Виды,функции средств общения и их общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Содержание работы

Введение
1 Виды общения
2 Функции общения
3 Средства общения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культура рефи.docx

— 36.04 Кб (Скачать файл)

В общении выделяют следующие позиции:

- доброжелательная позиция по  отношению к собеседнику

- нейтральная позиция;

- враждебная позиция, неприятие  собеседника;

- доминирование, или «общение сверху»;

- общение «на равных»;

- подчинение, или общение «снизу».

Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция общения - это организация межличностных отношений.5

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

- подлинный интерес к другому  человеку, стремление познать и  понять его;

- осознания себя как части  целого – частички человеческого  взаимодействия;

- стремление так организовать  взаимоотношения, чтобы общение  с вами было приятным для другого;

- взаимоотношения не должны  складываться стихийно, необходимо  направленно их формировать, тогда  быстрее и приятнее пройдет  взаимопонимание.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Средства общения

 

Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

- речевой (вербальный);

- неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

- значение и смысл слов и  фраз;

- речевые и звуковые явления  – темп речи, модуляция высоты  голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения  показывают, что наиболее привлекательной  в общении является плавная, спокойная  манера речи.

- выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.;

- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки – паузы.

Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:

- чувства и эмоции (их проявления  изучает специальная наука кинестика);

- движения мышц лица (изучает  мимика);

- жестовые движения отдельных  частей тела (изучается жестикой);

- моторика всего тела – позы, осанка, поклоны, походка (изучается  понтамимикой);

- прикосновения в ситуации общения  – рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);

- расположение людей в пространстве  также несет определенную информацию (изучается проксемикой).

Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

- интимная зона (15-45 см), в эту  зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой  зоны характерно доверительное  общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны  влечет определенные физиологические  изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

- личная или персональная зона (45-120 см), для обыденной беседы  с друзьями и коллегами, предполагает  только визуально-зрительный контакт  между партнерами, поддерживающими  разговор.

- социальная зона (120-400 см), обычно  соблюдается во время официальных  встреч, как правило с теми, кого не очень знают.

- публичная зона (свыше 4 м), подразумевает  общение с большой группой  людей.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Взгляд по своей специфике может быть:

- деловым, когда он фиксируется  в районе лба собеседника, это  предполагает создание серьезной  атмосферы делового партнерства;

- светским, взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.

- интимным – направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

  1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения – указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.

  1. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

  1. Жесты-эмблемы- это заменпители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

  1. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.

  1. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты – движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.

Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки – почесывание  подбородка, вытягивание указательного  пальца вдоль щеки;

- жесты уверенности – раскачивание  на стуле, соединение пальцев  в купол;

- нервозности и неуверенности  – переплетенные пальцы рук, пощипывание  ладони, постукивание по столу  пальцами и т. д.

- жесты самоконтроля – например, заведение рук за спину, поза  сидящего в кресле человека. Вцепившегося в подлокотник;

- жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание ладоней о ткань;

- жесты отрицания- сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

- жесты расположения – прикладывание  руки к груди, прерывистое прикосновение  к собеседнику; жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение  к носу как более утонченная  форма прикрытия рта, говорящая  либо о лжи, либо о о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и т. д.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях.

 

 

Заключение

 

Общение – сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.

В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь – далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.

Разные исследователи рассматривают виды и структуру процесса общения с разных позиций, поэтому в терминологии возникают вариации.

Виды общения можно выделить, используя разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, времяпрепровождение, операция, игра, социальное взаимодействие, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие виды взаимодействия.

Общение – это не только самодостаточный процесс социального взаимодействия, оно зависит от многих факторов, коммуникативных умений и навыков субъектов общения. С другой стороны, от общения, его качества и уровня зависит внутреннее психическое состояние участников коммуникации, и в общем, результаты трудовой деятельности человека, целого коллектива.

Объективно процесс общения определяется закономерностями, определенными правилами, которые должны соблюдаться участниками этого процесса, во имя достижения общих целей в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 480 с.

  1. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

  1. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. – 336 с.

  1. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 304 с.

  1. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 512 с. С. 436.

1 Столяренко Л. Д. Психология и  педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 410.

2 Столяренко Л. Д. Психология и  педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 439.

3 Берн Э. Игры, в которые играют  люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 14.

Информация о работе Виды,функции средств общения и их общая характеристика