Возникновение философии. Предмет и функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение проблемы начала философии, рассмотрение процесса ее развития и генезиса, определение круга основных проблем, а также изучение современных философских взглядов на примере философской антропологии и психоанализа.
Предмет исследования - теоретические основы знаний, разработанные в процессе мировоззренческой деятельности великих мыслителей и ученых, в том числе и современного этапа развития научного познания.

Содержание работы

Введение
1.Проблема начала философии
2. Культурно-исторические факторы генезиса философии
3. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре
4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия.
5.Статус и роль философия в современном мире. Основные функции философии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 30.24 Кб (Скачать файл)

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими  учеными отождествлялся с предметом  науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались  как компоненты философии. Такая  ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани  предмета философии, которые были для  них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители  ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися  им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и  представления о нем формируется  с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в  ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии  для первых древнегреческих философов  выступал природный мир, позднее  для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних  стоиков предмет философии главным  образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья  предмет философии сводили к  взаимосвязи между человеком  и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии  выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом  размышлений снова становится человек  со всем множеством его отношений. В  ХIХ ХХ вв. многообразию школ и представлений  в мировой философии соответствует  и богатство представлений о  характере ее предмета. В наши дни  в качестве предмета философских  размышлений выступает природный  и социальный мир, а также человек  в нем как многомерная и  многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции  развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и  развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как  возникает, развивается и преобразуется  сама философия, как она взаимодействует  с разными формами общественного  сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается  вся совокупность наиболее общих  вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и  интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская    антропология, социальная философия.

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления  началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские  дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие  разделы философского знания:

- онтология – учение  о бытии, о первоначалах всего  сущего, о критериях существования,  общих принципах и закономерностях  существования; 

- гносеология – раздел  философии, в котором изучаются  проблемы природы познания и  его возможностей, отношение знания  к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности знания;

- аксиология – учение  о природе и структуре ценностей,  их месте в реальности, о связи  ценности между собой; 

- праксеология – учение  о практическом отношении человека  и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности  человека;

- антропология – философское  учение о человеке;

- социальная философия  – раздел философии, описывающий  специфические особенности общества, его динамику и перспективы,  логику социальных процессов,  смысл и предназначение человеческой  истории. 

Эти разделы несводимы  друг к другу, но тесно связаны  между собой.

 

 

 

 

               5. Статус и роль философии в современном мире. Основные функции философии.

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой  цивилизации. В такие переломные эпохи человечество обращается к  переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Философия  стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в  современном мире. В контексте  этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных  стран, народов, регионов. Обращение  к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач  философии. Решение экологической  проблемы также входит в круг интересов  национальной философской культуры.

Предпосылки для формирования новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной  цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к  постиндустриальной фазе развития. При  этом особое значение приобретают следующие  тенденции социодинамики:

а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных  культур и стилей жизни;

б) кризис прежних идеалов  господства и подчинения, ориентированных  на силовое преобразование природы  и общества;

в) формирование этики ненасилия  и культуры общечеловеческих ценностей;

г) радикальные изменения  в сфере науки и научной  рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления.

В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В  качестве таких функций как правило  выделяют:  мировоззренческую,  методологическую, социально-критическую.

Мировоззренческая функция  философии состоит в том, что  она вырабатывает обобщенную систему  взглядов на мир и место в нем  человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного  отношений человека с действительностью,  разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

Фундаментальные проблемы: природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение, вопросы: социально-экологической проблематике, к вопросам нравственности, к свободе  и ответственности человека, проблемы морального выбора и самоопределения  человека в сложном и меняющемся мире.

Методологическая функция  философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании  образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Кумулятивная функция  философии означает обобщение и  интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной  картины мира.

Регулятивно-эвристическая  функция философии проявляется  в разработке системы принципов  и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский  поиск и задать ему стратегические ориентиры.

Логическая функция философии  состоит в разработке категориально-понятийного  аппарата научного мышления.

Рассматриваются здесь такие  темы как:  проблема объективности  научного знания, научных революций;    основные направления эволюции языка  науки.

Социально-критическая функция  философии состоит в том, что  она оказывает значительное влияние  на формы и принципы организации  социальной жизни, проявляется в  обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых  интересов. Она становится особенно актуальной на переломных этапах общественного  развития.

В таких условиях социально-критическая  функция философии реализуется  в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих  проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает  новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального  и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и  получают рациональное обоснование  новые  системы норм.

Социально-критическая функция  философии тесно связана с  ее прогностическим потенциалом. В  философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются  различные модели будущего, выстраивается  многообразие потенциальных векторов развития, многие современные философы заявляют о конце эпохи философии  и кризисе традиций академического философствования. Тотальная критика  разума и принципов интеллектуализма породила экзотические проекты трансформации  философии в формы художественно-литературной критики и  различных типов  «гибридных дискурсов».

 

 

 

 

                                            Заключение

Философия - средство самопознания и самосознания человека, который  является высшим звеном космической  эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и  на этой основе сформулировать свои представления  о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье.

В философии находит логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого  интеллекта, который именно благодаря  философии приобретает права  законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность  в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному  творческому поиску. Философия нужна  каждому для самореализации в  качестве разумного существа и единственного  в материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия является интеллектуально-духовным ядром культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.П. Философия: уч-к. - 3-е изд. перераб. и доп. -     М.,2005
  2. Барковская А.В. «Философия: Ответы на экзаменационные вопросы» /А.В. Барковская, Е.В. Хомич.– М. 2009. – 160 с.
  3. Введение в философию:Учебник для вузов. В 2ч.-М.,1989.
  4. Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие.-Мн.,2000
  5. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.    2006.
  6. «Основы философии: краткие лекции». - URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/osnovy-filosofii/
  7. Философия и мировоззрение.-М.,1990
  8. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - M.,2004.

 

 


Информация о работе Возникновение философии. Предмет и функции философии