разума, наоборот, в своих сочинениях он говорит о невозможности такого объяснения и о “прозрачности” некоторых религиозных истин, данных вере в Откровении, что никоим образом не могло устраивать служителей церкви. Вследствие этого Оккам при жизни подвергался гонениям со стороны служителей церкви, а после его смерти долго существовал запрет на его труды, как еретические. Оккам остался в истории как непримиримый борец против папства, немало сделавший, чтобы дискредитировать этот институт.

Отделив философию  от теологии, Оккам дал толчок к  научному исследованию. Кроме этого  некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.

Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению  естествознания и философии Нового времени.

РАЗДЕЛ 1. Политические, правовые воззрения Оккама в условиях исторической среды

Уильям Оккам  замыкает эпоху Средневековья и  является наиболее значительным схоластом  после Фомы Аквинского. Сведений о  его жизни крайне мало. Даты его  рождения и смерти точно не известны. По одним источникам он родился около 1280 года, по другим дата его рождения находится между 1290 и 1300 годами. Также  не установлена и точная дата смерти, по одним источникам это 10 апреля 1349 года, по другим это 10 апреля 1350 года. Более  верной датой смерти кажется 10 апреля 1349 года, так как в этом году свирепствовала “черная смерть” - холера. Неоспоримым  фактом является то, что родился  он в Англии в селении Оккам.

Учился Уильям Оккам  в Оксфорде, где изучал сначала  философию и другие науки из их официального свода, а затем - теологию. В то время неотъемлемым элементом  схоластического образования были диспуты, организация которых способствовала развитию теории и практики проведения дискуссий. По окончании обучения для  получения ученой степени студент  был обязан принять участие в  таком публичном диспуте: студент  выставлял определенные тезисы, ему  предлагали возражения, на которые  он должен был ответить и т. д. За годы учебы Оккам по праву стяжал себе славу великолепного диспутанта. Диспуты протекали в очень  напряженной эмоциональной атмосфере  и нередко заканчивались столкновениями с применением физической силы. Уильям Оккам был сначала учеником, а позднее соперником Дунса Скота.

К моменту выхода Оккама на философскую арену Средневековая  официальная схоластика достигла апогея в двух крупнейших школах XIII века - томистов, объединившихся вокруг доктрины Фомы Аквинского, и скотистов, следовавших Иоанну Дунсу Скоту и придерживавшихся противоположных томистам взглядов.

Томисты яростно ополчаются против материалистического истолкования аристотелизма у последователей Аверроэса, против тезисов о вечности мира, смертности индивидуальной души. В конечном счете, Фома Аквинский подчиняет знание вере.

Скотисты, с одной стороны, хотели бы отстоять религиозные догмы от критики вольнодумцев, но с другой стороны, скотисты - за науку и хотели бы обеспечить ей возможность беспрепятственного развития. Выход из создавшегося противоречия они нашли в теории двойственности истины. Согласно ей философское и церковное учение две непересекающиеся системы, у каждой из которых имеются свои специфические инструменты для постижения истины.

Это утверждение  являлось прогрессивным на тот момент времени, хотя и являлась своеобразной модификацией пресловутой компромиссной  формулы “кесарю - кесарево, а богу - божье”. И томизм, и скотизм стали объектом обстоятельной аргументированной критики Оккама [1,с.18]. Ни в одном из этих направлений он не находил подходящей основы для философского познания.

После завершения учебы, Оккам преподавал в Оксфорде, где  его гибкость в полемике и резкий способ аргументации принесли ему прозвание  doctor invicibilis (непобедимый). В течение четырех лет Оккам читал курс лекций по Библии и по “Сентенциям” Петра Ломбардского.

Возникает закономерный вопрос: была ли у Оккама ученая степень? Ученик Оккама Адам Английский именовал его бакалавром теологии, но удалось  также обнаружить и ряд документов, в которых Оккам именуется  магистром. Так что на данный момент времени нет однозначного ответа на этот вопрос.

Нет никаких достоверных  сообщений и о личной жизни  Оккама. В силу обета безбрачия  Оккам не был женат. Но он не разделял мнение Фомы Аквинского, что в браке  мало хорошего, в его трудах нет  антифеминистских выпадов. Для заведомо более демократического образа мыслей Оккама характерна настойчивость, которую он проявлял в пропаганде уравнивания прав женщины с мужчиной в области культовых обрядов [1,с.48].

В Оксфорде Оккам  около 1319 года пишет свой фундаментальный  труд “Свод всей логики”. Здание логики Оккам выстраивает на номиналистическом  фундаменте, сопровождая его удачным  подбором примеров и иллюстраций. “Свод  всей логики” получил широкое  хождение в Оксфорде и имел хождение до конца XVIII века. Кроме “Свода”  у Оккама имеется еще несколько  фундаментальных работ по логике, к их числу относится “Трактат о книгах по теории логических ошибок”.

В Оксфорде философ  завершает работу над “Комментариями к четырем книгам “Сентенций”  Петра Ломбардского”, на создание которых  у него ушло около пяти лет. Этот труд открывает список его теологических  сочинений. К их числу относятся  такие как: “О таинстве клятвы”(1324 год); “Трактат о божественных предопределении и предвидении”; “Избранное в семи томах”. В них затронуты проблемы, касающиеся смерти, “кары”, “ада” и “спасения” души. Оккам решительно отвергает реализм Петра Ломбардского и подходит к этим вопросам с позиций номинализма. Помимо теологических проблем, в этих работах уделяется внимание и анализу философских категорий (например, рассматривается вопрос о субстанции).

Освещая философские  воззрения Оккама, нельзя не затронуть  основные моменты общественно-политических отношений, сложившихся в данную эпоху и оказавших большое  влияние на жизнь и философские  работы Оккама.

Главной чертой той  эпохи является противостояние церковной  и светской власти, основанное на имущественных  интересах. Началом разногласий  является обложение духовенства  налогами французским королем Филиппом четвертым, и после последовавшей  за этим борьбы, закончившейся, увы, не в пользу “наместника Христа”, перенос папской резиденции из Рима в Авиньон. Этот период известен как “авиньонское пленение пап(1309-1377 годы), когда папа оказался в политической зависимости от французского короля. В результате ущемленные в своих “правах”, авиньонские папы попытались компенсировать свои финансовые потери за счет резкого усиления церковных поборов в Англии и Германии [1,с.27]. В этот период в Германии, искавшей защиты от попов у светской власти, был избран императором Людвиг IV Баварский, который, к сожалению, не являлся кандидатом, поддерживаемым папой. Папа, Иоанн XXII “придрался” к факту не единогласного избрания Людвига и потребовал, чтобы решение вопроса о престолонаследии было передано на его усмотрение. После отклонения Людвигом требования папы, тот объявил, что смещает Людвига с трона. После чего Людвигу пришлось апеллировать к Вселенскому собору, единственной власти, которая была выше папской. В результате сам папа был обвинен в ереси.

В это же время  начинается конфликт папы с миноритами. Наиболее полно минориты характеризуются  Марксом: “минориты - это нищенствующие  монахи, ветвь францисканцев с  более строгой дисциплиной; они  не признавали никакого имущества, жили подаянием, держались строгих нравов и поэтому стояли к народу ближе, чем все остальное духовенство; кроме того, это были крупные схоласты и преподаватели канонического  права…” [2,с.19]. Генералом ордена в  то время являлся Михаил Чезенский. К тому времени орден усилиями папы Григория IX был окончательно превращен в контролируемую церковью организацию. Францисканцы получили право преподавания в университетах.

Конфликт с папской  возник из-за вопроса об идеале бедности. У рыцарей ордена существовал  порядок, по которому собственность, дарованная братии ордена, передавалась ими папе, разрешавшему им пользоваться ею, не впадая в грех собственничества. Иоанн XXII покончил с этим порядком [3,с.487].

В 1313-1314 годах Оккам  вступил в ряды ордена, примкнув к его левому радикальному направлению  спиритуалов, “ересь” которых он защищал, однако, не с платформы мистики, а с позиций преклонения перед рациональным познанием [1,с.21].

В 1323 году канцлер  Оксфордского университета, Иоанн Лютерелл обвиняет Оккама в ереси. Оккама препровождают в Авиньон для дачи показаний по обвинению Люттерелла, где в монастырской тюрьме города Оккам провел 4 года в ожидании суда. После систематического обследования труда Оккама “Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского” папской комиссией из шести человек, в состав которой также входил и Люттерелл, 29 тезисов работы были признаны еретическими, 22 были названы ошибочными, а несколько названы как не представляющие значимости. Сюда зачислялись комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречности поведения Христа, познания у бога, свойств божества и святой троицы, а также теории идей. К последнему году своего пребывания в Авиньоне Оккам становится приверженцем идеи об апостольской бедности. Вместе с ним под арестом находился генерал францисканского ордена Михаил Чезенский. Гонениям также подверглись Марсилий Падуанский и другие члены ордена.

Размах процесса свидетельствует не просто о политическом преследовании провинциальных миноритов, а о попытки папства идеологически  разоружить оппозиционно настроенных  “левых” францисканцев, в число  видных теоретиков которых выдвигался Оккам.

Ночью 26 мая 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским бегут из папской тюрьмы в Пизу. 6 июня 1328 года их отлучают от церкви. После же того, как папа сместил миноритского генерала, Михаила Чезенского они являются главными союзниками Людвига и ведут с папой войну не на жизнь, а на смерть [2,с.19].

Около 1330 года Оккам  приезжает в Германию. В то время  двор Людвига Баварского был широко открыт для всех борцов против папства. Существует версия, что при встрече  с Людвигом Баварским, Оккам обратился  к нему с фразой: “О, император, защити меня мечом, а я буду защищать тебя словом”. Оккам находит убежище  в Мюнхене при монастыре францисканцев. В последующие годы он разворачивает  широкую антипапскую компанию и  пишет ряд политических трактатов. Красноречивы заголовки сочинений  философа “Разбор заблуждений Иоанна XXII” и “Трактат против Бенедикта XII”. “Труд девяноста дней”, написан  в защиту Михаила Чезенского от папских обвинений; “Трактат о догмах папы, Иоанна XXII”, где Оккам защищает концепции апостольской бедности.

Центральный политический трактат “Диалог” находился в  широком обращении. В нем осуждается римская церковь, так как ее диктат находится в противоречии со Священным  писанием, осуждается церковная иерархия, так как в древней церкви не было духовных рангов, настоящий глава  церкви - сам Христос. Оккам высказывается  за то, что отлучать от церкви князя  может только общий собор, а отпускать  грехи имеет право только бог.

Наряду с “Диалогом” также большой популярностью  пользовался трактат “Восемь  вопросов о папской власти”, в  котором Оккам резко критикует  церковь. Политические трактаты Оккама написаны в стиле философского диспута, он выдвигает доводы за и против различных тезисов, иногда не приходя  ни к какому определенному заключению [3,с.489]. Вероятно, в то время такой  тип пропаганды был наиболее действенным.

После смерти в 1342 году Михаила Чезенского, Оккам фактически стал рассматриваться как генерал францисканского ордена.

Ряд трактатов написан  мыслителем в угоду императору. Например, “Обсуждение дела о бракосочетании”  посвящен вопросу: может ли император  жениться на своей кузине. Другой посвящен вопросу, может ли государь получить имущество церкви без разрешения папы.

После смерти в 1347 году Людвига Баварского по некоторым, документально  не подтвержденным сведениям, Оккам  предпринимал попытки примириться  с церковью.

Наряду с вопросами, затрагивающими аспекты, как личной жизни императора, так и противостояния папе, Оккам занимался также разработкой  и серьезных вопросов. В своем  “Диалоге” Оккам освещает вопросы  государства и права. В нем  он пишет о том, что все люди равны от природы в отношении  выполняемых ими основных функций  и могут сами избирать себе правителя. Оккам считает рабство унизительным для человечества. Согласно Оккаму, свободные и равные люди образуют мирскую общину, и эта человеческая общность становится носителем общего права. Мыслитель придерживается аристотелевской  позиции о личной собственности, отбрасывая противоположную платоновскую о групповой. Признает, что власть государя от бога, с той оговоркой, что она была установлена народной волей, вдохновляемой богом. В конечном счете, как государственное управление, так и законодательство имеют своим источником верховную волю народа. Оккам связывает государство образование с возникновением частной собственности, государство нужно для поддержания “общего блага” как суммы отдельных индивидуальных интересов. Философ выделяет три способа образования государства: 1) народ отдает власть императору на основе общего договора; 2) насильственный способ: покорение одних племен другими и на значение управляющих победителями над побежденными; 3) божественный способ: образование государства непосредственно божьей волей, в качестве примера приводится образование Моисеем Израильского государства.

Информация о работе Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт