Возникновение философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 00:10, реферат

Описание работы

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Файлы: 1 файл

Возникновение философии.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

 Идеализм существует  в двух разновидностях: объективный  идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий(христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители как Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие от объективного либо вообще отрицает существование материального мира, либо ставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которую призна-ют субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. "Мир - это комплекс моих ощущений" - такова позиция субъективного идеализма. Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мир производным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал “дурным идеализмом".

 

 Материализм также  существует в ряде различных  форм, отражающих закономерные этапы  его развития. Первоначальные формы  материализма возникли вместе  с возникновением философии в  древних цивилизациях Востока  и древней Греции. Великолепной формулой стихийного древнего материализма, с необычайной емкостью выражающей суть этого учения, является один из фрагментов учения древнегреческого мыслителя Гераклита: “Этот Космос, один и тот же для всего сущего, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим”. В эпоху Нового Времени (XVI - XVIII вв.) в Европе получил распространение метафизический материализм, для которого были характерны преувеличение моментов стабильности, статичности, изолированности объектов, недооценка их связности, развития. Характерной особенностью метафизического материализма был также механицизм, т.е. распространение представлений классической механики на все науки, механическая трактовка явлений в том числе биологических и социальных. В середине XIX века К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) были заложены основы качественно нового мировоззрения - диалектического материализма, что явилось крупнейшей научной революцией в философии той эпохи. Суть этой революции состояла прежде всего в соединении диалектики и материализма, которые до того развивались порознь. Диалектический материализм Маркса и Энгельса, получивший впоследствии название философии марксизма, соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующей философской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.

 

Основные положения  диалектико-материалистического мировоззрения, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:

 

1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо  от воли и сознания человека.

 

2) Мир не был никем  сотворен и не может быть  никем уничтожен. Он существует  и развивается по естественным  законам. В нем нет сверхъестественных сил.

 

3) Мир един, в нем  нет абсолютно отграниченных  друг от друга "потусторонних" (стоящих "над миром" или  "вне мира") сфер и явлений.  Многообразные объекты и явления  действительности представляют  собой различные виды движущейся материи.

 

4) Мир связен и находится  в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности  взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга.  В процессе развития происходят  качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.

 

5) Естественное развитие  материи через ряд закономерных  ступеней (неживая природа ® жизнь  ® общество) привело к возникновению  человека, разума, сознания. Определяющую  роль в выделении человека  из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.

 

6) Общество, как высшая  ступень развития материи, включает  в себя все низшие формы  и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще - считал К. Маркс.

 

7) Мир познаваем. Человеческое  познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.

 

 Время показало  непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

 Философия зародилась  около 2500 лет назад в странах  востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

 

 Научно-философское  мировоззрение выполняет познавательные  функций, родственные функциям  науки. Наряду с такими важными  функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

 

 На основе общих  принципов рационального понимания  философская мысль группирует  житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

 

 Философия пыталась  вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в  состоянии были дать целостную  картину мира. Вопрос о том  что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).

 

 Философия стремилась  понять не только мир вне человека, но и самого человека.

 

 Философии свойственно  стремление к максимальному обобщению  результатов познания. Она изучает  не мир в целом, в мир как  целое.

 

 Основным назначением  научной философии является формирование  современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников.

 

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Хрестоматия по философии.  Изд.2. М. 1997.

 

2. Краткая история  философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.

 

3. Лосев А.Ф. Дерзание  духа. М. 1988.

 

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. М. 1991.

 

5. Основы философии.  Учебное пособие для вузов./ Отв.ред.  Е.В. Попов М. 1997.

 

6. Сагатовский В.Н.  Вселенная философа. М. 1972.

 

7. Степин В.С. Российская философия сегодня : проблемы настоящего и оценки пошлого // Вопросы философии. 1997. №5.

 

8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991.

 

9. Франк С. Духовные  основы общества. М. 1992.

 

 Философия. Под.  ред. Кохановского В.П. Ростов - на -Дону, 1995.

 

2. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. М., 1996.

 

3. Введение в философию.  В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.

 

4. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.

 

5. История философии. Запад –  Восток – Россия. Под ред. Н.В.  Мотрошиловой. М., 1994 – 1998.

 

6. Барулин В.С. Социальная философия  (в 2-х частях). М., 1993.

 

7. Крапивенский С.З. Социальная  философия. Волгоград. 1995.

 

8. Социальная философия (хрестоматия  в 2-х частях). М.,1994.

 

9. Хрестоматия по истории философии.  Ч.1-3. М., 1997.

 

10. Губин В.Д. Основы философии.  М.,1998.

 


Информация о работе Возникновение философии