Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:59, реферат
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Введение
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»
2. Проблема сознания в истории философии
3. Сознание и отражение
4. Возникновение и историческое развитие понятия сознания
Заключение
Содержание
Введение
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»
2. Проблема сознания в истории философии
3. Сознание и отражение
4. Возникновение и историческое развитие понятия сознания
Заключение
Введение
Психика как отражение
действительности в мозгу человека
характеризуется разными
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить
в сознании образы прошлого, воображение
- строить образные модели того, что
является объектом потребностей, но отсутствует
в настоящее время. Мышление обеспечивает
решение задач путем
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не - я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика
сознания - включение в его состав
определенного отношения. «Мое отношение
к моей среде есть мое сознание»,
- писал К. Маркс. В сознание человека
неизбежно входит мир чувств, где
находят отражение сложные
Толкование понятий: «сознание», «отражение»
Сознание - традиционно -
одно из фундаментальных понятий философии,
психологии, социологии, которое противостоит
- в контексте субъект-объектной оппозиции
(см. Бинаризм) понятию Бытия как субъективное
- объективному. В рамках материалистической
традиции (см. Отражение) понятие «Сознание»
характеризует важнейший системный компонент
человеческой психики. Функционирование
сознания обеспечивает человеку возможность
вырабатывать обобщенные знания о связях,
отношениях, закономерностях объективного
мира, ставить цели и разрабатывать планы,
предваряющие его деятельность в природной
и социальной среде, регулировать и контролировать
эмоциональные, рациональные и предметно-практические
отношения с действительностью, определять
ценностные ориентиры своего бытия и творчески
преобразовывать условия своего существования.
Сознание представляет собой внутренний
мир чувств, мыслей, идей и других духовных
феноменов, которые непосредственно не
воспринимаются органами чувств и принципиально
не могут стать объектами предметно-практической
деятельности ни самого сознающего субъекта,
ни других людей. В этом онтологическом
аспекте бытие, существование сознания
выражается понятиями "субъективная
реальность", "идеальное". В аксиологическом
аспекте категория идеального выражает
ценностное отношение к действительности.
В праксеологическом ракурсе эта категория
обозначает духовную активность, творческую
интенцию, целеполагание и целеустремленность,
волю и саморефлексивность сознания. Идеальное
характеризует сущностное содержание
сознания как субъективной реальности.
Определение сознания в психологии связывается
со способностью субъекта выделять себя
из окружающего мира, со способностью
к самоотчету и самонаблюдению, с существованием
его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной
форме («Я» и «Сверх-Я»). Социология изучает
сознание как сферу духовной жизни общества,
в которой осмысливаются, обосновываются,
идейно оформляются и реализуются интересы
и представления различных социальных
групп, классов, наций и общества в целом.
Социология раскрывает роль сознания
в организации общественного бытия человека,
в исторической динамике его цивилизационного
и культурного развития. В истории философии
можно выделить различные традиции анализа
сознания. Классическая традиция, истоки
которой уходят в античность, направляла
теоретический поиск на выявление единых,
сверхчувственных принципов и начал бытия,
макрокосма (универсума) и микрокосма
(человека). Таким началом в древнегреческой
философии выступал логос (слово, закон,
сущность всех вещей), в древнекитайской
философии дао (путь, закон), в древнеиндийской
философии - брахман (безличное духовное
начало). Ценность человеческого разума,
сознание определялась степенью приобщенности
его к этому единому принципу и началу
миропорядка. При этом на первых этапах
развития философской мысли доминировало
синкретичное представление о душе и теле,
психическом и физическом, чувствах и
разуме. Душа рассматривалась как безличное
начало, лишенное неповторимости и индивидуальности
человеческой личности. Свойства души
связывались со свойствами космоса: собственная
активность человеческой души открыта
еще не была. Впервые проблема дифференциации
сверхчувственного и природного, души
и тела намечается в учениях софистов
и Сократа, затем получает развитие в философии
Платона. В диалогах Платона раскрывается
соотношение между сверхчувственным и
природным, умопостигаемым космосом и
космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным)
и телом. Структура, трехкомпонентное,
по Платону, строение человеческой души
(вожделение, пыл, рассудительность) соответствует
структуре души космоса, изображаемого
в виде совершенного живого существа.
Признается возможность самодвижения
души, ее переселения и бессмертия. Приобретение
истинного знания связывается с процессом
припоминания человеческой душой своего
пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель
впервые формулирует идею развития применительно
к душе, трактуя ее как организующий принцип
жизни. Средневековая философия, придерживаясь
субстанциального подхода, рассматривает
сознание как проявление в человеке искры
надмирового божественного разума, который
существует до природы и творит ее из ничего.
Философия христианства обращает при
этом внимание на внутреннюю напряженность
и противоречивость душевной жизни человека.
Наряду с сознанием в структуре души открывается
слой, лежащий за пределами знания и не
подвластный знанию. Признается спонтанная
активность души, проявляющаяся как в
самопознании, опыте самоуглубления и
общения с всевышним разумом, так и в актах
своеволия, следования страстям. В философии
Нового времени формируется представление
о сознании как замкнутом в себе внутреннем
мире. Сознание предстает как самосознание,
саморефлексия. Для Декарта сознание -
субстанция особого рода. Лейбниц признает
психически деятельными субстанциями
монады - неделимые первоэлементы бытия.
Он вводит в философию понятие апперцепции,
которое означает акт перехода бессознательных
психических состояний и восприятий в
отчетливо осознаваемые представления,
в понимание, что они находятся в сознании
индивида. Наряду с субстанциальным подходом
в философии Нового времени формируется
также натуралистически-
СОЗНАТЕЛЬНОЕ Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий), термин описан В.И. Овчаренко.
- по Фрейду - одна из трех систем (бессознательное - предсознательное - сознательное) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль сознательности - это «роль органа чувств для восприятия психических качеств». С точки зрения Фрейда, сознательность есть «главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата». По мысли Фрейда, психическая деятельность сознательности: а) подчиняется схемам «вторичных процессов» - правилам грамматики и формальной логики; б) управляется принципом реальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредством процедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, сознательности «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает». По мнению Фрейда, «большинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательности «как во всех других психических системах» длительного изменения его элементов. Классический психоанализ не считает сознательность сущностью психического и трактует понятие «сознательное» как, прежде всего, чисто описательный термин.
Отражение - категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражения не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях. Между структурой отражаемого явления и отображением как результатом процесса отражения существуют отношения изоморфизма или гомоморфизма. Отражения способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория отражение наиболее активно разрабатывалась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на всеобщности свойства отражения. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уяснение соотношения категории отражения с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобального эволюционизма в науке и такой дисциплине, как синергетика. В современной биологии категории и принципы теории отражения вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформулирован принцип опережающего отражения как важнейший регулятор становления и развития любой функциональной системы. (См. также Истина, Представление.)
Проблема сознания в истории философии
Проблема сознания всегда
привлекала пристальное внимание философов,
ибо определение места и роли
человека в мире, специфики его
взаимоотношений с окружающей его
действительностью предполагает выяснение
природы человеческого
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.
Важнейшим философским вопросом
всегда был и остается вопрос об
отношении сознания человека к его
бытию, вопрос о включенности человека,
обладающего сознанием, в мир, о
тех возможностях, которые предоставляет
человеку сознание, и о той ответственности,
которую налагает сознание на человека.
Известно, что практически-
Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.
С сознанием в широком
смысле слова, конечно, следует связывать
и представление о
Философский подход к проблеме
происхождению и сущности сознания
предполагает рассмотрение его как
целостной структурно-
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.
Объективно-идеалистический
концепция при объяснении сущности
сознания признает в качестве первоосновы
материального мира объективно существующее
абсолютное духовное начало: мир идей
у Платона, абсолютная идея у Гегеля,
Бог - у теологов. Сознание предстает
как чувственно непостижимая сущность,
порождающая мир вещей и
Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.
Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.
Информация о работе Возникновение и историческое развитие понятия сознания