Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:46, контрольная работа
1. Особенности древнеиндийской философии. Проблема философии как центральная проблема древнеиндийской философии
2. Ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) школы, их противостояние и взаимное влияние
3. Ведийская предфилософия и протофилософия Упанишад
4. Учение об Атмане и Брахмане
...
23. Философия Ближнего Востока. Зороастризм, «Авеста», Ахурамзада, Анхра-Манью
Восточная философия
1. Особенности древнеиндийской
философии. Проблема философии
как центральная проблема
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии. Древнеиндийская философия не верит, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью. В древнеиндийской философии выделяются 3 основных этапа:
Ведический период
Классический период
Индуистский период
В становлении древнеиндийской философии большую роль сыграли Веды. Слово Веда, с санскрита переводится как «знание». В сущности, Веды – это религиозно-философские трактаты.
Традиционно все индийские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Различие между ними заключалось в том, что ортодоксальные школы признавали авторитет вед, а неортодоксальные его не признают.
Онтология1 индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязи. Бытие и небытие ассоциируется с выдохом и вдохом Брахмы. Который в свою очередь живёт 100 космических лет. После его смерти царит небытие 100 космических лет. После чего он вновь рождается.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии2 является изучение процессов происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Индийская философия, в отличие от западной философии, уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного3. Поскольку они верили в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно историю философии. Эстетика4 и учение об обществе и государстве являются у них отдельно стоящими науками.
Основные проблемы древнеиндийской философии тождественны проблемам философии. Как, например, проблема целостного строения бытия или гносеологические проблемы и многие другие.
2. Ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) школы, их противостояние и взаимное влияние
Примерно с VI в. до н.э. начинается
процесс развития древнеиндийской
философии и становления
Все школы существовали параллельно.
Шесть ортодоксальных школ,
посредством которых
Изначально, 6 ортодоксальных школ были отделами изучения в цельном понимании Вед. Ньяя – комплектует правила философских дебатов и определяет основные обсуждаемые объекты: физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайшешика – занимает метод Ньяи или логики в более глубоком анализе затруднительного положения материального существования, путем показа, что видимые материальные формы, к которым мы все так привязаны, в конце концов, разрушаются на невидимые атомы. Санкхья – развивает этот аналитический процесс дальше, чтобы помочь душе стать отдельной от материи. Через Йогу душа пробуждает свое внутреннее духовное видение, чтобы увидеть себя за пределами тела. Миманса – направляет душу к целям Ведического ритуализма. Веданта – фокусирует на высшей цели, которой учат Упанишады.
3. Ведийская предфилософия и протофилософия Упанишад
Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме. Традиционно веды делятся на 4 части: 1) Ригведа – собрание 1017 гимнов, обращённых к ведическим богам; 2) Самаведа – описание правильного произнесения гимнов Ригведы; 3) Яджурведа – описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы; 4) Атхарваведа – собрание заклинаний, обращённые к богам, демонам, духам и т.п.
В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов. В системе священных текстов (шрути) выделяются 4 типа текстов: 1) Веды – гимны и заклинания, описания ритуалов; 2) Брахманы – комментарии к ведам; 3) Араньяки (книги лесных отшельников) – комментарии к ведам, предназначенные для отшельников; 4) Упанишады (сидение у ног учителя) – религиозно-философские тексты.
В гимнах Вед зарождаются термины и понятия, которые играют важную роль не только в Упанишадах, но во всей философии Индии. Упанишады — собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле слова. Характерно само название этих произведений – обозначает дословно «сидение у ног учителя». В текстах Упанишад подчеркивается, что они представляют собой тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей. Упанишады — это своеобразные тексты, сочиненные различными, часто известными авторами, в различное время и на разные темы. Каждый текст — это изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца. В жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов. Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами. К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшиеся с VI в. до н.э. и по XVI в. н.э. Говоря о древнеиндийской философии, имеют ввиду прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э. В упанишадах в роли бога — творца мира фигурирует бог Брахман, в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего.
4. Учение об Атмане и Брахмане
Брахман и Атман вместе выражают одну из основных идей упанишад. Атман – индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я». Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами. Универсальность брахмана достигается им через познание самого себя. Т.е. Атман - нечто личностное; Брахман - нечто объективное. Под Брахманом понимается высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Он вне пространства, вне времени, вне причинно-следственных связей, свободен от качеств и действий, внеположен феноменальному миру и не выразим в положительных терминах и в рамках логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно. Понятие Брахмана обычно выражается существительным среднего рода, но его можно встретить и в мужском роде, обозначающем идею бога-творца, служащего проявлением высшего начала, абсолюта. Вне Брахмана ничего нет, но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане как в зародыше. Брахман – это зародыш всего сущего. В большинстве текстов Брахман — это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего существующего, начало и конец всех вещей, всех существ, то есть то, из чего эти существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти. В Брахмане не бывает изменении, хотя всякое изменение основано на нем. Нет ничего вне его, нет ничего отличного от него. В Брахмане помещается вся множественность мира.
Атман — «душа» происходит от корня «as» — дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть». Дыхание — это та тонкая нить, которая не позволяет совсем отрешиться от материальных условий бытия. Дыхание — это то, чего не видно, но оно есть бытие наше и прекратись оно, прекратится и жизнь. Учение об Атмане восходит к Ригведе, где Атман не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизическая сущность дыхания. Атман в Упанишадах — это обозначение субъективного психического начала — души. Он может пониматься как в личном плане, так и в универсальном. В этом последнем значении Атман — основа всего, он пронизывает все сущее, он одновременно меньше ядра просяного зернышка и больше всех миров. Атман — это вечная и неизменная, деятельная сущность мира; в соответствии со своими истинными желаниями и замыслами он постоянно активен в мире, особенно в теле человека.
Таким образом, понятие Атмана, мира-души, развившееся из понятия мира — Пуруши, вырастает в Упанишадах в безличную причину всего сущего — в Брахмана, а Брахман, в свою очередь, есть материализованная во всех существующих вещах сила, которая создает, поддерживает, сохраняет и возвращает к себе обратно «все миры», всю природу. «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Они противоположны друг другу и одновременно тождественны. На высшем уровне развития субъективного «Я» мир и сознание индивида сливаются воедино.
5. Этика Упанишад
Цель упанишад заключается
не столько в достижении философской
истины, сколько в том, чтобы принести
умиротворение и свободу
6. Учение о карме, сансаре, мокше
Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму — улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Учение о карме активно использовалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку. Так, например, школы Ньяя и Вайшешика считали, что закон кармы устанавливается Богом, который сотворил мир в соответствии с законом кармы. А такие школы как Буддизм, Джайнизм, Санкхья, Миманса считали, что закон кармы не зависит от бога, а этот закон присущ самому миру. Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба — это результат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению — уходу от власти кармы. Идея кармы отвечала этическим запросам древнеиндийского общества. Она решала проблему добра и зла, источником которых считался сам человек. Т.е. карма – это совокупность деяний человека.
Сансара – буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога. Сансара – является реализацией действия «закона кармы». Т.е. сансара – это бесконечный путь реанкарнации.
Мокша – это освобождение от реанкарнации. Учение о мокше заключается в преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей, избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре достигается при условии познания тождества «Я», Атмана, с чистой реальностью бытия - брахманом.
7. Философия Джайнизма.
Общая характеристика (первоначальное
религиозно-этическое ядро
Согласно учению джайнистов, совершается вечный, не управляемый никаким богом, мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид всё новых существований, но, если освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасённая, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Джайнизм считается первым антибрахманским, религиозно-философским течением. Махавира выступал против закона кармы. Он считал, что человек может избежать последствий кармы и ещё при жизни освободиться от кармы. С точки зрения Махавиры, любое живое существо находится в карме. От неё можно избавиться, если следовать тройной жемчужине джайнизма: истинная вера, истинные знания, правильное поведение. Джайнисты считали, что сознание является неотделимой частью души. Каждая душа обладает всеведением; но существуют падшие души, что связанно с кармой. Джайнисты не верят в существование бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. Существуют два вечных начала или сущности: живое — дживы (души) и неживое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени, эфира. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной.