Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 19:57, контрольная работа
Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Древней Индии. История философской мысли начинается с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества. Также основой многих философских систем послужила древняя религия – Брахманизм (от имени Верховного Бога – Брахма или Брахман). Брахманизм, в первую очередь, содержит практические руководства ведического ритуала, культовую практику и связанные с нею мифологические положения – это их главное содержание.
Согласно данному учению, цель человеческой жизни – соблюдение основного морального закона, т.е. дхармы. Но человек своими силами не может постичь дхарму. По свидетельству Вед, дхарму можно постичь если соблюдать все их предписания или посредством жертвоприношения, т.е. либо участие в ритуале, либо непосредственное совершение жертвоприношения. Мимансаки признавали три источника достоверного познания: восприятие, вывод и авторитетное свидетельство, но позже добавилось ещё допущение и отсутствие – это означало, что человек о чем-то узнает из факта невосприятия в данном месте.
2.1.2. Веданта
Система Веданты выросла из упанишад, которые представляют собой кульминационный пункт ведических спекуляций, и потому она называется ведантой, или завершением вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные в упанишадах. Ее основные положения изложены в «Брахма-сутре» Бадараяны, которая систематизировала учения упанишад, и в комментариях на эти сутры, составленных последующими авторами; в числе их хорошо известны Шанкара и Рамануджа. Из всех индийских систем веданта – особенно в изложении Шанкары – оказала наибольшее влияние на индийскую жизнь и все еще продолжает существовать в той или иной форме в различных частях Индии.9 Со временем происходит выделение школ из общей системы. Причина этому в расхождении мнений по поводу вопроса об отношении человека и Бога. Одна из школ придерживается того, что человек и Бог – это различные сущности, в противовес данной версии, другая школа утверждала, что они абсолютно тождественны, а иные полагали различную степень тождественности. Таким образом произошло выделение наиболее значимых школ – адвайта-веданта, вишишта-адвайта и двайта-веданта.
Основателем адвайта-веданты (букв.: «не-двойственная веданта») стал Шанкара (VIII —IX вв.), написавший несколько комментариев на Упанишады, «Веданта-сутры» и другие тексты брахманской литературы, а также ряд самостоятельных сочинений.10 Приверженцы данной школы считали, что все есть Бог, т.е. человеческая душа – это Бог, в Боге правда. Бог – единая реальность не только в том смысле, что нет ничего, кроме бога, но также и в том, что множественности нет даже в боге. Отрицание множественности, признание единства души и бога, утверждение, что с познанием бога познается все, и другие подобные взгляды, которые мы можем найти в упанишадах, – все это, составляющее общий тон, которым проникнуто учение упанишад, не может быть логично объяснено. Ещё одним их учением было то, что мир иллюзорен, т.е. нереален. Объясняя это так, что объекты реального мира состоят из представлений и мир подобен сновидению, а к тому же не существует причинно-следственных отношений, т.к. причина и следствие не могут быть ни разновременными, ни одновременными, а это уже путь в бесконечность. Существование индивидуальных душ так же одна из иллюзий, т.к. реален только Брахман.
Философ веданты Рамануджа представил иную трактовку взаимоотношений мира и бога, получивший название вишишты-адвайта. Рамануджа последовательно опровергал теорию иллюзорности мира, т.к. данная теория не находит подтверждения ни в Упанишадах, ни даже в Брахма-сутрах. И это больше похоже на учение неортодоксальных школ. Приверженцы вишишты-адвайты считают, что единый и вечный Брахман и изменчивый мир одинаково реальны и существуют в единстве. По сути, душа зависит от бога, но сохраняет индивидуальное существование даже после полного освобождения. Душа совершает самостоятельные поступки и сама же несет ответственность за них.
Мадхва сформулировал учение о полном различии между миром и Брахманом, получившее название «двайта-веданта».
Ключевой тезис философии Мадхвы несколько отличен от мысли Рамануджи: «Бог – Личность, вселенная – зеркало или поверхность озера, живые существа – это отражение Бога в зеркале мира». 11 Мадхва считал главной целью человеческого самосовершенствования искреннее, преданное и бескорыстное служение Богу, т.е. слушание философии, воспевание славы Бога и религиозная проповедь и непрерывное и постоянное памятование о Боге.
2.1.3. Санкхья
Эта даршана является одной из самых ранних философских традиций в Индии. Некоторые ее идеи и представления встречаются в ведической, эпической и законодательной литературе. Легендарным основателем школы считается Капила, автор недошедших до нашего времени «Санкхья-сутр». Классическое учение даршаны представлено в сочинении «Санкхья-карики» Ишвара Кришны (V вв.), выполнившего в традиции роль базового текста: именно на этот трактат последующие мыслители писали свои комментарии.12
Учение санкхьи представляет собой философский дуализм, т.к. в основе теоретических конструкций мира лежит представление о двух независимых друг от друга реальностей – пракрити – материальная первопричина Вселенной, которая обладает спокойствием, удовлетворением, страданием и пуруша – духовное начало мира, которое одушевляет пракрити, т.к. пракрити имеет бессознательное начало. Санкхья признает три источника достоверного знания:
восприятие, вывод и авторитетное свидетельство. Критерием истинности этих знаний является применимость на практике. Функции разума состоят в обнаружении различений между собой и другими. Ум порождает самосознание. Под освобождение в санкхье понимается прекращение всяких страданий, а точнее освобождение пуруши от влияния пракрити. Обрести освобождение можно и при жизни, т.к. главным средством они считали истинное знание, т.е. различие между духом и материей.
2.1.4. Йога
Философия йоги является неоценимым даром индийского мудреца Патанджали. Ему приписывают авторство йога-сутр (II в.). Всю философскую картину мироздания эта даршана позаимствовала у родственной ей в теоретическом отношении санкхьи. Вклад самой йоги заключался в детальной разработке пути освобождения души от материального мира. Центральной темой йоги было освобождение сознания от влияния материи.
Структура учения указывает восемь членов йоговского опыта, разделенных на внешние и внутренние, последовательность которых соответствует ступеням приближения упражняющегося к своему истинному состоянию. Относящиеся к внешним первые пять ступеней — йама(яма), нийама(нияма), асана, пранайама и пратъяхара — обращают ум совершенствующегося во внутренний мир, а последние три — дхарана, дхьяна и самадхи, вместе называемые самъямой, — углубляют его вплоть до конечного Обособления. Если первые все больше отделяют ум от внешних объектов, то последние — удаляют препятствующие Самоосуществлению психические объекты. Таким образом, практика йоги выступает у Патанджали прежде всего как вийога, т. е. разъединение.13
Первые две ступени – яма и нияма – считаются подготовительными и являются требованиями нравственного характера. Яма – это воздержание от лжи, воровства, нецеломудрия, насилия и принятия даров. Требования ниямы – приобретение благих привычек тела (система телесного ощищения с помощью воды) и душы (размышление и Боге). Асана – практика определенных поз при метитации. Место для асаны должно быть чистым, тихим и безопасным. Следующая ступень – пранаяма - это тренировка и управление взаимодействием между корой больших полушарий головного мозга и внутренними органами, нервными токами, идущими от коры, как от органа высшей нервной деятельности, ко всем внутренним органам и прежде всего к сердечно-сосудистому аппарату. Пратьяхара — способность отвлекаться от органов чувств и всего внешнего мира, т.е. сознание уходит от внешнего мира, внимание переключается на тело, на само содержание сознания, на процессы тела. Важными условиями выполнения пратьяхары является тихое место, закрытые глаза, обездвиженность, отключение обонятельных и вкусовых рецепторов. На шестой ступени – дхарана - достигается повышенное, но ещё несовершенное сосредоточение ума на одном объекте. Объектами внутренней концентрации в дхаране являются чакры – энергетические центры в человеке, которые являются основными каналами взаимосвязи человека с Творцом. Дхарана является первым этапом медитации. Дхьяна является седьмой ступенью йоги и означает непрерывное сосредоточение, или погруженность в себя. Дхьяна и есть медитация. Главное отличие дхьяны от дхараны заключается в том, что при дхаране внимание концентрируется лишь на отдельной части внутреннего мира. При дхьяне объектом концентрации внимания является атман – вечный дух, присутствующей в человеке. Если при дхаране возможно отвлечение внимания от объекта концентрации, то при дхьяне не может быть отвлечения внимания. Любая отвлеченность внимания при дхьяне означает переход последней в дхарану. Самадхи – это высшая и последняя ступень йоги, означает состояние сознания, именуемое просветлением или пробуждением. В этом состоянии человек перестает ощущать раздвоенность мира и воспринимает все сущее (в том числе и себя самого) как единое тело Бога. Существует несколько методов достижения самадхи. Один из них - тотальная однонаправленность ума на какой-либо объект, в результате чего состояние ума и сознания изменяется так, что самадхи имеет возможность проявиться, другой метод - преданнон служение и поклонение Богу, а также постоянной направленностью ума на осознавание Бога. Последователи йоги считают, что только йогическая практика дает абсолютное достоверное знание.
2.1.5. Ньяя
Главными источниками по философии ранней ньяи является текст «Ньяя-сутра» (III — IV вв.), приписываемый легендарному основателю школы Готаме,или Акшападе и комментарий (бхашъя) Ватсьяяны (IV —Vbb.). Название школы переводится как «метод», «способ», «доказательство», «логика», что свидетельствовало о главной проблематике ньяи. Именно в рамках этой школы был сформулирован классический индийский пятичленный силлогизм.14
Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства. Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с органами чувств. Оно может быть внешним, например, зрение и слух, или внутренним, если оно касается ума. Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а через сознательное выделение некоего признака, который неизменно связан с данным объектом. Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми потому что данное описание основано на сходстве с некоторым уже известным объектом. Свидетельство или доказательство - знание о невоспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц. Объектами познания ньяи являются наше я, тело, чувства, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий. Незнание истины и вытекающие отсюда ошибочные желания, антипатии и влюбленность побуждают я действовать с дурными или хорошими целями, вовлекают его в мир греха и страдания. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Полагают, что освобождение есть состояние счастья. Но это совершенно неверно, так как нет удовольствий без страдания. Таким образом, освобождение – это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Существование бога доказывается системой ньяйи при помощи нескольких аргументов. Бог есть первопричина творения, поддержания существования и разрушения мира. Он сотворил мир из вечных атомов пространства, времени, умов и душ. Этот мир сотворен с тем, чтобы индивидуальная душа могла наслаждаться удовольствием или испытывать страдания в соответствии с достойным или недостойным своим поведением в другой жизни в иных мирах. Несмотря на то, что данная философия больше посвящена проблемам логики и теории познания, её можно назвать философией жизни.
2.1.6. Вайшешика
Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель – освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).15 Под субстанцией Вайшешики понимали субстрат, носитель различных качеств, производящий или претерпевающий то или иное действие. Таких субстанций в этой даршане насчитывается девять: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Первые пять являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств. А четыре оставшиеся неощутимы, едины, вечны и всепроникающи для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство. Качества — это свойства субстанции, пребывающей в покое, например, запах, вкус, осязание и др. Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса. Противоположна всеобщности категория особенности, индивидуализирующая вечные сущности мира. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь. Можно сделать вывод, что вайшешика склонна к пониманию материального мира больше, чем духовного. Мир — это постоянные именения, проходящие как возрождение, так и упадок. Но частицы, из которых состоит мир — неделимы и вечны. Они не были созданы кем-то или чем-то, потому что они были всегда. Поэтому школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.
2.2. Неортодоксальные школы
В середине I тысячелетия до нашей эры углубляется имущественное различие общества Древней Индии. Приходит в упадок и теряет свое прежнее влияние институт племенной власти, ведический ритуализм не отвечает требованиям нового времени. Возникает ряд доктрин в противовес учению вед, выражающих сомнение в идеологии ведического брахманизма и пересматривающих отношение человека к миру, его место в обществе. Помимо существующих шести ортодоксальных школ, возникают неортодоксальные школы – школы, не признающие авторитета вед, основными из которых являются чарвака, джайнизм, буддизм. К тому же эти три школы объединяли идеи перерождения и страдания во время жизни, включающие и идею непостоянства.
2.2.1. Чарвака
Основателем этой неортодоксальной школы индийской философии считался мудрец по имени Брихаспати. Само слово «локаята» означает «распространенная по миру». Второе название (чарвака), согласно одному джайнскому комментатору, происходитот санскритского глагола «чарв» — «жевать, глотать», поскольку эта школа «проглотила» такие понятия, как порок, Бог, дхарма и т. п. Никаких сочинений представителей и сторонников локаяты до нашего времени не дошло, а учение школы известно только по изложениям ее доктрины в трактатах мыслителей других традиций. Локаята представляет собой индийский вариант материализма.16 Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Истинно лишь то, что достигается с помощью непосредственного восприятия. Являются приверженцами того, что существует только то, что дается в восприятии. Невоспринимаемое не существует по той простой причине, что оно не воспринимается. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия — это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия. Поскольку чувственное восприятие является единственной формой познания, материя есть единственная реальность. Только она одна познается чувствами. Все, что материально — реально. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть — конец всему. В основе этической концепции лежит неограниченное наслаждение — гедонизм. Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Эта теория, таким образом, утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания. Все моральные нормы, согласно этому учению — это лишь человеческие условности, на которые не следует обращать внимания. В то же время эта философия была односторонним мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в познании. Результатом этой односторонности явились нигилизм, скептицизм и субъективизм, а так же отрицание ими высших нравственных целей и ценностей.
Информация о работе Возникновение и сущность философии Древней Индии