Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:34, реферат
Человека с окружающим миром содержит в себе три ступени развития. Согласно им в человеке существуют формообразования духа:
Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.
1. Осознаваемое противоположность нашего Я к внешнему миру даёт наличие сознания.
2. Наше чувственное единство с внешним миром даёт нам наличие души
3.
Человека с окружающим миром содержит в себе три ступени развития. Согласно им в человеке существуют формообразования духа:
Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.
1. Осознаваемое
2. Наше чувственное единство с внешним миром даёт нам наличие души
3. Деятельное единство человека с окружающим миром проявляется, в двух формах:
а) теоретическое познания – как интеллект
б) практическая деятельность по преобразованию мира – как воля
В ходе деятельности
познания интеллект человека
понимает понятия предметов.
Понятия предметов в итоге
становятся достоянием нашего
мышления, мы можем теоретически
преобразовать их. Теоретически
преобразовать- значит внести
изменения в соотношения его
элементов. Изменениями
Значит воля есть не что иное, как деятельность человека. А без деятельности и без мысли воли не бывает.
Определения воли:
1)Влечение
2) Практическое чувство
3) Счастье
Влечение и произвол
Стремлений и склонностей человека принимает форму влечения. Каждый самостоятельно определяет свои влечения исходя из своего внутреннего мира. Влечений у каждого может быть много, и они могут значительно отличаться друг от друга. Поскольку все они принадлежат ему, то все они находятся в его власти. По ходу осуществляемой нами практической деятельности наши влечения перерастают в устойчивый интерес.
Дело, которому человек полностью отдаёт себя, составляет его страсть. Страсть в отличие от влечений, не бывает ни доброй, ни злой. Она означает лишь то, что человек весь свой интерес, весь свой талант и характер вкладывает в то дело, которому служит.
Рефлектируя в содержание своей воли, самосознание человека оказывается в ситуации выбора.
Практическое чувство
Началом проявления воли является практическое чувство. Любой теоретический вывод по поводу существующего положения дел в мире порождает в душе человека определённое практическое чувство. Практическое чувство- это субъективное ощущение, которое возникает у человека тогда, когда он соотносит свои субъективные представления о том, что и как должно быть в этом мире.
- чувство творящейся
- чувство проигравшего человека, которое содержит в себе желание отыграться;
- чувство долга, которое побуждает нас идти на работу;
- чувство ответственности за своих детей, за свою собственность
Все эти чувства возникают у нас вследствие не прекращающейся в нашем сознании процедуры сопоставления того, что реально есть, с тем, что должно быть согласно нашим размышлениям.
Практическое чувство
является своего рода предтечей нашей
практической деятельности. Само по себе
оно представляет собой только внутреннее
идеальное ощущение субъекта, которое,
однако, распространяется на всю плоть
человека и изнутри побуждает
его к действию. Под его влиянием
в мышцах нашего тела появляется энергия
действия, а ход наших мыслей приобретает
соответствующую
практическое чувство возникает на основе соотношения определённых мыслей человека о том, что и как должно быть в этом мире, с тем, что реально есть, постольку в нём отражаются результаты их соразмерности. Этот результат придаёт практическому чувству такие определения, как приятное либо неприятное.
Приятное и неприятное – это единственные определения практического чувства.
Знаменитый вопрос о первоисточнике зла в мире возникает именно на этой ступени развития понятия воли. Зло есть не что иное, как чувство несоответствия содержания наших субъективных представлений тому положению дел, которое существует в реальном мире. Мир развивается согласно своему понятию. И если оказывается, что действительность никак не хочет принимать наши идеалы, то это означает только, что плохи идеалы, а не действительность.
Счастье
Начальное определение счастья – это цель человека. Все наши влечения дороги нам, и мы хотели бы реализовать каждое из них. Но чем богаче и содержательнее наши влечения, тем больше времени и сил они требуют для своей реализации. Не случайно говорят, что для счастья нужны силы.
В сутках 24 часа, в году
365 дней, а средняя продолжительность
жизни человека составляет
Оказывается, что счастье, понимаемое как цель человека, недостижимо. По ходу своей жизни мы скорее упраздняем это понимание, чем утверждаем его. И всё равно мы никогда не приходим к согласию с собой. Жизнь постоянно меняется, реализуются одни влечения, но появляются другие. Поэтому не зря ещё в древности было сказано мудрецом Солоном: "Назвать счастливым человека ещё живущего – всё равно что объявить победителем человека, ещё продолжающего сражаться".
Бесконечное противоречие между ностальгией по прошлому и эйфорией надежд, связанных с будущим, снимается за счёт появления у нас положительного отношения к настоящему, к которому мы приходим согласно формуле: "Мало быть счастливым, надо ещё знать об этом".
Истинным победителем в этой внутренней борьбе человека с самим собой за своё счастье становится осознание того, что сама возможность выбора своих влечений – это и есть подлинное счастье. Действительное, а не воображаемое счастье заключено в свободе выбора своих влечений, в возможности самостоятельного определения своего жизненного пути.
В истории человечества никакое другое понятие не отличалось такой неопределенностью смысла, как свобода. И вместе с тем именно под знамёнами свободы люди творили свою историю: воевали и мирились, строили и разрушали, клялись и предавали, страдали и шли на смерть.
Дух человека – это единство его души и сознания, проявляющееся в форме интеллекта и воли. В качестве интеллекта дух человека познаёт мир, в качестве воли он преобразует его. В основе обеих форм деятельности – и интеллекта, и воли – лежит мышление, которое в себе всегда свободно. В какую бы смирительную рубашку ни одели человека, в какие бы кандалы его ни заковали, в своём мышлении он всегда свободен.
Животные не способны мыслить,
поэтому в дикой природе
Мы знаем, что и сегодня в некоторых странах ещё продолжают существовать отношения господства и рабства. Но мы говорим здесь не о реальном человеке, а о его понятии, о том, какова его суть согласно его понятию. Тот факт, что в ряде стран сохраняются отношения несвободы, говорит лишь о том, что реальная жизнь людей ещё не везде пришла в соответствие с понятием человека.
Список литературы
1. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. / Г.В.Ф. Гегель. // Соч.: В 14 т. Т. ІV. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. 440 с.
2. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа. / Г.В.Ф. Гегель. // Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 472 с.
3. Труфанов С.Н. Грамматика разума. / С.Н. Труфанов. / Самара. Гегель-фонд. 2003. 624 с. http://trufanov_sn.sama.ru/
4. Труфанов С.Н. Классическое учение Вильгельма Гегеля о человеке: о теле, душе, сознании, самосознании, разуме, интеллекте, воле, свободе. / С.Н. Труфанов. / Саарбрюкен, Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 204 c. http://trufanov_sn.sama.ru/