Владимир Сергеевич Соловьев
родился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора
Московского университета Сергея Михайловича
Соловьева. Его отец принадлежал
по линии предков к крестьянскому
сословию, мать была родом из старинной
малороссийской семьи, где сплелись
украинские и польские корни, интересно,
что из этой же семьи вышел видный
украинский философ Григорий Сковорода.
Образование он получил в Первой
Московской гимназии, затем учился
на физико-математическом факультете
Московского университета, в 1872 году,
по его собственным словам, он "вышел”
из этого факультета и стал вольнослушателем
историко-филологического факультета,
экстерном сдал все экзамены, в
том числе и кандидатские по курсу
историко-филологического факультета
уже через год и поступил вольнослушателем
в Московскую духовную академию. В 1974
году он защитил магистерскую диссертацию
в Санкт-Петербургском университете
по теме “Кризис западной философии
(против позитивистов)”. Этой защитой
Владимир Соловьев заявил о себе как
о зрелом самостоятельном ученом
(хотя ему был всего 21 год). По возвращении
в Москву он был избран доцентом
Московского университета по кафедре
философии, но через полгода после
этого отправился в путешествие
по святым местам в надежде обрести
собственный мистический опыт озарения.
В дороге его ограбили и он вынужден
был вернуться и возобновить
чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич
оставил службу в университете. В
1880 году защитил в Санкт-Петербурге
в качестве докторской диссертации
свой труд “Критика отвлеченных начал”
и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском
университете. Уже в первых философских
работах Владимира Соловьева
в центре стоял вопрос об отношении
Запада и Востока - противопоставление
западной и восточной традиций философствования,
религиозного мировоззрения, поиск
внутреннего основания для всеобщего
единства. Его богословские сочинения
были в штыки приняты официальной
православной церковью, ему было запрещено
после опубликования “Религиозных
основ жизни” печатать религиозно-богословские
произведения. В. Соловьев в 80-е годы
активно занимается публицистической
деятельностью, принимая участие в
полемике “западников” и “славянофилов”.
В 1891 году он становится редактором философского
отдела в большом энциклопедическом
словаре Брокгауза и Эфрона, помимо
редакторской работы он был автором
ряда крупных статей, трудился над
переводом Платона, начал работу
над циклом философских трактатов,
излагающих его систему философии,
открывающихся работой “Оправдание
добра”. К сожалению, кроме этой
работы ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно
в расцвете творческих сил Владимир
Соловьев умер 30 июля 1900 года в возрасте
47 лет. Он похоронен рядом с отцом
в Новодевичьем монастыре в Москве.
После него осталось собрание
сочинений в 10 томах, не считая религиозно-философских
работ, вышедших во Франции на французском
языке, три тома переписки и один
том стихов.
Владимиру Соловьеву принадлежит
особое место в истории русской
философии. Он стал родоначальником
целого направления, школы русской
идеалистической философии, вслед
за которым шли Н.Бердяев, П.Флоренский
и другие. Его роль в развитии
отечественной философской мысли
сравнима с ролью Гегеля в немецкой
философии или с ролью Аристотеля
в античной, поэтому трудно переоценить
значение его творчества для национальной
и мировой культуры.
1.Идея всеединства –
центральная идея философии В.Соловьева.
В философии термином “онтология”
обозначается учение о бытии, а “гносеология”
– учение о познании. В философии
Соловьева, как и в учении Гегеля,
онтология и гносеология, бытие
и познание не разделимы и опираются
на единую основу.
Идея всеединства является
центральной в философии В.Соловьева,
поэтому всю его систему часто
называют философией всеединства. Она
оказалась для него столь значительной
по многим причинам, одна из них –
обостренно бережное отношение философа
к культуре, стремление сохранить
в ней все лучшее, добытое, не потерять,
не утратить приобретенное. По словам
Н.Бердяева, было даже совсем непонятно,
“почему такой воздушный, напочвенный,
не земляной человек оправдывает
все историческое, из почвы выросшее
с землей связанное”.[1] В философии
всеединства речь шла о единении
Бога и человека; идеальных и материальных
начал; единого и множественного;
рационального, эмпирического и
религиозно-мистического знания; нравственности,
науки, религии, эстетики.
Создавая новую синтетическую
философию, Соловьев обратился к
анализу предшествующей философской.
Он не отказывает ни одной теории в
праве на существование, по словам Н.Бердяева
он “все оправдывает и все обосновывает,
всему находит место”.[2]
Философия, по мнению
Соловьева, возникает в период
напряженного кризиса, когда религиозная
социальная роль не разрывает
человеческое общество, сознание. Родиной
ее он считал Древнюю Индию,
где появление ее было ознаменовано
тезисом: “Все едино”. Идея
всеединства есть та цементирующая
основа, которая предает целостность
всей философии, несмотря на
ее бесконечную вариативность
и разнообразие. Рационализм европейской
философии, хоть и односторонне,
служил именно этой идее, способствуя
становления свободной личности,
стремящейся к познанию. С панлогизмом
Гегеля, считает В.Соловьев, закончилась
история философского рационализма,
который в сочетании с философским
натурализмом, материализмом и эмпиризмом
приблизил человека к пониманию
органического, всеобщего единства
природы, материи, духа и разума
с высшим божественным началом.
Человечество достигло такого
состояния, когда разорванность,
частичность в его собственном
бытии достигла предела, опасного
для будущего существования. Одновременно
односторонни философские учения,
берущие начало то от духа,
то от материи, то от умозрения
или эмпирии пришли, по мнению
Соловьева, к бесславному завершению,
потеряв связь с жизнью и
уткнувшись в “абсолютное ничто”.
Очевидно настало время
новой философии, когда опираясь
на достижения односторонних, частичных
учений, можно создать философию,
охватывающую все жизненно важные сферы
бытия и способную постичь
их в органическом единстве. Именно
такую философию создавал Владимир
Соловьев, опираясь на традиции христианства,
хотя его трактовка христианского
вероучения, как уже говорилось,
весьма отличалась от официальной.
Его философия начинается
с понятия не бытия, а сущего. Позиция
Соловьева явно противостоит Гегелю.
Понятие бытия - пустое для Соловьева,
т.к. включает в себя лишь противопоставление
небытию, поэтому строить философскую
конструкция можно только на содержательно
богатом фундаменте, а именно, на
понятии сущего, абсолютного первоначала,
которое “имеет в себе положительную
силу бытия”. Абсолютное начало Соловьев
называет абсолютно-сущим, свободно-сущим
Богом. “... божественное начало является
здесь (в мировом процессе) как
действующая сила абсолютной идеи,
стремящейся реализоваться или
воплотиться в хаосе разрозненных
элементов... мировая душа, как сила
пассивная, как чистое стремление, первоначально
не знает, к чему стремиться, т.е. не
обладает идеей всеединства, божественный
же Логос, как начало положительное, как
сила действующая и образующая, в самом
себе имеет и дает мировой душе идею всеединства
как определяющую форму”.[3] Фактически
речь идет о новом способе обоснования
идеи креационизма (творения Богом мира),
которая всегда лежала в основе онтологических
взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное
начало мира есть Бог, он же источник его
единства, так можно пояснить это положение
Соловьева. Природа истинно-сущего, которое
будучи началом бытия, заключает в себе
все бытие, поэтому единичное удерживает
множественное, цельное - частное. В Абсолютном
сущем, по мысли Соловьева, содержаться
два центра – абсолютное начало, как таковое,
и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей
Аристотеля о форме и материи, как двух
первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе
понимает соотношение этих двух начал,
а точнее двух сторон всеобщего первоначального
единства. Для первоматерии, выражающей
начало многообразия, вводится понятие
София (мудрость). Первоматерия. разумеется,
не имеет ничего общего с тем, что современные
ученые называют материей. Включенная
в абсолют, она не может быть ничем иным,
как мировой душой. София, отождествленная
с мировой душой, способна не только на
должное развертывание заложенных в ней
потенций, но и на искажения, если мировая
душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью
и уклониться от объединяющего воздействия
Логоса. Эти собственно и объясняется
несовершенство мира. София - это преимущественно
материя абсолютно-сущего, прошедшая путь,
на котором она максимально реализовала
свойственное ей многообразие и вместе
с тем одухотворялась, прониклась началом
единства, обожествилась. София в таком
значении является одним из центральных
понятий онтологической концепции Соловьева.
“ София есть тело Божие, материя божества,
проникнутое началом божественного единства.
Осуществляющий в себе или носящий это
единство Христос, как цельный божественный
организм – универсальный и индивидуальный
вместе, – есть Логос и София”.[4] У Софии,
являющейся как бы представительницей
материального мира, но мира устремленного
к духовному единству и совершенству,
особое место принадлежит идее человека.
“София есть идеальное совершенно человечества”,
- пишет Соловьев. Но София - неразрывная
часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет
деятельности Бога. В Философии Соловьева
человек “совечен” Богу, он отрицает
утверждение, что Бог может существовать
и без человека. Здесь речь идет не о человеке,
как биологическом виде, он появился в
процессе эволюции, а о человеке как идее
бытия, которая заложена в самой основе
мира в целом. Софийный идеальный человек
принадлежит вечности, а она ему, поэтому
он едино с Богом.
Разорванное эмпирическое существование
человека противопоставляет человека
человеку, человека природе, скрывая
от нас подлинную сущность человеческого
бытия, а именно, бытия в Боге,
в Абсолюте, в единстве. Для достижения
всеединства разобщенность абсолютно
необязательно рассматривать как
непреодолимое препятствие. В определенном
смысле она даже необходима для истинного
плодотворного всеединства, которое
предполагает синтез многогранных, многокачественных
индивидуальностей. Поэтому процесс
дифференциации, отделения элементов
от единосущего очень нужен для
плодотворного синтеза, и полезен
до тех пор, пока он не угрожает хаосом
и полным небытием.
Принципы онтологии, которые
лежат в основе философской
концепции Владимира Соловьева
неразрывно вязаны с его гносеологическим
учением. В своей основе единство
онтологии и гносеологии у
Соловьева базируется на платоновской
идее единства истины, добра и красоты.
“... благо истина и красота суть
различные образы или виды единства,
под которыми для абсолютного
является его содержание, или все,
– или три различные стороны,
с которых абсолютно-сущее сводит
все к единству... всякое внутреннее
единство... есть любовь”[5].
На основе этой идеи Соловье
разрабатывает концепцию целостного
знания, которое предполагает постепенный
синтез религии, философии, науки. Процесс
объединения происходит сначала
в рамках философии, где достигается
единство между ее тремя направлениями:
мистицизмом, рационализмом и эмпиризмом.
Каждое из них представляет участников
будущего универсального синтеза. Главный
смысл новой теории познания –
достичь понимания универсального
во всем объеме его с сохранением
индивидуального во все его своеобразии.
Органическая логика Соловьева
предлагает обратить внимание на те формы
познания, которые оставались на периферии
рационалистических систем, а именно,
на роль интуиции, непосредственного
умственного созерцания. Эти формы
знания близки мистическому и в то
же время художественному видению
мира, которое успешнее, чем понятийное
мышление справляется с задачей
охватить все в единстве. Интуиция
и непосредственное умосозерцание
должны стать связующими звеньями между
научным, художественным и религиозным
видением мира. В концепции цельного
знания подробно прорабатывается мысль
о единстве познавательной и этической
деятельности (истина и добро). Соловьев
считает, что невозможно без опоры
на нравственность получит критерий
истины. В нравственном сознании познающего
заключено единственно стоящее
свидетельство истинности полученных
им результатов. Убедиться в их истинности
со стороны, как правило, невозможно:
безнравственное сознание легко
находит убедительно звучащие аргументы
в пользу своей мнимой истинности.
Только высоконравственная личность познающего
субъекта является гарантом истинности
добытых им знаний. Органическая логика
предусматривала, что для познания
человеку необходим не только логический
инструментарий, но и угол зрения, жизненная
позиция.
Человек в современном
его состоянии далеко отстоит
от центра всеединства, находясь в периферийных
его областях, где силы обособления,
разъединения преобладают над силами
объединениями. Периферийное сознание
не в состоянии охватить единый идеальный,
сущностной космос, возвысится до его
понимания. Редкую возможность для
этого предоставляют редкие вспышки
вдохновения, озарения близки к тем,
которые испытывают истинные художники,
поэты, пророки. В такие моменты
открывается подлинность мира, его
единство. Среди вдохновенных чувств
помогающих периферийному сознанию
преодолеть его слепоту, первое место
принадлежит любви. В ней запечатлен
отблеск могущественных, всеохватывающих
сил единения. В теории познания
Соловьева, как и у Платона, в
качестве одного из существенных элементов
выступает Эрос. Благотворны даже
низшие стадии любви, соединяющие разнополые
существа и подтверждающие существование
часто неосознаваемого единения.
Но эта любовь является слабым и
искаженным намеком на те возвышенные
и всемогущие силы любви, которые
господствуют в идеальном сущностном
бытии, создавая его единство. Познание
невозможно без любви, ощущаемой
как стремление к достижению всеединства.
Эгоистическая замкнутость противопоказана
познающему субъекту, лишь его любовь
и открытость другим людям, ко всему
миру дают необходимый угол зрения
для истинного понимания, формируют
ту нравственную основу, без которой
познание рано или поздно окажется
бессильным, а то и опасным.
Познание у Соловьева
связано с этикой, с эстетическими
чувствами, но, главным образом, с
реальным “собирательным творчеством”.
Подобно искусству, идеал которого
не в “предварении”, а в “осуществлении”
– в подвиге Пигмалиона, оживившего
камень, Орфея, потрясшего своды Аида
– познание становится истинным и
плодотворным, включаясь в реальное
творчество - свободную “теургию”,
как его называет Соловьев. В реальном
творчестве преобразуются общество,
земная природа, универсум. Средством
для решения этих колоссальных проблем
Соловьев предлагает единение свободно-нравственного
человечества, развивающегося благодаря
нравственному совершенствованию каждой
личности и всего общества.
2. Русская идея в философии
Владимира Соловьева.
Владимиру Соловьеву принадлежит
заслуга теоретического обоснования
“русской идеи”, которая кратко может
быть охарактеризована как идея богоизбранности
русского народа. Что есть русская
идея? Об этом он говорит в большой
работе Национальный вопрос в России
и ряде других работ, первая часть
которой вышла в 1888 году, а в 1989
появилась вторая часть этого
сочинения. Находясь во Франции, Соловьев
прочитал лекцию на тему “Русская идея”.
“Идея нации, -сказал он в этой лекции,
– есть не то, что она сама думает
о себе во времени, но то, что Бог
думает о ней в вечности”.[6] Соловьев
уверен, что у каждой нации есть
в мире свое предназначение, возложенное
на нее Богом, или, как он его называет,
ее “вселенская функция”,ибо человечество
представляет собой некий большой
организм ,где все части связаны
воедино и только на первый взгляд
может показаться, что одна из них
может быть вполне самостоятельной
и независимой. В чем же предназначение
русского народа? Именно России отведена
роль “строителя” Вселенской церкви,
а русскому народу, в силу его
промежуточного положения между
Западом и Востоком, – роль основного,
базисного народа для последующего
всеобщего объединения народов.
Истинная русская идея, считает Соловьев,
– это идея, “засвидетельствованная
религиозным характером народа, преобразованная
и указанная важнейшими событиями
и величайшими личностями нашей
истории”