Возникновение и историческое развитие понятия сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Содержание работы

Введение
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»
2. Проблема сознания в истории философии
3. Сознание и отражение
4. Возникновение и историческое развитие понятия сознания
Заключение

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи («И камень мыслит»).

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений  о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся  по Гегелю исторический процесс становления  Мирового духа. Развивая идеи своих  предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные  теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии. 

Заключение

Сознание выступает, таким  образом, как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни  человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции  его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Важно отметить, что сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся  и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно  изучать каждый из этих феноменов  отдельно.

Однако надо всегда иметь  в виду целое, то есть человека и  его место в мире. В этом целом  в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать  либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает  в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и  личностью.

Если перейти от познавательного  плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, что обществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, целесообразная, произвольная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий - поступков, словом, обладающая сознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то есть так называемая сознательность или "умозрение жизни" частного индивида. Поэтому-то "сознание" - не просто эпитет, используемый применительно к понятиям "деятельность" и "личность", оно должно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальные воспитательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер определяется тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триада как предмет специально построенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Действенное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа  развития психики. Сознательное отражение  в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение  предметной действительности в ее отдельности  от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные  устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает  как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения  с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние  общественного сознания, хотя и относится  к этому влиянию не пассивно, а  избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют  его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.


Информация о работе Возникновение и историческое развитие понятия сознания