Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греческого "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.
Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34
"Я убежден,
- говорил Гитлодей, заканчивая свой
рассказ об Утопии, - что
нигде нет такого
Поблагодарив
Гитлодея за интересный
«Утопия не представляла социальной программы для реализации, но определяла принципы, годящиеся для того, чтобы стать нормативной функцией, и посредством намеков постоянно указывала на социальные недуги и методы их лечения.»38
Вот одна из заключительных
страниц книги, направленная против
богачей всех времен и против богатства
(интересный парадокс: легко ли обеспечить
существование при запрете
Л. Фирпо не без основания заметил, что "Утопия" одна из немногих книг, о которых можно сказать, что они повлияли на ход истории: «В них человек, измученный насилием несправедливого общества, заявляет протест, который никогда уже не будет заглушен.»40 Первый из бессильных реформаторов, замкнутый в мире чрезмерно глухом и слишком враждебном для того, чтобы выслушать его, он обучал, как вести борьбу тем единственным способом, который остается безоружным людям культуры. Обращаясь к будущим векам, они создают программы не затем, чтобы призывать к непосредственному действию, но чтобы будоражить сознание. И по сей день блестящие реалисты, которых мир с укором называет утопистами, делают именно то единственное, что им дано: как мореплаватели, потерпевшие кораблекрушение у необитаемого острова, они бросают бутылку в море с последним посланием потомкам.
Идеал бесклассового строя,
в котором господствуют правильные,
соответствующие природе и
Последователь учения Джованни Пико о достоинстве и свободе человека, единомышленник Эразма Роттердамского, Мор не мог не выступить против религиозного фатализма лютеранской и кальвинистской реформации, лишающего человека свободы воли и превращающего его в слепое орудие божественного предопределения. “Затем, когда вы проповедуете, что наша воля лишь претерпевает и никак не действует, – писал он в ответе ученику Лютера Иоганну Бугенхагену42, – разве не упраздняете вы всякое человеческое стремление и всякую склонность к добродетели? Разве не сводите вы очевидно все к фатуму?” Согласно лютеранскому учению, продолжал он, “воля не есть воля, и человек, по упразднении свободы выбора, не отличается от дерева, и никакое злодеяние не может быть поставлено в вину человеку, но причины всех благих и дурных деяний с необходимостью относятся к богу...”43.
Трагедия Томаса Мора не сводится к его гибели на эшафоте. Трагедия заключалась в крушении гуманистической культуры, павшей жертвой социальных и национальных конфликтов XVI в. Мечтавшие о всеобщем согласии гуманисты в условиях распада европейского единства пытались ухватиться за отжившую и ложную идею единства католического мира. И тем самым изменяли себе: идеал всеобщности обретал контрреформационные черты, возникала опасность перерождения гуманизма в “католический иезуитизм”, о котором писал Ф. Энгельс. Католическая реакция была направлена не только против реформационных религиозных движений, но и против светской гуманистической культуры. В папский “Индекс запрещенных книг”44 были занесены произведения Эразма Роттердамского и многих других представителей гуманистического свободомыслия, его предшественников, современников и учеников. Многие из гуманистов оказались жертвой инквизиционных преследований. Гуманистический лагерь распался. Одни связали свою судьбу с Реформацией, другие – с католицизмом (и в том, и в другом случае ценой отхода от основных идей гуманистической философии). Подлинными наследниками и продолжателями гуманистической традиции оказались лишь те из них, которые отказались принять участие в конфессиональной борьбе и продолжали отстаивать идеалы “всеобщего” внеисповедного христианства, все более приближавшегося к “всеобщей религии” позднейшего деизма или к освобожденной от религиозной формы системе общечеловеческой морали.
Взгляды Мора на будущее общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и понятны строившим реальный до недавнего времени социализм и коммунизм. Обрисованный в «Утопии» идеал пронизан мыслью, что люди созданы для нормального человеческого труда и что все это достигается только при условии ликвидации частной собственности. Томас Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут о Море, что он боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании. Однако Томас Мор видел и то, что массы во время происходивших в ту эпоху восстаний и широких народных движений мало осознают свои интересы, легко становятся игрушкой ловких политиков, далеки от тех стремлений, которые могут привести к правильному преобразованию общественных и политических отношений. Таким образом, Мор не видел выхода из этой проблемы. В самой «Утопии» возникновение идеального государства объясняется мудрой деятельностью его мифического основателя Утопа, но это не более как литературный прием. Мор очень хорошо понимал всю сложность ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в «Утопии», как существование частной собственности ведет к тому, что стремление к ней делается всеобщим. Только утопийцам удалось истребить у себя «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого добиться в реальной действительности, Томас Мор оставляет открытым. В нерешенности проблемы перехода к социализму особенно сказывается утопизм социалистических взглядов Мора, тесно связанный с непониманием закономерностей исторического развития. Небольшая книжечка Т.Мора уже при его жизни переиздавалась трижды и была переведена на французский, немецкий, итальянский и фламандский языки. С тех пор она выдержала огромное количество изданий и переводов. На ее идеи опирались последующие социалисты-утописты.
1 Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли-М.: Издательство ЛКИ, 2007.-25 с.
2 Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора. – М.: Наука, 1973.- с.2
3 Томас Мор. Эпиграммы// История Ричарда III/ Пер. с лат. Ю.Ф. Шульца-М.: «Наука», 1973.
Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» - М.: Наука, 1973. – 94 с.
Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора. – М.: Наука, 1973. – 125 с.
4 Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы – М.: Наука,1991.-397 с.
Утопический роман XVI – XVII веков – М.: Художественная литература, 1971. – 491 с.
Бакулов Б.Д. Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике – Ростов-на-Дону:Изд-во РГУ, 2002. - 48 с
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие – М.: Высш. школа, 1980.–368 с.
Рассел Б. История западной философии – М.: Наука, 1993.-318 с.
Шадурский М.Н. Литературная утопия от Мора до Хаксли – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 147 с.
Нерсесянц В.С. История политичеких и правовых учений – М.: Москва, 1998. – 722 с.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т 3: От Возрождения до Канта – СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1994.- 531 с.
История политических и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э.Лейста. – М.:Юридическая литература, 2004. – 354 с.
5 Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982. – с. 152
6 См.: Там же. - с. 141
7Штэкли А.Э. Утопии и социализм – М.: Москва, 1992 – с. 41
8 Бакулов В. Д. Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике -Ростов на Дону, 2002. –с. 34
9 Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910, с. 55.
10 Книга Ямбула дошла до нас в изложении Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, II, 55-60). По мнению некоторых ученых, Ямбул был уроженцем Набатеи, государства на юге Палестины. См. : И. Шифман. Набатейское государство и его культура. М. , 1976, с. 85-86.
11 Платон. Собрание сочинений в 3-х тт./Пер. Е. Городецкий-М., 1971/ т.1 с. 65
12 Ге́нрих VII (англ. Henry VII; 28 января 1457 — 21 апреля 1509) — король Англии и государь Ирландии (1485—1509), первый монарх из династии Тюдоров.
13 Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс[1] — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров
14 Генрих VIII Тюдор (англ. Henry VIII, 1491—1547) — король Англии с 1509, сын и наследник короля Генриха VII, второй британский монарх из династии Тюдоров
15 Уильям Гроцин (1446-1519) - выдающийся английский ученый-гуманист, воспитанник Оксфордского университета.
16 Линакр Томас ( 1460?-1524), англ, врач и филолог-классик, к-рого наз. "реставратором обучения" в Англии
17 Джон Колет ( 1466—1519) — декан собора святого Павла в Лондоне, каплан Генриха VIII.
18 Эразм Роттердамский (27 октября 1466? — 12 июля 1536) — один из наиболее выдающихся гуманистов, которого вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии».
19 И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора-М.: «Наука», 1973. – с.17 .
20 И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора-М.: «Наука», 1973. –с. 25.
21 Lehmberg, S. E. "Sir Thomas More's Life of Pico Della Mirandola."
22 Томас Мор. Эпиграммы: Поэма на коронацию Генриха VIII-М.: “Наука», 1973,-с.10
23 См.: Там же. - с. 13
24 Библиотека всемирной литературы. Утопический роман XVI – XVII вв: «Утопия» Томаса Мора-М.: «Художественная литература», 1971- с.9 .
25 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, с. 51-52
26 См.: Там же. - с. 62-63
27 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, с. 66-67.
28 См.: Там же. - с. 47
29 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, - с. 45
30 См.: Там же.-с. 35
31 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, с. 41
32 И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора-М.: «Наука», 1973. – с. 32
33 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978,-с.76
34 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, - с. 67
35 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие – М.: Высш. школа, 1980.– С.216
36 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978,-с.69
37 См.: Там же. - с. 73
38 Д. Антисери, Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней: Томас Мор и "Утопия"-М.:Просвещение, с. 132 .
39 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978,-с. 79
40 Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы – М.: Наука,1991.-с. 175.
41 Рассел Б. История западной философии – М.: Наука, 1993.-с. 271.