Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:19, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение проблемы начала философии, рассмотрение процесса ее развития и генезиса, определение круга основных проблем, а также изучение современных философских взглядов на примере философской антропологии и психоанализа.
Предмет исследования - теоретические основы знаний, разработанные в процессе мировоззренческой деятельности великих мыслителей и ученых, в том числе и современного этапа развития научного познания.
Введение
1.Проблема начала философии
2. Культурно-исторические факторы генезиса философии
3. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре
4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия.
5.Статус и роль философия в современном мире. Основные функции философии.
Заключение
Список использованной литературы
Тема 1
Возникновение философии. Предмет и функции философии
План:
Введение
1.Проблема начала философии
2. Культурно-исторические факторы генезиса философии
3. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре
4. Основные разделы философии:
онтология, гносеология,
5.Статус и роль философия в современном мире. Основные функции философии.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек - мир» («мышление - бытие», «субъект - объект» и т.д.).Полюса этого мировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такие диалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой, «пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать» одна в другую.
Отражая непростой и противоречивый характер отношения «человек - мир», философия с самого начала своего существования проявляет черты альтернативности и одновременно диалогичности. Вся ее история, как будет показано далее, являет собой бесконечный диалог идеализма и материализма, гносеологического оптимизма и агностицизма, диалектики и метафизики. В реальном историко-философском процессе этот диалог существует как «полифония», «многоголосие» альтернативных позиций - номинализма и реализма, догматизма и скептицизма, рационализма и иррационализма и т.д.
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение проблемы начала философии, рассмотрение процесса ее развития и генезиса, определение круга основных проблем, а также изучение современных философских взглядов на примере философской антропологии и психоанализа.
Предмет исследования - теоретические основы знаний, разработанные в процессе мировоззренческой деятельности великих мыслителей и ученых, в том числе и современного этапа развития научного познания.
1. Проблема начала философии
Термин «философия» происходит
от греческих слов «phileo» - любовь и
«sophia» - мудрость и означает любовь
к мудрости. Однако это еще не
раскрывает существа дела, потому что
одного любомудрия явно недостаточно,
чтобы быть философом. И каждый понимает,
что только любовь к мудрости еще
не делает человека ее обладателем
и творцом, хотя она и является
важным условием для того, чтобы
стать философом. Кроме того, тут
остается открытым вопрос - «что же такое
мудрость?» Сами философы отвечали
на него по-разному и мудрствовали
каждый по-своему. С этим связано
и различное понимание
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI - нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины» - См.: Алексеев П.В., Панин А.П. Философия. - М., 2005. С. 12. Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 - ок. 483 до н.э.).
Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа - научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь // ты не потерял рога // следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно - См.: Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - M.,2004. С. 14.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Следует отметить, что понимание
предмета философии связано и
с социально-историческими
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
Особенно отчетливо это
проявилось во второй половине XIX-XX вв.,
когда возникает множество
Таким образом, философию
можно определить как учение об общих
принципах бытия, познания и отношений
человека и мира. Однако это лишь
краткая дефиниция, требующая своего
дальнейшего пояснения и
2. Культурно-исторические факторы генезиса философии
Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый период их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных людей, так и общества в целом.
Так, в Aнтичную эпоху, с VI
века до нашей эры по IV век нашей
эры предметом осмысления была природа,
поскольку люди в то время ещё
не отделяли себя от природы, не противопоставляли
себя ей и более того - уподобляли
себя природе, полагая, что человек
есть микрокосм, то есть маленькое подобие
большого космоса. Природные силы и
стихии, устройство земли и неба,
события и явления в окружающей
ойкумену - обжитой и освоенный
людьми мир - естественной среде: вот
что занимает умы древних мыслителей.
В натуралистическом
Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения является сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искренней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бытия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли средневековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого theos - Бог).
Следующая эпоха - Возрождение,
XV-XVI века - выдвигает на ведущую роль
в общественной жизни другую форму
духовной культуры, а именно: искусство.
Ренессанс, эпоха Возрождения стала
временем гениального творчества великих
мастеров живописи и музыки, поэзии
и прозы, ваяния и зодчества. По всем
странам Европы прошло движение гуманистов
(от латинского humanum - человек), внушая всеми
средствами искусства уважение к
достоинству человека, провозглашая
самоценность человеческой жизни. Человек-художник,
человек-мастер, человек-творец - он чуть
ли не равняется с самим господом
Богом и уж во всяком случае как
образ и подобие Божие на земле
человек обладает свободой воли и
поэтому сам является хозяином своей
судьбы и несёт ответственность
за свои прошлые деяния и грядущие
последствия. Такое направление
мировоззренческой мысли
Эпоха Просвещения охватывает XVII-XVIII века и характерна бурным развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умозрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную познавательную деятельность. Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массовой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских и даже сельских низов - вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фундаментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследовании живой и неживой природы - вот достижения эпохи. Само слово «просвещение» означает борьбу света разума против тьмы невежества, света науки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит философию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческогоgnosis - знание).В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образцовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, законченные и совершенные творения - это идеал позапрошлого века. В этот период создаются классические теории в науке, появляются классические литература, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев, поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, «могучая кучка» композиторов.
Век девятнадцатый - это время наполеоновских войн, бурных и кровавых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным - он обрёл характер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже искусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от греческого socium - общество).
Наконец современная эпоха,
XX век - это время крупнейших социальных
революций, имевших мировое значение;
время мировых войн, вовлекших
в трагедию самоистребления большую
часть человечества; время всемирных
организаций, таких как Лига Наций
и ООН; время создания крупнейших
региональных союзов наднационального
характера в Европе, Северной Америке,
Азиатско-тихоокеанском
Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего предмета специальной дисциплины - политологии, обострённым вниманием к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis - город, государство) .
3. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре
Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” любовь и “sophia” мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Рост потребности в
получении знаний и расширение масштабов
их применения на практике стимулировали
увеличение их объема и многообразия
и привели к дифференциации знаний,
выражающейся в появлении разных
наук. Разложение единого знания на
отдельные науки, начавшееся еще
в период античности, не означало исчезновения
философии. Наоборот, появилась потребность
в особом разделе знания, способном
выступить в качестве средства интеграции
знания, и способа выработки наиболее
общих принципов и норм познавательной
и преобразовательной деятельности
людей. Постепенно философия сконцентрировала
свое внимание на теоретизировании вокруг
наиболее общих мировоззренческих
проблем природы, общества и мышления,
стремясь дать ответы на вопросы о
целях и смысле существования
общества и личности. На эти вопросы,
возникающие в исторически
Информация о работе Возникновение философии. Предмет и функции философии