Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа
Введение Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В более узком смысле Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Поскольку он видит основу классового деления общества в производственных отношениях, постольку классы выступают как выражение этих отношений. Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности выступают как главные критерии классообразования.
В принципе Маркс исходит из дихотомического
деления общества на классы. Классовая
дихотомия выступает у него в
двух формах. Во-первых, это сквозное
противостояние, характерное для
всех «антагонистических» формаций,
где на одном полюсе рас полагаются
непроизводительные, господствующие,
угнетающие, эксплуатирующие классы,
извлекающие прибавочный
Во-вторых, в каждой из этих формаций существуют свои специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает в принципе своего антипода, с которым он находится в противоборстве: явно или скрыто; осознанно или неосознанно; реально или потенциально; в прошлом, настоящем или будущем.
Вот примеры таких пар у Маркса: свободные - рабы; патриции - плебеи; помещики - крепостные; мастера - подмастерья; буржуа - пролетарии и т. п. Борьба между классами, по Марксу, - это выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический период один класс («реакционный») воплощает отжившие производственные отношения, другой («прогрессивный») - нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Один и тот же класс на разных фазах развития общественной формации бывает прогрессивным и реакционным. Так, буржуазия, которая на ранней стадии капиталистической формации была прогрессивным классом, на завершающей стадии становится реакционным классом.
Пролетариат и буржуазия, по Марксу, - последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация - это бесклассовое общество. Для того чтобы его установить, пролетариат, историческая миссия которого состоит в том, чтобы, освободив себя от буржуазной эксплуатации, одновременно освободить все общество (человечество), должен завоевать политическую власть и установить свою революционную диктатуру.
Маркс, однако, был слишком серьезным
ученым, чтобы за своим утопическим
мессианством не видеть более сложной
реальности классовой структуры. Дихотомическое
видение этой структуры дополнялось
у него пониманием существования
других классов, слоев и групп
помимо двух главных. Более того, вопреки
своей упрощенной концепции борьбы
двух классов, Маркс дал блестящие
образцы анализа сложных
В современном буржуазном обществе, помимо пролетариата и буржуазии, Маркс, в частности, рассматривает в качестве классов землевладельцев и мелкую буржуазию («переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов...»). Иногда он обозначает как «фракции» более широкого класса такие социальные категории, которые осознают свои классовые интересы. Маркс использует такие понятия, как «слой», «промежуточный слой», «промежуточное сословие», «промежуточные классы», «средние классы», «либеральный средний класс» и т. п.
Необходимо отметить многозначность марксова термина «класс». Одни и те же категории выступают у него то как класс, то как часть класса, то как сословие. Класс земельных собственников он рассматривает иногда как часть класса буржуазии, иногда как самостоятельный класс.
Хотя Маркс и признает существование
в современном
Предсказания Маркса об исчезновении
средних классов, об абсолютном и
относительном обнищании
Заключение
Рассмотренная концепция материалистического
понимания истории имеет
Поэтому марксизм ставил задачу освобождения человека от господствующих над ним экономических и политических форм. Итогом этого процесса освобождения является формирование такого общества, в котором экономика находится под контролем ассоциированных производителей. Это предполагает переход от капитализма к социализму и коммунизму, от частной собственности на средства производства к общественной. Этот переход осуществляется в результате классовой борьбы пролетариата, закономерным итогом которой является социалистическая революция. Социализм предполагает планомерное развитие экономики в интересах всего общества. Не человек для экономики, но экономика для человека. Развитие производительных сил дает свободное время, которое обеспечивает всестороннее развитие индивида, его задатков и способностей. Свободное время становится мерой общественного богатства.
Маркс, видимо, считал, что исторический
процесс может развиваться
4 вопрос: К. Маркс о сущности человека. Проблема отчуждения в философии К. Маркса.
Введение: Марксизм – система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.
Особой страницей в истории
философии является философия марксизма.
К. Марксу принадлежит заслуга
Основная часть:
Историческое понимание
Маркс, как и Гегель, всегда понимал сущность человека как общественно-историческую сущность.
Маркс вносит в гегелевское понимание сущности человека поправку, которая заключается в том, что в качестве основы исторического развития человека принимается труд. Маркс видит и серьезную ограниченность гегелевского понимания труда как основы становления и развития человеческой сущности. Эта ограниченность проявляется в двух отношениях. Во-первых, Гегель, как пишет Маркс, "видит только положительную сторону труда, но не отрицательную". Иначе говоря, он не замечает того, что становление и развитие человеческой сущности в труде происходило в рамках отчуждения. Во-вторых, "Гегель знает и признает только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд". Отсюда спиритуализм гегелевского понимания человека: человек у него оказывается тождественным самосознанию, а высшим проявлением человеческой сущности оказывается философия.
Маркс не принимает
Уже в "Экономическо-
Здесь стоит еще раз
Главное в труде, по Марксу,
то, что человек, производя
Отчуждение труда
Экономическое отчуждение
Отчужденный труд, пишет Маркс,
отчуждая от человека его
Маркс не знал так называемой
философии существования (
Другая важна мысль,