Взаимосвязь философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:06, реферат

Описание работы

Основная форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ НАУКИ. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ
2 НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
3 ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

Реферат

Тема: Взаимосвязь  философии и науки 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НАУКИ. КРИТЕРИИ  НАУЧНОСТИ

2 НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ  ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

3 ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ  НАУКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Основная форма человеческого  познания - наука - в наши дни оказывает  все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей  жизни, в которой нам так или  иначе надлежит ориентироваться  и действовать. Философское видение  мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое  наука, как она устроена и как  развивается, что она может и  на что позволяет надеяться, а  что ей недоступно.

У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений  относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических  достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать  сегодня. И такое осмысление целесообразно  начать с рассмотрения социальных функций  науки. Социальные функции науки  не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой  важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально  отличается от той науки, которая  существовала столетие или даже полстолетия  назад. Изменился весь ее облик и  характер ее взаимосвязей с обществом.

Наука занимает свое достойное  место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой  является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного  сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение  нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением  и предсказанием процессов и  явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

Вместе с тем исторические параллели философии и науки  достаточно очевидны. Философия и  наука являются «звеньями единой цепи» в направленности человеческого  интеллекта к постижению основ бытия.

Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися  учеными. Достаточно вспомнить имена  Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку  и философию роднит то, что они  являются сферами рациональной и  доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании  есть «форма согласования мысли с  действительностью»[1].

Цель и задачи работы - рассмотреть понятия философии  и науки, критерии научности, научные  и ненаучные типы философии, а  также взаимосвязь философии  и науки.

 

1 ПОНЯТИЕ НАУКИ.  КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ

Говоря о современной  науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные  с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Порядок, в котором перечислены  эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой[2].

Дело в том, что в  предшествовавшую эпоху средневековья  теология постепенно завоевала положение  верховной инстанции, призванной обсуждать  и решать коренные мировоззренческие  проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в  нем, о смысле и высших ценностях  жизни и т. п. В сфере же зарождающейся  науки оставались проблемы более  частного и "земного" порядка.

Великое значение коперниковского переворота, начавшегося четыре с половиной столетия назад, состоит в том, что наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждаемых теологией, но и согласиться с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию.

Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие  драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, идейные  конфликты в связи с учением  Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать  решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и  т.д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

В период становления науки  как социального института вызревали  материальные предпосылки для осуществления  такого синтеза, создавался необходимый  для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий  строй мышления. Конечно, научное  знание и тогда не было изолировано  от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний  характер. Некоторые проблемы, возникавшие  в ходе развития техники, становились  предметом научного исследования и  даже давали начало новым научным  дисциплинам. Так было, например, с  гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности - промышленности, сельскому  хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что  практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности  опираться на завоевания науки или  хотя бы просто систематически учитывать  их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование[3].

Со временем, однако, становилось  очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком  узка и ограниченна для того, чтобы  обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке  мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения  науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение  постоянных каналов для практического  использования научных знаний, появление  таких отраслей деятельности, как  прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической  информации и другие. Причем вслед  за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия  и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Сегодня, в условиях научно-технической  революции, у науки все более  отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать  и в качестве социальной силы, непосредственно  включаясь в процессы социального  развития. Наиболее ярко это проявляется  в тех довольно многочисленных в  наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для  разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой  программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально  необходимо непосредственное участие  ученых как носителей специальных  знаний и методов из разных областей.

Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки  как социальной силы в решении  глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно  назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический  прогресс составляет одну из главных  причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение  природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных  и далеко не безобидных изменений, которые  происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в  числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми  увидели симптомы надвигающегося кризиса  и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных  деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая  роль и в определении масштабов  и параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения - все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки  в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими  формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием  и т.д.).

Эта проблема, будучи философской  по своему характеру, в то же время  имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения  научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного  научно-технического прогресса, поскольку  выяснение закономерностей научного познания требует анализа его  социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки? Одним из важных отличительных качеств  научного знания является его систематизированность. Кроме того, научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира, поэтому все научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

Следующим важным критерием  научности является стремление к  обоснованности, доказательности знания.

Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением  к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования  научного знания. Для обоснования  эмпирического знания применяются  многократные проверки, обращение к  статистическим данным и т.п. При  обосновании теоретических концепций  проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность  описывать и предсказывать явления.

Информация о работе Взаимосвязь философии и науки