Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:03, реферат
Термин «экономика» (от др. греч.: «ойкео» – дом, жилище, заселенное человеком пространство, «номо» – закон, вытекающий из божественного разума) во многом является синонимом понятия «материальное производство». В первоначальном операциональном смысле экономика – ведение хозяйства (в том числе домашнего) на основе отмеченного закона и в целях обеспечения достойной жизни человека. Иногда она отождествлялась с «хремастикой» (от др. -греч. «хремос» - богатство), т.е. производством ради богатства как самоцели (в «Политике» Аристотель характеризует «хремастику» как «искусство наживать») [15].
В новой науке все казалось сомнительным. Она была незнакомкой в традиционной системе знаний; люди были сбиты с толку и не знали, как ее квалифицировать и какое определить ей место. Но с другой стороны, они были убеждены, что включение экономической теории в перечень наук не требует реорганизации или расширения всей системы. Люди считали свою классификацию полной. И если экономическая теория в нее не вписывалась, то вина может возлагаться только на неудовлетворительную трактовку экономистами своих задач.
Лишь полное непонимание
смысла полемики о существе, границах
и логическом характере экономической
теории заставляет квалифицировать
их как схоластические софизмы педантичных
профессоров. Существует широко распространенное
заблуждение, что, в то время как
педанты занимались бесполезными разговорами
о наиболее подходящих методиках, сама
экономическая наука
Радикализм этого массового
осуждения экономической науки
был вскоре превзойден еще более
универсальным нигилизмом. С незапамятных
времен люди, думая, говоря и действуя,
принимали как не вызывающий сомнение
факт единообразие и неизменность логической
структуры человеческого
Позднее этот полилогизм преподносился в различных вариантах. Согласно историзму, например, логическая структура человеческого мышления претерпевает изменения в ходе исторической эволюции. Расистский полилогизм приписывает каждой расе свою логику. Наконец, в соответствии с иррационализмом разум как таковой не объясняет иррациональные силы, определяющие человеческое поведение[8].
Эти доктрины выходят далеко
за границы экономической науки.
Они ставят под сомнение не только
экономическую теорию и праксиологию,
но и остальное знание и человеческие
рассуждения в целом. Математики
и физики это касается в той
же мере, что и экономической теории.
Поэтому создается впечатление,
что задача их опровержения не относится
к какой-либо одной ветви знаний,
а скорее является функцией эпистемологии
и философии. Это является достаточным
основанием для позиции той части
экономистов, которые спокойно продолжают
свои исследования, не беспокоясь об эпистемологических
проблемах и возражениях
Тем не менее ситуация в
экономической науке отличается
от математики и естественных наук.
Полилогизм и иррационализм атакуют
праксиологию и экономическую теорию.
И хотя они формулируют свои утверждения
в общем виде применительно ко
всем отраслям знания, в действительности
имеются в виду именно науки о
человеческой деятельности. Полилогизм
и иррационализм называют иллюзией
уверенность в том, что полученные
результаты научных исследований могут
быть действительными для людей
всех эпох, рас и общественных классов,
и находят удовольствие в поношении
некоторых физических и биологических
теорий как буржуазных или западных.
Но если решение практических проблем
требует применения этих заклейменных
доктрин, они забывают о своей
критике. В технологиях в Советской
России без колебаний используются
все достижения буржуазной физики,
химии и биологии, как если бы
они имели силу для всех классов.
Нацистские инженеры не считали ниже
своего достоинства использовать теории,
открытия и изобретения представителей
неполноценных рас и
Но праксиология и экономическая
наука совсем другое дело. Основной
мотив развития теорий полилогизма,
историзма и иррационализма оправдание
пренебрежения учениями экономистов
при определении экономической
политики. Попытки социалистов, расистов,
националистов и этатистов
Но нельзя отвергать возражения просто на основе осуждения политических мотивов, инспирировавших их возникновение. Ни один ученый не имеет права заранее предполагать, что осуждение его теорий неосновательно, так как критика пропитана страстью и партийными предубеждениями. Он обязан ответить на каждое замечание независимо от скрытых мотивов их происхождения. Недопустимо также сохранять молчание, сталкиваясь с часто звучащим мнением, что теоремы экономической науки действительны только при условии выполнения гипотетических допущений, никогда не реализующихся на практике, и потому бесполезны для мысленного понимания действительности. Странно, однако, что некоторые школы склонны разделять это мнение, но, несмотря на это, продолжают строить свои кривые и формулировать уравнения. Они не беспокоятся о смысле своих рассуждений и об их отношении к миру реальной жизни и деятельности.
Недостаточно и далее заниматься экономическими проблемами в рамках традиционной структуры. Теорию каталлактики необходимо выстроить на твердом фундаменте общей теории человеческой деятельности праксиологии. Это не только защитит ее от необоснованной критики, но и прояснит многие проблемы, до сих пор даже адекватно не поставленные, не говоря уже об удовлетворительном решении. К их числу принадлежит фундаментальная проблема экономического расчета.
Многие привыкли обвинять
экономическую науку в
Упреки в мнимой отсталости
выдвигаются в отношении
С одной стороны, некоторые натуралисты и физики порицают экономику за то, что она не является естественной наукой и не применяет лабораторных методов и процедур. Одной из задач данного трактата как раз и является разоблачение ложности таких идей. В этих вводных замечаниях, наверное, достаточно будет сказать несколько слов об их психологической подоплеке. Узкомыслящие люди обычно подвергают сомнению все, что отличает других людей от них самих. Верблюд из басни возражает против любых животных, не имеющих горба, руританцы критикуют лапутанцев за то, что они не руританцы. Исследователь в лаборатории считает ее единственно достойным местом для исследований, а дифференциальные уравнения единственно правильным способом выражения результатов научной мысли. Он просто не способен раскрыть эпистемологические проблемы человеческой деятельности. Для него экономическая наука не может быть не чем иным, как разновидностью механики[10].
Существуют люди, которые утверждают: что-то не так в социальных науках, поскольку социальные условия неудовлетворительны. За последние два или три столетия естественные науки достигли удивительных результатов. Их практическое использование повысило общий уровень жизни до невероятной высоты. Но, как говорят эти критики, социальные науки не сделали для этого ничего. Они не уничтожили нищету и голод, кризисы и безработицу, войну и тиранию. Они бесплодны и не сделали ничего, чтобы способствовать счастью и благосостоянию людей.
Эти ворчуны не понимают,
что потрясающий прогресс технологий
производства и проистекающее из
этого увеличение богатства и
благосостояния стали возможны только
благодаря следованию либеральной
экономической политике, которая
представляла собой применение экономических
учений на практике. Именно идеи классических
экономистов ликвидировали
Что неладно с нашей
эпохой, так это как раз широко
распространенное неведение о той
роли принципов экономической
Необходимо подчеркнуть,
что судьбы современной цивилизации,
построенной белыми людьми за последние
200 лет, неразрывными узами связаны
с судьбой экономической науки.
Эта цивилизация стала
Информация о работе Взаимосвязь философии и экономики. Понятие философии хозяйства