Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 07:32, контрольная работа
В данной контрольной работе попробуем доказать как важны для потомков и нашей жизни некоторые размышления о вселенной, о том какой ее видели мыслители- философы эпохи Возрождения. На примере некоторых на сегодняшний день известных всему миру мыслителей как Николай Кузанский- папский кардинал, преследовавший мир своих мыслей по математическим примерам и правилам, Николай Коперник- польский философ, один из великих экономистов, пытавшийся доказать отдельное существование бога и природы. Джордано Бруно- доказывающий мысль –«Бог в вещах», преследовал понятия античной философии и породивший большое количество последователей своего ученья.
1. Введение…………………………………………..3-4
2. Николай Кузанский……………………………...4-6
3. Николай Коперник……………………………….6-8
4. Джордано Бруно…………………………………8-10
5. Заключение……………………………………….10-11
6. Список используемой литературы………………12
Министерство образования и
САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДАМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
МАГАДАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
По дисциплине «ФИЛОСОФИЯ »
Тема: Вселенная глазами мыслителей Возрождения (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно).
ВВЕДЕНИЕ
В данной контрольной работе
попробуем доказать как важны
для потомков и нашей жизни
некоторые размышления о
Вселенная – в традиционном понимании - материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи. В настоящее время такое понимание вытесняется уточненным : Вселенная- объект космологии, та часть материального мира, которая на данном уровне познания доступна астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию. Вплоть до 18 века объектом космологии была солнечная система ( о природе звезд и расстояниях до них фактически ничего не было известно), до 20-хх годов 20 века звездная вселенная т.е. галактика в современных условиях – метагалактика.
Начиная 14-15 вв. в странах Западной
Европы происходит ряд
Неверно
было бы считать, что
Важнейшее отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство; если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение _ эпохой художественно- эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ
1.Николай Кузанский.
Николай Кузанский (1401-1464) –представитель
раннего Возрождения. Будучи
Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил ученье неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставляющим единое многому, предел -беспредельному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все»- формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (все) от Творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отожествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же - как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum)- максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка ( минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же Аналогично обстоит дело и с треугольником (см выше).
Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей- единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и средневековой науки – математики и астрономии.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанского выполняет бесконечное – теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из принятых мыслителем предпосылок: «… если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая- из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности» (Николай Кузанский Соч.В.2-х т.М.,1979, Т.1.с.73). Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.
В геометрии, как показывает Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различие рациональных и иррациональных отношений, на котором держалась геометрия греков, он объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности - а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по его убеждению, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, т. е. запрета совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами
Бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел и парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Николай Кузанский - средство созидания истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть «умудренное неведение».
Тезис о бесконечном, как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное, как мера превращает знания о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит. Кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различны центр и окружность. Рассуждение Николая Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым- о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, « начало» и «конец». Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса- это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.
2. Николай Коперник.
Николай Коперник (1473-1543)- польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследования природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означало разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о земле как «избранной Богом» арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущие от Аристотеля и использованные схоластикой противопоставления движения небесных и земных тел, нанесла удар церковной легенде о рае и аде, создала возможность появления в бедующем учении о естественном возникновении и развитии солнечной системы. Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осадила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем, развивали дальше (Джордано Бруно, Галилей и др.), устранив такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звездная единой «сфере» и Солнца в центре вселенной. Основные произведения Коперника «Об обращениях небесных сфер»(1543), свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних( гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира).
Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основной на различении высшего – надлунного и низшего – подлунного мира. Николай Кузанский разрушает конечный космос античный и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготавливает коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско - птолемейской картины мира. Вслед за Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуются принципом относительности, и на нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения с Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно.
Возрождение,
вроде бы возвращаясь к
Информация о работе Вселенная глазами мыслителей Возрождения (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно)