Идеи, высказанные Соловьевым
в его сочинениях и устных выступлениях,
были ответом на оживившиеся в
конце века дискуссии, которые оказались
как бы продолжением старого спора
западников и славянофилов. Еще в
магистерской диссертации Соловьев
отрицает крайности обоих этих направлений.
С годами его стремление отмежеваться
от традиционного славянофильства,
сохранив дух патриотизма и любви
к своему народу становится все сильнее.
Соловьев понимал патриотизм не как
национальное бахвальство, а как
долг нации и ее интеллигенции
осуществлять самокритику. “ Истинная
любовь к народу желает ему действительного
блага, которое достигается только
исполнением нравственного закона,
путем самоотречения. Такая истинная
любовь к народу, такой настоящий
патриотизм тем более, для нас, русских,
обязателен, что высший идеал самого
русского народа (идеал “святой
Руси”) вполне согласен с нравственными
требованиям и исключает всякое
национальное самолюбие и самомнение”.[8]
Например, подлинная любовь к русскому
народу абсолютно несовместима, по
его мнению, с антисемитизмом. Усиленное
возбуждение племенной религиозной
вражды, как указывал Соловьев, “
в корне развращает общество и
может привести к нравственному
одичанию, особенно при ныне уже
заметном упадке гуманных идей и при
слабости юридического начала в нашей
жизни. А вот почему из одного чувства
национального самосохранения следовало
бы решительно осудить антисемитское
движение не только как безнравственное,
но и как крайне опасное для
будущности России” [9]. Антисемитизм
был, в глазах Соловьева, одним из
тягчайших грехов русского национализма,
но далеко не главнейшим. Не менее
отрицательным было его отношение
к национальной “китайщине”,национальному
самодовольству и самопревознесению,
к самодовольному третированию культурных
достижений других народов Недостатком
этим в полной мере впавшие в национализм
“младшие” славянофилы. Соловьев отмечал,
что в их теориях мы имеем дела
не с национальностью, а с национализмом.
Если национальность “есть факт, который
никем не игнорируется”, то национализм
- “ то же факт – на манер чумы
или сифилиса. Смертность сего факта
особенно стала чувствительна в
настоящее время, в противодействие
ему вполне своевременно и уместно”.[10]
Национализм славянофильства таил
в себе противоречие между восхвалением
народности и подспудным барством, высокомерием
по отношению к теоретически превозносимому
народу. Одним из самых явных его обнаружений
Соловьев считал мысль, что русский народ
не способен к государственно-политической
деятельности и потому предоставляет
эту деятельность правительству, не нуждаясь
ни в каких политических правах, не требуя
их для себя. Приведя с негодованием ряд
цитат из славянофильской “Руси”, утверждавшей,
будто русский народ есть народ негосударственный,
не стремящийся к государственной власти,
не желающий для себя политических прав,
не имеющий в себе даже зародыша народного
властолюбия, а посему он предоставляет
правительству неограниченную власть
государственную. Соловьев в разрез подобным
рассуждениям доказывал, ссылаясь на опыт
русской истории, что русский народ с самого
начала русского государства “нисколько
не отказывался от деятельного участия
в политической жизни”.[11] Проповедь аполитизма
для русского народа Соловьев отвергал
как реакционную утопию, неверную по существу
и не соответствующую ни характеру, ни
достоинству русского народа.
Безоговорочно отрицая Запад,
но в то же время, страдая от общественно-политических
зол русской жизни, славянофилы,
по его мнению, не замечали, что их
борьба против этих зол могла приобрести
положительное значение, только если
бы она велась средствами, выработанными
историческим развитием европейского
сообщества, развитием политических
форм его жизни, его культуры. “
Сами славянофилы... могли бороться
против нашей общественной неправды
единственно только в качестве европейцев,
ибо только в общей сокровищнице
европейских идей могли они найти
мотивы и оправдание этой борьбы”.
[12]Небезынтересно, что правящие
круги России отреагировали на
выступления Соловьева во Франции
подобно славянофилам: они увидели
в критическом подходе философа
ущемление интересов России, о
чем Победоносцев доложил Александру
III. Может быть в связи с этим,
опасаясь политических преследований,
а может по другим причинам,
но по возвращении в Россию
Соловьев отошел от активной
общественно-политической деятельности,
полностью посвятив себя исследовательской
работе.
В спорах о национальном вопросе
и русской идее Соловьев отчасти
продолжает ту линию, которая идет от
Достоевского, а именно – развивает
сущностный, глобально-исторический подход
к самому содержанию и прояснению
понятия “русская идея”, которое
было весьма противоречивым в российских
дискуссиях того времени. Достоевский
различал три мировые идее – “идею
католицизма”, “старого протестантизма”
и “идею славянскую”, или русскую
идею.
Соловьев отличал истинную
русскую идею от тех многообразных
конкретных рассуждений о ней, которые
уже имели место или еще
возникнут в соответствующих
дискуссиях. Среди отвергаемых Соловьевым
суждений – идея “официальной, официозной
России”, мнения тех, для кого идеалом
стала старая допетровская Россия.
Критической оценке подвергаются слепой
“национализм”, панславизм, обскурантизм,
“национальный партикуляризм”, видящий
благо России в ее изоляции от других
стран и народов, в частности
и в особенности от Запада. Соловьев
показывает, что идеи изоляционизма
далеки от реальной историиии России.
По мнению Совоьева, Россия, к счастью,
никогда не шла по этому пути.
Давайте представим себе на минуту,
предлагает он, что было бы, если бы
народ России на деле воплощал антизападнические
или любые другие изоляционистские
идеи. Если бы их придерживались новгородцы
в IX веке, то не было бы Российского
государства. Если бы их разделял Владимир
Киевский, то Русь не стала бы христианской.
Если бы боярам удалось уговорить
Петра не проводить западнически
ориентированных преобразований, то
не было бы современной ему России и ее
богатой культуры. Соловьев обращал внимание
славянофилов на то, что их собственные
рассуждения неотделимы от судеб мировой,
в частности западной, культуры и религиозности.
Национализм, изоляционизм, мессианизм
Соловьев не принимал не только из философских,
историко-культурных, но, прежде всего,
из морально-религиозных соображений.
Ибо эти идейные уклоны противоречили
соловьевской идее Богочеловечества.
В судьбе русского народа, согласно
Соловьеву, главное состоит в
том, что он христианский народ, и
поэтому он должен “вступить в
совместную жизнь христианского
мира” и в согласии с другими
народами реализовать совершенное
и универсальное единство.[13]
Русская идея - не что иное, как
определенный аспект христианской идеи.
Однако идея эта далека от воплощения.
Сказанное относится к идеям
других народов. Их воплощению в действительность
России мешают национализм, ложные монополистические
претензии на полное и единственное
воплощение православием “истинной
веры”, нетерпимость к другим христианским
(и нехристианским) конфессиям, нежелание
искать путь к “мировой церкви”. России
еще предстоит, рассуждает Соловьев,
продолжить движение к “социальному
освобождению”, который начался 19 февраля
1861 года отменой крепостного права.
“Тело” России свободно, но национальный
дух ее еще ждет своего 19 февраля,
считает философ. Все его идеи
актуальны и сегодня. Например, описывая
препятствия, стоящие на пути духовного
освобождения России, Соловьев отмечает:
“Государственная идея, высокая сама
по себе и крепкая в державном
источнике ее, в парктике жизни
приняла исключительно форму
“начальста”. Начальство сделалось
все в стране”.[14] Разве не тоже
самое мы видим в сегодняшней
уже “”демократической” России?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, в философии
Владимира Соловьева соединились,
казалось бы, несоединимые тенденции.
Философия исходила из признания
единосущного начала, имеющего два
полюса, каждый из которых равно
значим и велик. Его идеи поражают
безоглядной верой в прогресс,
в науку, в богоизбранность русского
народа наряду с глубоким ощущением
нарастающей опасности гибели и
уничтожения. Соловьев призывает человечество
опомниться и остановиться, протянуть
друг другу руки в понимании своего
глубокого бытийного единства. Может
быть другими словами, можно сказать,
что Соловьев философским языком,
объясняет и обосновывает традиционные
христианские ценности и призывы. Такие
как “Все люди – братья”, “Бог есть
любовь”, “Возлюби ближнего своего”
и т.д.
Идея всеединства - органического
соединения максимально развитого
личностного начала с всеобщим, одухотворения
материального, грубого мира по-новому
прочитывается в настоящее время,
когда перед человечеством стоит
угроза самоуничтожения, когда разворачивается
и углубляется экологический
кризис, не прекращаются политические
баталии. Русская же идея чрезвычайно
важна сегодня, когда ведется
поиск основ для духовного
возрождения нации, для отыскания
ею нового мира в столь сильно изменившемся,
но все-таки цельном мире. Может быть
есть смыл поискать ответы на самые
злободневные вопросы, стоящие пред
сегодняшней Россией в работах
великих соотечественников непростительно
надолго забытых? Если бы русские
чувствовали ту моральную ответственность
перед Богом и историей, о которой
говорит Владимир Соловьев, то не было
бы Чечни и много другого. Великие
идеи потому и велики, что они
вечные. Идея национального возрождения
на основе глубоко воспринятой идеи
ценности других культур и народов,
поиск таких способов объединения,
которые не предполагали унижения,
подавления, порабощения одного народа
другим, постепенное, медленное, естественное
движение к всеобщему единству - такой
путь обозначил Владимир Соловьев для
России.