Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

1. Особенности древнеиндийской философии. Проблема философии как центральная проблема древнеиндийской философии
2. Ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) школы, их противостояние и взаимное влияние
3. Ведийская предфилософия и протофилософия Упанишад
4. Учение об Атмане и Брахмане
...
23. Философия Ближнего Востока. Зороастризм, «Авеста», Ахурамзада, Анхра-Манью

Файлы: 1 файл

Восточная философия.docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

Конфуцианство обещает человеку земное счастье. Взамен же человек признаёт себя лишь частью налаженной социальной системы. В культуре древнего Китая (как и других древних цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой  имена соответствуют идеальной  сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что  имена используют невежественные люди). Эта «порча» имен приводит к ухудшению  дел в мире. Примерно такой точки  зрения придерживался и Конфуций. Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр — с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или министра и называется таковым, но по сути дела правителем или министром он не является. На первое место он ставил – исправление имён, т.е. каждый должен вести себя в соответствии со своим социальным статусом. В качестве образца такого государства он ссылался на древние писания, именно там можно найти образец этого государства. Конфуций указывал на моральный авторитет у власти: «Правление, есть исправление…». Но для достижения своих субъективных целей, Конфуций перегибал палку.

 

20. Личность и её воспитание  в конфуцианской этике

 

Основные качества «благородного  мужа»: гуманность (Чего не желаешь  себе, того не делай людям); сыновья  почтительность (Почтительность к родителям  и уважительность к старшим братьям); этикет (Не знать этикет — значит не иметь возможности укрепиться в должном поведении); долг, справедливость (смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является действием без цели); знание судьбы или воли небес (Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком). Противоположным благородному мужу является падший человек, обладающий следующими качествами: Думает лишь о своей выгоде, Требователен к другим, О нем можно судить по мелочам, Нельзя доверить великие дела, Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними, Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость, Кончает жизнь самоубийством в канаве, Не знает велений Неба и не боится его, презирает великих людей, не обращает внимания на слова мудрых.

21. Философия пурва-миманса и уттара-миманса (веданта) (общая характеристика)

 

Философская система веданта (буквально – завершение вед) и  поныне пользуется большой популярностью. Ключевым понятием считается Брахман  – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Термин «веданта» в буквальном переводе означает «конец вед», «завершение  вед». Веданта, как и миманса, опирается  исключительно на авторитет вед  и примыкающих к ним священных  текстов. Поэтому не удивительно, что  во многом она близка к мимансе. Иногда ее даже называют «поздней мимансой» («уттара-миманса») и объединяют в одну группу с мимансой. Но в отличие от мимансы, где центральное место занимает осмысление ведического ритуала, веданта стремится дать философскую интерпретацию божественному откровению, изложенному в текстах вед. Как самостоятельная философская школа веданта сложилась примерно к VII—VIII вв. и была наиболее авторитетной и широко распространенной школой индийской философии в эпоху Средневековья. Веданта на разных стадиях своего развития восприняла и переработала различные идеи других школ и в первую очередь ранней мимансы (пурва-мимансы), санкхьи и буддизма. Но при этом именно буддизм был основным идейным противником веданты. В свою очередь веданта, и особенно в подходе Шанкары, оказала серьезное влияние практически на все направления индийской философии. Школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-веданта, двайта-веданта. Одна из центральных проблем веданты — это проблема соотношения отдельных объектов — неодушевленных предметов и особенно индивидуальных человеческих душ (наше «я») — с Брахманом. Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей. Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые, в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений. Основные идеи являются творческим осмыслением «Упанишад». Помимо рукотворных источников знания, веданта признает заповеди и личные умозаключения.

 

22. Философия Ближнего  Востока. Ислам (калам, слово  Аллаха, фальсафа, суфизм)

 

Основной проблемой исламской  философии является – границы  и природа знания. 3 основных аспекта исламской философии: калам, слово Аллаха, фальсафа и суфизм. Калам включает в себя философские аспекты. А фальсафа является как бы теологическим учением. В

VII в. на территории Аравии  зародилась новая мировая религия  — ислам, или мусульманство,  во многом базирующаяся на  идеях иудаизма и христианства. Основоположником ислама был  Мухаммад (570—632), почитаемый мусульманами  как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама начиная  с 610 г. и до самой своей  смерти Мухаммад получал откровения  от Аллаха и сообщал их людям.  Уже после смерти Мухаммада  его сподвижники собрали эти  высказывания в единую книгу  — Коран, которая стала священной  книгой для всех мусульман  и почитается ими как божественное  Откровение. При этом Коран считается  вечным или же созданным Аллахом  при сотворении мира. Неясность  и частично даже противоречивость  текстов Корана потребовала их  осмысления и истолкования, что  способствовало зарождению и  развитию мусульманской теологии (богословия). Попытки рационального  осмысления вероучения ислама  привели к изучению и использованию  идей и методов античной (греко-римской)  философии, что повлияло на  развитие мусульманской философии.  Первой формой мусульманской  философии стал калам, с X в.  развивается мусульманский перипатетизм (аристотелизм) — восточный и западный. Важное место в мусульманской философии заняла мистическая философия, и прежде всего суфизм.

Слово «калам» в буквальном переводе с арабского означает «беседа» или «рассуждение». Это название в мусульманской философии получило течение, развивавшееся с начала VIII в. по XV в. Сторонников калама называют мутакаллимами. Калам представляет собой первую попытку рационального обоснования религиозных идей ислама. Калам часто называют «мусульманской схоластикой». Как и европейская схоластика в христианском мире эпохи Средневековья, калам играл в мусульманской культуре роль «служанки богословия».

Суфизм – это течение  Ислама. Суфизм, является неотъемлемой частью ортодоксального ислама. Суфизм — это мистическое течение  в исламе, зародившееся в VIII—IX вв. Помимо религиозно-философских воззрений, суфизм включает в себя определенную систему психотренинга и аскетической практики. Главной целью, к которой  стремятся суфии, является слияние  с Богом, что может быть достигнуто благодаря любви к Богу и его  интуитивному постижению в состоянии  экстаза. Для этого в суфизме  практикуется умерщвление плоти, бесконечное  повторение определенных молитвенных  формул, особые танцы, включающие многочасовое кружение на месте т.д. Свои идеи суфии  чаще всего излагают в виде притч, анекдотов и стихов с двойным  смыслом. Отношение суфизма к  другим философским и религиозным  учениям хорошо иллюстрирует притча о слепых, захотевших узнать, что  такое слон. Оформление суфийского философского учения произошло в работах Ибн-Араби (1165—1240) по прозвищу Великий шейх суфизма. В его учении нашло завершение суфийское учение о единстве бытия, т.е. Бога (Творца или Первоначала), и Творения. Бог присутствует везде и во всем. Дух суфия должен «сбросить цепи множественности», которые присущи всем материальным объектам и в том числе человеческим телам, и тогда может прийти к единению с абсолютом, т.е. Богом (Аллахом). Такое решение данной проблемы привело в суфизме к переосмыслению ряда фундаментальных проблем, например проблемы причинности, проблемы взаимоотношений вечности и времени. Время (как и у мутакаллимов) понимается как атомарное, состоящее из отдельных мгновений, но при этом суфии считали, что каждое мгновенье этого времени есть фиксация вечности. А так как в каждое мгновенье происходят два противоположных события — уничтожение и возникновение всех вещей, — то в результате получается, что в каждый атом времени мир вещей уходит в вечность, но в то же самое мгновение возвращается во временной ряд. Таким образом, время существует не только вместе с вечностью, но и является условием существования вечности. Суфизм оказал большое влияние на мусульманскую философию (особенно эпохи позднего Средневековья).

 

23. Философия Ближнего  Востока. Зороастризм, «Авеста», Ахурамзада, Анхра-Манью

 

Зороастризм оказал большое  влияние на мировую культуру. Воскрешение  тела основа на оригинале идеи доктрины Зороастризма. Зороастризм основан  в VIII-VII в.в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра. Проблемы зороастризма: идеалы свободы, общины, мужество, добродетель. Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. Зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей. Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела. Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи совести. Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Манью (скверна, разрушительное начало) и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра — «омерзительных» животных — хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Манью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли). Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, поедание падали.

Ахурамзада – (греч. Ормузд) (букв. «владыка мудрости») — Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность. Его главный антипод Анхра-Манью (греч. Архиман) - скверна, разрушительное начало. Олицетворяют борьбу добра со злом.

Самый ранний и основной источник зороастризма – Авеста (знание). Священный  текст — «Авеста», является древнеиранским религиозным литературным памятником. Написана на авестийском языке, схожем с санскритом. Это огромный сложный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н.э. был записан. Текст Авесты делится на четыре части: 1) Ясна (молитвенные песнопения); 2) Висперед (литургические воззвания к разным богам); 3) Вендидад (свод религиозных и юридических предписаний); 4) Яшты (гимны).

 

1 Онтология – учение  о бытие.

2 Гносеология – учение  о познании.

3 Выходящее за пределы возможного.

4 Эстетика – учение  о прекрасном.

5 Вибхаша – комментарий к буддийскому трактату.


Информация о работе Восточная философия