Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГОУВПО «Волгоградский государственный
университет»
Реферат
УРОВНИ И МЕТОДЫ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Волгоград, 2013
Оглавление
Уровни
научного познания 2
Методы
научного познания 4
Методы
исследований в менеджменте 7
Уровни научного
познания
В структуре научного познания
выделяют 2 уровня: эмпирический и теоретический.
Они отличаются по методам исследования
и характеру полученного знания.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Основан на непосредственном
существенно-практического взаимодействии
исследователя с изучаемым объектом. На
этом уровне происходит накопление, фиксация,
обобщение фактического материала для
построения теорий.
Основными формами знания
являются: научный факт и эмпирическое
обобщение.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Связан с предметами и
явлениями внешнего мира опосредованно
через эмпирический уровень. На этом
уровне происходит раскрытие наиболее
глубоких, существенных сторон, связей,
закономерностей, присущих изучаемым
объектам и явлениям.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ: гипотезы, теории,
законы.
Эмпирический и теоретический
уровни познания всегда неразрывно связаны
между собой и взаимообуславливают
друг друга Так, эмпирическое исследование,
выявляя новые факты, новые данные наблюдения
и экспериментов в, стимулирует развитие
теоретического уровня, ставит перед ним
новые проблемы и задачи В свою очередь,
теоретическое исследование, рассматривая
и конкретизируя теоретическое содержание
науки, открывает новые перспект ИВИ объяснения
и предсказания фактов и этим ориентирует
и направляет эмпирическое знание Эмпирическое
знание опосредуется теоретическим - теоретическое
познание указывает, какие именно явления
и события должны быть объект ом эмпирического
исследования и в каких условиях должно
осуществляться эксперимент На теоретическом
уровне также выявляются и указываются
те границы, в которых результаты на эмпирическом
уровне истинные, в которых эмпирическое
знание может быть использовано практически
Именно в этом и заключается эвристическая
функция теоретического уровня научного
познания.
Методы научного
познания
Получение и обоснование
объективно-истинного знания в науке
происходит при помощи научных методов.
Метод (от греч. metodos - путь исследования
или познания) - совокупность правил, приемов
и операций практического и теоретического
освоения действительности. Основная
функция метода в научном знании - внутренняя
организация и регулирование процесса
познания того или иного объекта.
Прежде всего выделяют общенаучные
и частнонаучные методы. Специальные или
частнонаучные методы применяются
в конкретной области науки, так, например,
в юриспруденции применяется метод правового
моделирования, в экономике – методы экономико-математического
моделирования и т.д.. К общенаучным методам
относятся методы, используемые во всех
областях науки. Общенаучные методы,
которые используются на разных уровнях
научного познания — эмпирическом и теоретическом.
Так, на исходном эмпирическом уровне
исследования обычно применяют следующие
общенаучные методы эмпирического познания:
- наблюдение —целенаправленное
восприятие явлений без вмешательства
в них;
- эксперимент — исследование
каких-либо явлений путем активноговоздействия
на них при помощи создания новых условий,
соответствующих целям исследования;
Он позволяет многократно воспроизводить
одни и те же взаимодействия и более четко
фиксировать закономерности, обнаруживаемые
в ходе этих взаимодействий.
- описание
— фиксирование данных наблюдения или
эксперимента с помощью определенных
систем обозначений;
- измерение
— определение основных характеристик
объектов с помощью соответствующих измерительных
приборов.
- сравнение
— выявление сходства или различия объектов
или их признаков.
Общенаучные
методы эмпирического познания (ОМЭП)
требуют дальнейшей обработки и
обобщения, что осуществляется уже
на теоретическом уровне анализа.
Общенаучными методами теоретического познания (ОМТП) являются:
- формализация
— отображение результатов мышления в
точных понятиях или утверждениях;
- метод восхождения от абстрактного к конкретному
- исследования, состоящие в движении теоретич.
мысли ко всё более полному, всестороннему
и целостному воспроизведению предмета.(Гегель)
- экстраполяции
- метод научного исследования, заключающийся
в распространении выводов, полученных
из наблюдения над одной частью явления,
на другую его часть;
- абстрагирование
—позволяет исключить из рассмотрения
при выполнении исследований несущественные
характеристики объекта и сосредоточиться
на наиболее значимых характеристиках
объекта.
- Особый
вид абстрагирования — идеализация - предполагает изучение элемента
или компонента системы, наделенного некими
идеальными свойствами. Данный метод
используется для упрощение сложных систем
и процессов, что позволяет исключить
из рассмотрения те свойства и отношения
объектов, которые мешают понять сущность
изучаемого процесса. Для этого мысленно
конструируются идеальные объекты, не
существующие в реальности.);
- аксиоматизация
— построение теорий на основе неких аксиом
(утверждений, не требующих доказательства
своей истинности);
- гипотетико-дедуктивный метод
— выдвижение некоторых утверждений в
качестве гипотез и проверка этих гипотез
с помощью фактов;
К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания
относятся:
- индукция и дедукция
— движение от частного к общему, от единичных
фактов к общим положениям, и, напротив,
движение от общего к частному, от одних
утверждений к другим на основе законов
логики.
Непосредственной основой индуктивного умозаключения является
повторяемость признаков в ряду предметов
определенного класса. Заключение по индукции
представляет собой вывод об общих свойствах
всех предметов, относящихся к данному
классу, на основании наблюдения достаточно
широкого множества единичных фактов.
Обычно индуктивные обобщения рассматриваются
как опытные истины, или эмпирические
законы.
Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме;
все предметы класса «А» обладают свойством
«В»; предмет «а» относится к классу «А»;
значит «а» обладает свойством «В». В целом
дедукция как метод познания исходит из
уже познанных законов и принципов. Поэтому
метод дедукции не позволяет получить
содержательно нового знания. Дедукция
представляет собой лишь способ логического
развертывания системы положений на базе
исходного знания, способ выявления конкретного
содержания общепринятых посылок.
- анализ и синтез
— процессы мысленного или фактического
разложения целого на составные части
и воссоединения целого из частей. Расчленение
имеет целью переход от изучения целого
к изучению его частей и осуществляется
путем абстрагирования от связи частей
друг с другом. В синтезе происходит не
просто объединение, а обобщение аналитически
выделенных и изученных особенностей
объекта. Положения, получаемые в результате
синтеза, включаются в теорию объекта,
которая, обогащаясь и уточняясь, определяет
пути нового научного поиска.
- аналогия
- метод познания, при котором происходит
перенос знания, полученного в ходе рассмотрения
какого-либо одного объекта, на другой,
менее изученный и в данный момент изучаемый.
Метод аналогии основывается на сходстве
предметов по ряду каких-либо признаков,
что позволяет получить вполне достоверные
знания об изучаемом предмете.
- моделирование
— метод научного познания, основанный
на изучении каких- либо объектов посредством
их моделей. Появление этого метода вызвано
тем, что иногда изучаемый объект или явление
оказываются недоступными для прямого
вмешательства познающего субъекта или
такое вмешательство по ряду причин является
нецелесообразным. Моделирование предполагает
перенос исследовательской деятельности
на другой объект, выступающий в роли заместителя
интересующего нас объекта или явления.
Объект-заместитель называют моделью,
а объект исследования - оригиналом, или
прототипом. При этом модель выступает
как такой заместитель прототипа, который
позволяет получить о последнем определенное
знание.
- Особое
значение для понимания единства не только
естественнонаучного, но и социально-гуманитарного
знания имеет системный подход как междисциплинарный метод
исследования.
Методы исследований
в менеджменте
В науке менеджмента, так
же как и в любой другой науке,
можно выделить теоретическую и
практическую (или прикладную) части.
Целью теоретических изысканий
является накопление, изучение и обобщение
опыта практических исследований с
целью выработки и распространения
обобщенных рекомендаций, позволяющих
руководителю повышать эффективность
деятельности возглавляемой им организации.
Целью прикладных исследований является
совершенствование управления конкретной
организацией на основе достижений теории
менеджмента и возможностей самой
организации.
^ К теоретическим методам относятся:
1. Метод формализации. Основан
на изучении исследуемых объектов путем
отображения их в знаковой форме при помощи
искусственных языков, например, математического,
экономико-математического, экономико-статистического.
Данный метод включает совокупность следующих
способов: аналитических, в частности
математических методов интегрального,
дифференциального и вариационного исчислений,
теории вероятностей, теории игр, поиска
максимумов и минимумов функций; статистических,
в том числе методов математической статистики,
исследования операций и массового обслуживания,
теории информации;графических, включая
методы теории графов, номограмм, диаграмм,
гистограмм, графиков.
2. ^ Метод аксиоматизации.
Базируется на анализе объектов
исследования. При этом выделяют
некоторые основные исходные
утверждения, не требующие доказательств,
и на их базе образуют производные
понятия и выводят другие аксиомы.
3. ^ Метод идеализации.
Предполагает изучение элемента
или компонента системы, наделенного
некими идеальными свойствами, что
позволяет упростить исследования
и получить результаты путем
математических вычислений с
любой заранее заданной точностью.
Применить метод идеализации
можно следующими способами:
многоступенчатым абстрагированием
(например, абстрагирование от процессов,
происходящих на предприятии,
приводит к появлению «черного
ящика», подлежащего изучению);
мысленным переходом
к предельному случаю в развитии
какого-либо свойства системы
(например, к абсолютной надежности
технических систем управления);
простым абстрагированием
(например, признавая требования
к кандидатам на выдвижение
идеальными, что в идеале требуется
для организации).
4. ^ Метод моделирования.
Используется при исследовании
объекта на основе его модели,
отражающей структуру, наиболее
существенные связи, отношения.
Результаты исследования моделей
переносятся на реальный объект.
Использование метода моделирования
целесообразно в тех случаях,
когда объект управления недоступен
для непосредственного исследования
или когда исследование невозможно
из-за моральных издержек или
нецелесообразно по причинам
существенных величин рисков
негативных последствий, либо
если объект достаточно сложный,
трудоемкий и дорогостоящий для
изучения. Реализация метода моделирования
для решения задач исследования
в большинстве случаев включает:
- постановку
задачи;
- выбор
или разработку новой модели;
- исследование
модели;
- интерпретирование
знаний с исследуемой модели на ее оригинал.
К совокупности методов
моделирования относят такие
методы, как метод статистического
имитационного моделирования, моделирования
операций по схемам случайных
процессов и статистических испытаний
(метод Монте-Карло) и ряд других.
К эмпирическим методам относятся
следующие:
1. Наблюдение. Способ сбора
информации на основе регистрации
и фиксации первичных данных
о системе управления. Способы
получения информации методом
наблюдения могут быть следующими:
анкетный и устный опросы, самофотография,
фотография, хронометраж, метод моментных
наблюдений. Наблюдение может проводиться
во время работы менеджеров. В таком случае,
как правило, получают данные, которые
не отражены в документах, например: как
организуются работы, выполняются процедуры
управления, соблюдаются условия труда
и техника безопасности, проявляются творческие
способности работников, используются
методы и стиль управления и т.п.
2. Эксперимент. Позволяет
исследовать изучаемый объект
в искусственно созданных для
него условиях. Служит для проверки
правильности теоретических положений;
поиска, обнаружения и получения
новых знаний об объекте и
его свойствах; демонстрации новых
знаний и свойств изучаемого
объекта. Например, экспериментом
в менеджменте будет считаться
отдача устных распоряжений в
виде просьбы, убеждения, внушения
с целью определения наилучшей
реакции подчиненных.
3. Измерение. Способ определения
фактических численных значений показателей
свойств исследуемого объекта посредством
соответствующих измерительных единиц
(например, рублями, нормо-часами). Предполагает
наличие и использование объекта измерения,
эталона, измерительного устройства, способа
измерения.
4. Сравнение. Позволяет
обнаружить тенденции общего
хода развития, вскрыть изменения,
происходящие в развитии исследуемого
объекта путем сравнения его
с аналогом (эталоном, лучшим мировым
образцом, лучшим образцом страны,
стандартом, регламентом, нормативом).
5. ^ Метод изучения документов.
Объектом изучения, обобщения и
анализа служат документы на
бумажных или машинных носителях.
Группа комплексно-комбинированных методов
представлена следующими методами:
^ Анализ. Предусматривает
мысленное расчленение процесса
на части, которые затем исследуются
как части целого.