Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:44, контрольная работа
Множество наук с древних времен занимается изучением человека.
Человек - это сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. В данном реферате речь пойдет о том аспекте, который связан с естественнонаучным познанием человека.
Введение 3
Глава 1. Версии происхождение человека
1. Происхождение человека 4
1.1. Креационизм в антропогенезе 5
1.2. Космическая концепция 7
1.3. Биологическая концепция 8
1.4. Трудовая концепция 12
1.5. Мутационная концепция антропогенеза 13
2. Сходства и отличия человека от животных 15
3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 17
Глава 2. Особенности развития человека
1. Как человек стал человеком 20
2. Сущность человека 24
Заключение 29
Список литературы 30
В философии средних
веков господствовал
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия человека. Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.
В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
Человек - это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного. Наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения - свободные руки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи. Человек поднялся над животным, когда стал производить орудие труда - это его главное отличие от животных. Сейчас это представление представляется не верным: примитивные каменные орудия - топоры, дубины - просуществовали миллионы лет. Животные преуспели больше, оказалось они были хорошими строителями и изобретателями. Плотины бобров, соты пчел, свидетельствовали о том, что навыки животных развивались успешно.
Чрезмерно развитому и активному мозгу человек обладал больше умственной энергией, чем требовалось выживание на животном уровне. Человек должен давать выход своей энергии добыванием пищи и размножением. Культурная работа занимала большее место, чем ручной труд.
При раскопках древних стоянок человека археологи находили орудия труда, но почти всегда предметы религиозного культа. Первобытная семья прежде, чем идти на охоту, совершала ритуальные действия. Считалось, что охота будет удачной. С точки зрения человека, это было важнейшее символическое действо, которым люди вводили себя в особое состояние.
Быстрое развитие человека пошло с изучением языка - теперь производство культурных предметов обогнало создание орудий труда. Главным орудием труда было тело человека. Пластичное приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом.
Борьба за существование не полностью завладела энергией и жизнеспособностью первобытного человека и не отвлекла его от насущной потребности: внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. В более значительной борьбе решающую роль играли ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и дискурсивный язык.
В.В. Розанов в первые увидел шимпанзе в зоологическом саду, и поразился ее способностям: она помогала собирать и убирать стол, сметала крошки.
Теория эволюции сводит бытие человека к его природному существованию и дает беспомощные объяснения его происхождения.
Ч. Дарвин и супершимпанзе
Ф. Ницше считал, что человек еще не возник, в массе своей он остается супершимпанзе. именно "супер", потому что в сравнение с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно он обезьяна. Естественный отбор способствует выживанию. Все яркое, красивое вызывает зависть или ненависть и погибает, то же самое происходит и в природе.
Потомство дают лишь серые и невзрачные индивидуумы.
Единственными представителями истинной человечности для Ницше являются философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить человеческими интересами. Расстояние между обычным человеком (супершимпанзе) гораздо меньше, чем между ним же и истинным человеком. Ницше говорил о философах и художниках не в профессиональном плане. Среди философов сколько угодно супершимпанзе. Философ, у Ницше - это, тот кто живет философски обдумывает свои поступки, выбирает жизненный путь. Так и художник - это человек, у которого все получается красиво. Святой-это человек, который избавился от жадности, эгоизма, полон любви и сострадания. Такие люди похожи на незавершенные картины, где все вызывает: придите, помогите, завершите.
Ницше считал, чтобы человек смотрел на себя как не удавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы.
Каждый должен сказать себе , если на этот раз не удалось, но я буду стараться, чтобы все получилось. Я буду работать над воспитанием себе философа, художника или святого.
2. Сущность человека
Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек.
Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос – занимается ли философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения на человека?
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.
Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.
Недаром в религиозном
сознании сущность человека
Человек решает проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао – Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии.
Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи.
Человек разумный сформировался около 50 тысяч лет назад, хотя предыстория человека уходит на глубину до 1,5 – 2 миллионов лет, когда на Земле появился человек прямоходящий
Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт увеличения объема черепа и мозга в процессе эволюции. Во многом это было связанно с переходом ко все большему потреблению пищи с высоким содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий. Кроме того, для человеческого мозга очень характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое – непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира. Это имеет отношение и к особенностям мышления и поведения людей в странах Востока и Запада, и к объяснению таких явлений, как право- и леворукость, восприятие времени и т. д.
Природное развитие подготовило субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека. Этот способ носит название человеческой культуры. Ее сущность – в передаче по каналам информации способов общения, индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что выражается словом. В человеке, таким образом, два основных канала, обеспечивающих его жизнь и деятельность:
- генетический, лежащий в основе биологической эволюции;
- культурно-лингвистический, характеризующий специфику человека.
Именно второй обусловил
и такую важнейшую
Для становления человека огромное значение имело осознание факта смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Очевидно, что в сознании первобытного человека очень рано произошло разделение мира на мир реальный и потусторонний, земной и сверхъестественный. Снаряжение покойника в мир иной говорит о примитивных представлениях о душе и теле, о путешествии души в загробном мире, о ее влиянии на оставшихся в живых. Культ умерших предков был практически у всех народов, равно как и наделение душой всех предметов материального мира (анимизм). Скорее всего, это раздвоение мира, и основанные на нем приемы магии и обряды фетишизма и тотемизма были необходимым и обязательным компонентом процесса приспособления первобытного человека к суровым условиям окружающей среды. Римский поэт Стаций сказал: «Страх создал богов». Хотя, видимо, не только и не столько страх, сколько потребность в выживании и сохранении рода была тем питательным раствором, из которого кристаллизировались элементы первобытной религии.
Труд целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природы в целях удовлетворения своих потребностей. В философском смысле происхождения труда и его первоначальная эволюция интересны прежде всего тем, что в том процессе закладывалась основа коллективного взаимодействия людей, социально психологические стереотипы их поведения. Понятно, что на самых ранних этапах доминировало естественное присвоение плодов земных, хотя природа выступала и как условие зарождающегося производства, как арсенал средства труда. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания таких явлений, как собственность и власть.
Власть и ее носители (вожди, старейшины) не только «распоряжались», но и занимали ключевое положение в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, обеспечивали то, что называется социализацией человека. В этом была основная роль власти в первобытной общине.