Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греческого "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.
Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34
Рассказ Мора об огораживаниях
- это страстный обличительный
документ, направленный не только против
огораживателей-лордов, но и
против всего феодально-
"Вышвырните эти губительные
язвы, постановите, чтобы
Величайшей заслугой Мора было то, что он не ограничился простым описанием народных бедствий, а решился поставить более глубокий вопрос: в чем причина негодности существующего общественного строя европейских государств? Почему так происходит, что трудящиеся - "люди скромные и простые", приносящие своим повседневным трудом "больше пользы обществу, чем себе лично", - постоянно бедствуют, - "а хищные и бесчестные паразиты, живущие трудом простых людей, процветают? И так ведь не только в Англии, но и в других государствах Европы! По мнению Мора, нельзя назвать справедливым общество, которое "не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщиках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества" 28
Критика феодального и
раннекапиталистического
Нужно отметить одну весьма существенную особенность точки зрения Мора на королевскую власть. Осуждая тиранию государей и противопоставляя тирану свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею о якобы божественном происхождении королевской власти и развивал мысль о зависимости этой власти от воли народа. На этом основании Мор ставил вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что "народ своей волей дает и отнимает власть". Любой, принявший власть над многими людьми, - должник перед теми, кто вверил ему правленье.
Устами своего собеседника Гитлодея Мор дал исчерпывающий ответ на вопрос о том, в чем главная причина бедствий народа: в частной собственности. В обществе, "где... есть частная собственность, где все мерят на деньги... вряд ли когда-нибудь возможно правильное и успешное течение государственных дел..." Признать общество, где господствует частная собственность, справедливым и правильным, по мнению Мора, значит "считать правильным, что все лучшее достается самым дурным... когда остальные решительно бедствуют"30
И сегодня, спустя более 450 лет после выхода "Утопии", вызывает изумление и восхищение гениальная проницательность Мора, который еще на заре капитализма сумел глубоко постичь эксплуататорскую сущность государства в классовом обществе: "При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах"31
"Утопия" начинается
с рассказа о посольстве Мора
во Фландрию и о том,
как однажды, он встретил
"Утопия" убедительно доказывает, что раннее капиталистическое накопление, положившее начало капитализму, происходило не в результате "бережливости" будущих капиталистов, а в результате, насильственного ограбления крестьянства.32
Во второй части "Утопии" Мор попытался нарисовать картину идеального, с его точки зрения, устройства общества и государства.
Во время своих
морских странствий в Западном
полушарии Гитлодей случайно
попал на один из отдаленных
островов, поразивших его
своим общественным
Жизнь на острове представляет полную противоположность европейской действительности. Труд в Утопии не является обременительным, рабочий день продолжается всего лишь 6 часов, зато в остальное время каждый занимается чем хочет: науками, искусствами и прочими любимыми делами. Все богатства острова принадлежат всем его гражданам, и каждый пользуется ими по своим потребностям. Таким образом, общественное устройство Утопии основано на принципах социализма и справедливости. Более того, в Утопии действует коммунистический принцип - распределение по потребностям.
Идеальный общественный и государственный строй
На острове Утопия нет
частной собственности, денежного
обращения, царит полное равенство.
Основу общества составляет семейный
и трудовой коллектив. Труд обязателен
для всех. Все граждане осваивают
какое-нибудь ремесло и поочередно
занимаются земледельческим трудом,
переселяясь для этого в
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии. Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
Мор выразил в "Утопии" свое гуманистическое убеждение, что человек рожден для счастья. Даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы "обеспечить, насколько это возможно... всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни"33
Вся книга Мора пронизана пафосом любви к людям и ненавистью к эксплуатации, угнетению человека.
Человеческое счастье жизни - в духовной свободе и образовании. Удовольствие - основной элемент счастья. Добродетель - это жизнь, согласная с законами природы.
Утопийцы ликвидировали частную собственность, вывели из употребления деньги. Тем самым они уничтожили самый корень преступлений - воровства, убийства, предательства, т. е. все то, что сопутствует власти золота и денег и с чем так безуспешно пытаются бороться в других государствах путем жестоких законов.
Социальный аспект утопийского общества. Религия.
Автор "Утопии" считает, что справедливость - "главнейшая опора государства"34. Здесь неоднократно подчеркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии), то перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению, удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое здоровье.
Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа, свергающего укрепившуюся у них тиранию.
Этика и религия
Утопическая жизнь подчиняется
не столько юридическим, сколько
этическим законам. Писанный законов
у них очень мало, и они настолько
просты, что каждый без труда разбирается
в них. Много законов и не требуется
для народа, у которого "все
законы издаются только для того, чтобы
напомнить каждому его долг".
Проблема морали неотделима от проблемы
религии. В духе гуманистического просветительства
Мор различает подлинную
Отсутствие прочного вероисповедания противоречит человеческой природе и ее законам. Исходя из этого, идеал религии в изображаемом государстве - экуменизм, проявляющийся в почитании не одного отдельного бога, а некоего единого божества, «неведомого, вечного, неизмеримого, необъяснимого, распространенного во всем этом мире не своею громадою, а силою»35. Не случайно утопийцы именуют верховного бога в своем пантеоне Митрой. В древнеиранской мифологии Митра выступал «выпрямителем линий» - хранителем законов и порядка, умеющим устанавливать мир. Порядок и примирение - непреложные основы, определяющие характер взаимоотношений граждан Утопии в религиозной сфере. В свободе вероисповедания «на просвет» видна однозначная предзаданность религиозных ориентиров, обозначенных в художественном мире романа. По образному выражению Л. Мамфорда, в Утопии «каждый в состоянии быть человеком, потому как никто не в силах превратиться в чудовище».