Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:36, контрольная работа
Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Зачастую многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами», такие как: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром – ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева, органически воспринимаются и используются в философии. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний.
Введение. 3 стр.
Основные направления и школы древнеиндийской философии. 3 стр.
Брахманизм
Философия эпического периода
Неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.
Основные школы и направления древнекитайской философии 12 стр.
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Легизм
Заключение. 17 стр.
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия. 17 стр.
Список литератур.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Тема № 4
Восточная философия
2-й курс
Группа: 2 МБФМз 2
Преподаватель: Зельников Ю.И.,
кандидат философских наук, доцент
Калуга – 2013
Содержание.
1.Введение.
В отличие от философии
Запада философия Востока
И это далеко не единственное
отличие. Так в восточной философии,
в отличие от западной, проблема
дискретности материи, ее строения не
ставится. В ней материя рассматривается
преимущественно как некая «
Восточная философия развивается
в тесном взаимодействии с религией:
зачастую одно и то же философское
течение предстает и как
2. Основные направления
и школы древнеиндийской
Зачатки идеологии брахманизма
Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии. Верховными божествами в этой религии являются: творец Вселенной – Брахма-Абсолют, Шива - олицетворение производительных сил природы, первочеловек Пурушу- который дает начало всем людям и всему живому на земле и Атман - вечная, неизменная духовная сущность индивидуума, обозначающее индивидуальное духовное начало, “Я”, душу. Основа вероучения - перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы - воздаяния за греховность или добродетельность прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя.
Усилиями жрецов-брахманов которые приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания, в поздневедический период были составлены и так называемые брахманы – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологические пояснения и комментарии ко всем четырем ведам. Итак, брахманы-жрецы, брахманы-тексты, наконец, появление идеи верховного Брахмана-Абсолюта, повлекшей за собой усиленную философскую разработку кардинальных проблем бытия и мироздания, – все это и привело к формированию брахманизма, религии древних брахманов.
Главное божество религии в Древней Индии – Брахман-Абсолют - представляет собой безличную сущность, которую невозможно ни определить, ни описать.
Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму.
Эпический период (600 год до н.э. – 200 год н.э.) начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии.
В то время как мятежи один за другим волновали восточную часть страны, на западе, родине брахманов, происходили, хотя и бессознательно, большие изменения. Старая ведийская культура должна была подвергнуться преобразованию ввиду того, что новые общины, исповедующие чуждые верования, начали вливаться в состав арийцев. Она должна была или расшириться и преобразоваться в новую, собственную религию, чтобы приспособиться к новым верованиям, или умереть и исчезнуть. Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата рассказывают нам об этом росте ведийской религии в течение периода арийской экспансии в Индии. Махабхарата описывает великую войну, которая велась в древние времена между двумя близкими по крови родами — Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах «Махаб-хараты» имеются тексты и философского содержания.
Философия эпического периода,
как и предыдущего периода, остается
еще в сильной зависимости
от религиозно-мифологических представлений,
используя значительную часть их
материала для своих
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях «Махабхараты» излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о прадхане (материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и, независимом от нее и ее изменениях чистом, духе — пуруше(именуемом также Брахманом, атманом).
Санкхья выступает в двух основных вариантах:
теистическом (сешвара, т. е. «с богом»), или монистически-идеалистическом (когда дух провозглашается стоящим над прадхане и творящим ее)
дуалистическом (ниришвара, т. е. «без бога»), или атеистическом (когда дух существует параллельно с материей и не оказывает на нее никакого влияния).
В эпосе преобладает
«Бхагавадгита» начинается с описания того, как перед началом решающей битвы предводителя войска вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Его сомнения и колебания рассеивает бог Кришна(эпитеты: Шри Бхагаван, а также духовный абсолют – Брахман, атман, пуруша). Поучения и доводы Кришны и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад – гиты».
Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение монистической теистической санкхьи, которая используется для обоснования определенной системы этико – социальных взглядов – о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. При этом в учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу. Однако в целом концепция «Гиты» довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную мысль Индии.
В эпических поэмах мы видим
постепенное преобразование старой
ведийской религии в
Отношение к авторитету Вед
определило и классификацию направлений,
религиозно-философских и
1. миманса (санскр. букв. размышление, исследование) основные идеи и цели школы - обоснование авторитета Вед и священного языка, на котором они написаны, своей целью ставит оправдание и объяснение ведического ритуализма, но развиваемая ею в этой связи система физических взглядов носит вполне рациональный характер и сама по себе имеет весьма отдаленное отношение к Ведам.
Миманса строится на признании реальности материального мира, а также душ и богов, о которых человек узнает на основании восприятия или иных источноков познания. Мир создается из атомов, а душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связаннвя с телом, но не умирающая с ним. Миманса учит об особой потенциальной энергии , возникающей в душе при выполнении ритуала. Накопление этой энергии влечет за собой как результат в будущем – наслаждение плодами исполнения ритуалов. Теория познания мимансы оказала значительное влияние на веданту.
2. веданта – это учение продолжает учение Упанишад о Брахмане – атмане как духовном источнике и основе всего сущего, доводя его до провозглашения материального мира ложной видимостью, иллюзией (майя), проистекающей из незнания (авидья ) подлинной природы Брахмана – атмана. По вендантам для истинного познания, кроме изучения откровения, требуется: во – первых, различение между вечным и невечным бытием, во – вторых, отречение от всякой внешней награды в сем мире и в будущем, в – третьих, обладание шестью средствами (спокойствием духа, умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточенностью, верою), в – четвертых - стремление к избавлению. Высшая цель познания – это истина, которая заключается в том, что знающий истину видит во всем единое и свой дух (атман) осознает тождественным с верховным духом.
3. санкхья (санскр. произв. от слова "число" - расчёт, перечисление) это учение строится на перечислении элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. В санкхье главная категория – материя (пракрити, прадхана, авьякта) наряду с которой признается также существование множества независимых от нее душ (пуруша). Особое значение санкхьи в истории индийской мысли определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из взаимодействия двух естественных начал – пракрити и пуруши.
Мир произошел из первобытной материи (пракрити). Мир развивается в пределах от мертвой материи до сознания. Когда мертвая материя одухотворяется или просветляется разумом, она делается Будхи, воспринимающей и воспринимаемой, наступает разделение субъекта и объекта. Будхи - это субстрат всех индивидуальных сознаний. Из него возникает ахамкара – «я», которое в свою очередь порождает , с одной стороны, 11 органов (индрий) (5 воспринимающих, 5 действующих или исполнительных и 11 – й, связующий и управляющий орган – ум, манас), а с другой стороны, 5 тонких невоспринимаемых зародышей вещественных элементов (танматры). Все это образует материальную душу (лингам) индивида. Танматры порождают из себя 5 грубых вещественных элементов (бхуты): эфир или пространство ( акаша), воздух, огонь, вода, земля, и из их различных комбинаций образуется весь чувственно воспринимаемый мир объектов, как органический, так и неорганический. Таким образом, в санкхье насчитывается 24 категории, которые охватывают собой всю реально существующую действительность. Признание принципа развития первопричины мира составляет отличительную черту санкхьи.