Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:46, реферат

Описание работы

Уильям Оккам является одним из наиболее значимых философов эпохи средневековья. Это фигура, предопределившая закат схоластики и открывающая эпоху “кватроченто”. Как мыслитель своего времени Оккам является схоластом. Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной на тот момент времени теории “двойственной истины”, суть которой заключалась в разграничении областей философии и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

Обоснование возможности  истинного познания Оккам не представлял  в отрыве от семиотики - грамматических принципов. Семиотика им рассматривается  как вспомогательная и важная для гносеологии единица. Базисным для семиотики является понятие  знака (signum).

В широком смысле понятие знака философ употребляет  для наименования всего того, что, будучи каким-либо образом, понято, вызывает мысль о чём-то ином, отличном от самого этого знака. В более узком  смысле понятие знака используется Оккамом в отношении того, что  предназначено подразумевать нечто  от себя отличное, а также в отношении  того, что предназначено входить  в предложение или, наконец, что  предназначено быть речью или  предложением [1,с.122].

Оккам подразделяет знаки на естественные (signa naturalia) и искусственно установленные (signa ad placitum instituta). Примером первых является понятие, примером вторых - слово. Знаки необходимы для описания и передачи информации, и не следует приписывать символам другой функции, кроме той, которую они выполняют. Главной функцией знака, по Оккаму, является его свойство, обнаруживая себя, представлять одновременно ещё и нечто совсем иное [1,с.123].

Со знаком связано  понятие значение (или обозначение). Термин “обозначать” Оккамом понимается в четырёх различных смыслах. Во-первых, в отношении того, что  действительно подразумевается  в утвердительном предложении для  настоящего времени. Например, “Сократ - бел”; во-вторых, тогда когда имя  может относиться к тому, что подразумевается  в некотором предложении о  прошедшем или будущем; в-третьих, в том случае, когда с помощью  чего-то конкретного указывается  нечто абстрактное, и, наконец, в-четвёртых, термин significare употребляется тогда, когда некоторое имя наряду со своим главным значением обладает ещё сопутствующем значением, выраженным прямо или косвенно, в виде соозначения или сообозначения, утвердительно или отрицательно [1,с.124]. Например, имя “треугольный” является примером термина с сопутствующим значением, т.к. обозначает как равносторонний треугольник, так и треугольник вообще.

Рассмотрев проблему знака и значения, Оккам переходит  к анализу их роли в предложении. Знаки в предложении суть термины. Оккам выделяет термины первичной  интенции и термины вторичной  интенции. Первые обозначают вещи, вторые - другие термины. По Оккаму, термины  бывают трёх родов - записанные, произнесённые  и помысленные. Далее Оккам переходит к анализу соотношения слова и понятия. Суть его состоит в утверждении, что слово имеет произвольное значение, тогда как понятие - значение естественное.

Сколько-нибудь полную трактовку знания, согласно Оккаму, нельзя развить, не присоединяя к  приведенным понятиям ещё результаты учения о суппозиции. Термин suppositio не был введён Оккамом, а существовал задолго до него в теоретической грамматике средневековья. Оккам следующим образом определяет это понятие: “Под суппозицией, т.е. состоянием подразумевания чего-либо, понимается употребление термина в предложении для обозначения чего-либо, включая обозначение термином самого этого термина” [1,с.128]. Теория суппозиции занимается возможными замещениями терминов в предложении, т.к. термины, кроме собственных свойств, имеют свойства места, занимаемого в пропозиции.

Оккам выделят три  типа суппозиций. Первая это персональная суппозиция. Например, “всякий человек - животное”, предполагается, что термин “человек” замещает собой всех отдельных людей. Вторая это простая суппозиция. Она имеет место, когда термин замещён понятием типа “человек это вид”, отсылая к отдельно существующим людям. Наконец, имеется третья материальная суппозиция, типа “человек это имя”, где термин лишён смысла [6,с.184]. Иными словами, один и тот же термин может иметь разные смыслы, в зависимости от места и характера пропозиции.

Области суппозиции и значения не полностью покрывают друг друга. Теория значения может рассматриваться как базисная, теория суппозиций - как сопряжённая с ней. По Оккаму, простая суппозиция важна для логики, материальная для грамматики, персональная - для естественных наук.

Свою теорию суппозиций Оккам применяет к трактовке фундаментальной гносеологической проблемы критерия истинного познания. Перед обсуждением проблемы истины Оккам говорит о принятии. Оккам выделяет четыре ступени принятия. Первая - это принятие в силу преклонения перед авторитетом, далее принятие вследствие уверования во что-либо, затем под влиянием акта воления в силу опыта и, наконец, в силу очевидности или доказательства. Очевидное - это то, из чего само по себе не следует невозможное.

Оккам следующем образом трактует предикаты “быть истинным” и “быть ложным”: “…истинность и ложность соответственно неотличимы от истинного и ложного предложения…. Истинность есть истинное предложение, а ложность есть ложное предложение” [1,с.134]. Критерии истинности и ложности предложения Оккам устанавливает в соответствии со своей теорией суппозиций. По Оккаму, для истинности утвердительного предложения необходимо чтобы его субъект и предикат обладали одной и той же суппозицией. Для ложности же любого утвердительного предложения в настоящем времени достаточно, чтобы его субъект был лишён суппозиции [1,с.135]. Теория суппозиций широко используется Оккамом в его учении о том, как возможно истинное познание.

Когда мы говорим  о вещи, мы говорим о ней посредством  предложений и терминов. Поэтому  непосредственный объект любой науки  не сам предмет как таковой, а  представление о нём. В реальной науке предложения и термины  обозначают и суппонируют вещи.

Особым разделом семиотики Оккама является теория имён (в том числе собственных). Первоначально  мыслитель рассматривает синонимы. Это те имена, которые все использующие их относят, безусловно, к одному и  тому же предмету согласно одному и тому же способу обозначения, так, например, “Марк и Туллий суть синонимичные имена” [1,с.137]. От синонимов Оккам отличает омонимы. Это слова одинаково звучащие, но расходящиеся по смыслу. Имена, не являющиеся ни синонимами, ни омонимами, Оккам именует как разнозначащие имена, частным случаем которых будут антонимы: “другие имена, на самом деле, не сочетаются друг с другом ни как имена, ни как звучания, например, “огонь”, “камень”, “цвет”. Такие имена называются разнозначащими” [1,с.137].

В тесной связи с  семиотикой трактует Оккам собственно логические проблемы. Логика, по Оккаму, имеет дело с изучением интенций, которые являются актами творческого  мышления человека. “Логика, риторика и грамматика, - писал он, - суть подлинно практические руководства, а не чисто  умозрительные дисциплины, поскольку  выше указанные три области знания поистине управляют разумом в его деятельности” [1,с.139].

В своём учении о  предложении Оккам предвосхищает  многие положения современной математической логики. Он трактует предложение как  агрегат из субъекта, предмета и  связки. Кроме того, он классифицирует предложения следующим образом: категорическое, условное, копулятивное предложение вида “Sи Sсуть P”; присущности, например “человеку свойственна животность”; единичное; всеобщности и многие другие подразделения [1,с.139]. Эта классификация предвосхищает массу соответствующих рубрик традиционной логики.

Завершая краткий  обзор логики Оккама, надо отметить, что мыслитель является первооткрывателем  закона достаточного основания. Об этом свидетельствуют следующие тексты Оккама: “Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное или по опыту…” и “Мы не должны принимать какое-либо положение как не подлежащее обоснованию, если только это не логический вывод, или нечто, проверенное на опыте, или же благочестивое предписание, требующее от нас поступать именно так, а не иначе” [1,с.142]. Эти два текста свидетельствуют о том, что Лейбниц явно должен “уступить” свой приоритет автора закона достаточного основания Оккаму.

Оккамова логика имела большое значение для последующего развития натуралистических элементов в философии природы у Буридана и в Оксфорде, что, в конечном счете, повлияло и на теорию научного метода у Ф. Бэкона, не говоря уже о том, что некоторые её аспекты являются актуальными и в наши дни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая обзор  философских и научных трудов Оккама, надо отметить тот вклад, который  он внёс в развитие науки. Следствием глубоких изменений, произведённых  философией науки Оккама, стала новая  концепция научного знания, позитивно  повлиявшая на галилеевскую революцию [6,с.189].

У Оккама было много  последователей, как на Европейском  континенте, так и в Оксфорде. От Оккама пошло новое методологическое направление, - оккамизм. Его ученики составляют школу Оккама. Оккамизм в целом выступает как прогрессивное философское направление, постепенно подтачивающее корень схоластики и формулирующее ряд философских и естественнонаучных концепций, во многих отношениях тяготеющих к Новому времени. Именно через призму оккамизма видна прогрессивность идей самого Оккама [1,с.145]. Помимо своих учеников Оккам оставил ряд трудов по логике и семиотике, некоторые аспекты которых являются актуальными и в наши дни.

Заявив о возможности  изучения логики и человеческого  познания безотносительно к метафизике и теологии, Оккам дал толчок к  научному исследованию.

Нельзя не отметить и вклад, который внесла в науку  “бритва” Оккама. Она являлась одной  из первых отчётливых формулировок простоты и важным инструментом гносеологии  Оккама. О ней в дальнейшем неоднократно и уважительно писали многие выдающиеся учёные - от Г. Галилея до К.А Тимирязева.

Завершая анализ философских, естественнонаучных и  логических взглядов мыслителя, а также  его последователей можно констатировать, что оккамизм является звеном в подготовке точного естествознания и передовой философии Нового времени. 


Информация о работе Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт