Вселенная глазами мыслителей Возрождения (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе попробуем доказать как важны для потомков и нашей жизни некоторые размышления о вселенной, о том какой ее видели мыслители- философы эпохи Возрождения. На примере некоторых на сегодняшний день известных всему миру мыслителей как Николай Кузанский- папский кардинал, преследовавший мир своих мыслей по математическим примерам и правилам, Николай Коперник- польский философ, один из великих экономистов, пытавшийся доказать отдельное существование бога и природы. Джордано Бруно- доказывающий мысль –«Бог в вещах», преследовал понятия античной философии и породивший большое количество последователей своего ученья.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………..3-4
2. Николай Кузанский……………………………...4-6

3. Николай Коперник……………………………….6-8

4. Джордано Бруно…………………………………8-10
5. Заключение……………………………………….10-11
6. Список используемой литературы………………12

Файлы: 1 файл

философия контрольная 4-й семестр к.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Джордано Бруно.

 

 

       Итальянский философ, борец против схоластической философии и римской католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма . После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Мировоззрение Бруно сложилось под влияние идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а за тем материалистов Эмпедокла,  Анаксагора, Эпикура, и Лукреция), итальянского материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного Бога сприродой. Бруно еще решительнее, чем Николай Кузанский влияние которого он испытал,утверждал бесконечность самой природы.  Используя открытия Коперника и Бруно, стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр вселенной. В результате Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров,  а так же о населенности их.  Выступая против натурфилософского дуализма схоластики , утверждал физическую однородность земного и небесного миров,  состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Здесь Бруно, как и большинство античных материалистов, становился на позицию гилозоизма , Бруно развивал так же ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как и в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Основные сочинения: Философские диалоги, «О причине, начале и едино», « О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).

       Джордано Бруно (1548-1600) создав последовательно пантеистическое ученье, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника.  Согласно учению Коперника, Земля, во первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во вторых, Земля вращается вокруг солнца, помещенного Коперником в цент мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристолевской физики и космологии, отвергая вместе сними и представления о конечности космоса.  Как и Николай Кузанский,  Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности»,одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной изчезающе малы.

       Отожествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный Космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начало неделимого,  а потом активного и творческого, с одной стороны, и материи как начало беспредельного, а потом пассивного – с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которая со времен Платона и Аристотеля считалась присущим именно форме. Природа, согласно Бруно есть «Бог в вещах».

      Не удивительно , что ученье Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего ученья. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

       Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в 16 веке сформировалось  сознание существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекрасное незавершенного,  то для философа эпохи «Возрождения» возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного:  парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не  только у Николая Кузанского у Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца 16 – начала 17 века, как Г.Галилилей и Б. Кавльери

 

4.Заключение.

Историческая вышеизложенная справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

      В средневековом обществе были  очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения индивид, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новые самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

     Именно эпоха Возрождения дала  миру ряд выдающихся индивидуальностей,  обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшиеся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

     Разносторонность- вот идеал возрожденческого  человека. Теория архитектуры, живописи  и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника.

     Стремлению стать выдающимся  мастером- художником, поэтом, ученым  и т. д. – содействуют общая  атмосфера, окружающая одаренных  людей буквально религиозным  поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в Средние века- святых.

      В этот исторический период  меняется общая ориентация философии  и стиль философствования. На  первый план выходит проблема  человека, оаределившая гуманистическая  направленность философии. Это  время отвержения догматической  схоластики и обоснования идеи  возрождения человека из духа  античности.

    При  все многообразии философских концепций, которые часто противостоят друг другу, имеется то, что объединяет все философские искания; таким стержнем является исторически сформировавшееся комплекс проблем, ответ на которые обязателен для каждого философа. Именно проблемный принцип организации материла позволяет реализовать плюралистическую модель философии.  Философ всегда должен придерживаться определенной мировоззренческой позиции, он должен стремиться к непротиворечивой системе взглядов на мир и на отношение к этому миру. Задача принять и изложить мировоззренческое и методологическое значение предлагаемой позиции философов эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  • Философия. П.В. Алексеев, А.В.Панин, учебник М. «Проспект». С. 123-139;с.599.,2006 г.
  • Философия, В.А. Канке. Исторический и систематический курс. М. «Логос», с. 266-331. 2003 г.
  • Философия ,В.В. Миронов, Учебник для вузов М. «Норма», с.74-105,  2008 г.
  • Философский словарь, И.Т. Фролова, М. «Издательство политической литературы», с.59, 109, 191,525. 1986г.

 

 


Информация о работе Вселенная глазами мыслителей Возрождения (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно)