Взаимосвязь философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:06, реферат

Описание работы

Основная форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ НАУКИ. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ
2 НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
3 ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем наука  испытывает продуктивное влияние и  творческих прозрений великих идеалистов. Так, идеи развития (мысль о стремлении к совершенству) вошли в естествознание сначала в идеалистической форме. И лишь позже они получили материалистическое переистолкование.

Идеализм ориентирован на мысль, на идеализированный "мир" чистых, абстрактных сущностей, то есть таких объектов, без которых просто немыслима наука - математика, теоретическое  естествознание и др. Вот почему "трансцендентальный идеализм" Декарта, Канта, Гуссерля, ориентированный на математику и теоретическое знание вообще, - не менее научен, чем материалистические концепции природы того же Декарта, того же Канта, Гольбаха и др. Ведь теории - это "мозг" науки. Без теорий эмпирические исследования тел, веществ, существ, сообществ и всякой иной "материи" еще только готовятся стать наукой. Чтобы нормально действовать и мыслить, человеку нужны две руки, два глаза, два полушария мозга, чувства и разум, разум и эмоции, знания и ценности и множество "полярных понятий", которыми нужно тонко владеть. Таким же образом устроено и такое человеческое дело, как наука с ее опытом, теорией и всем прочим. Следует ли удивляться, что реально в науке (да и в самой жизни людей) успешно действуют, сочетаются, дополняют друг друга материализм и идеализм - две, казалось бы, несовместимые мироориентации.

Вокруг проблемы научности  философского мировоззрения продолжаются горячие споры. По всей видимости, корректно  поставить и решить ее возможно лишь на основе культурно-исторического  подхода к философии. Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует  о том, что философия и наука  рождаются, живут и развиваются  в лоне уже сложившихся, исторически  конкретных типов культуры, испытывая  воздействие различных их компонентов. Вместе с тем обе они оказывают  заметное влияние друг на друга и  на весь комплекс культуры. Причем характер и формы этого влияния имеют  историческую природу, меняют свой вид  в различные эпохи. Понять функции  философии и науки, их родство  и различие можно лишь на базе обобщения  их реального статуса, роли в различные  периоды истории. Функции философии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, которые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый характер, определяя важную общественно-историческую миссию философской мудрости, в том числе ее способность влиять на развитие и жизнь науки.

3 ФИЛОСОФИЯ КАК  МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Философское мировоззрение  выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе принципов рационального  миропонимания философская мысль  группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует  общие предположения об их природе  и возможных способах познания. Используя  опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос  опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных  или общественных реалий, подготавливая  их последующую конкретно-научную  проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально  допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно  в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном  плане эти пробелы предстоит  заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе  миропонимания. Философия заполняет  их силой логического мышления. Схему  опыта должна сначала набросать  мысль, пояснял Кант[8]. Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача.

Философия же вносит весомый  вклад в ее решение, способствуя  правильной постановке проблем. Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены  также с разрешением характерных  трудностей, противоречий, возникающих  на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически  доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в  науке, в осмыслении и преодолении  которых философской мысли принадлежит  весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных  науке, философия выполняет и  особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в  общих, целостных представлениях о  мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений  не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются в  сфере философии.

Философия выполняет интегрирующую  роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда никаких наук еще  не существовало, а философия уже  выделилась в самостоятельную систему  идей. Создав самую общую картину  мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие законы общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам . На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооруженный лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог. Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления.

Философские корни конкретно-научных  знаний продолжают ощущаться в любой  дисциплине, поэтому на каждом этапе  познания, обобщив очередную порцию новых знаний и для их более  глубокого осмысления, ученые вновь  и вновь обращаются к философским  основаниям своей науки. Философия  продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания и сегодня[9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В заключение нужно отметить, что на протяжении всей своей истории  философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность  в развитии философского знания, его  проблематики, общность категориального  аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем  наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией  более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки  наук, философия может рассматриваться  как наука, имеющая дело с более  высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный  уровень обобщения приводит к  формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление  более общих закономерностей  и тенденций.

Обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что все науки  в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное  миропонимание.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004. -Разд. 2.

2.    Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

3.    Антология мировой философии: Античность. - М., 2001.

4.    Вебер М. Наука как призвание и профессия - М., 1979.

5.    Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988.

6.    Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

7.    Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

8.    Кезин В.А. Идеал научного знания. - М., 1993.

9.    Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие. М., 2005.

10.  Поппер, К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.

11.  Соловьев В.С. Исторические дела философии. – М.: Вопросы философии, 1988. № 8.

12.  Стенин B.C. Теоретическое знание. - М., 2003. -Гл.Г.

13.  Философия и методология науки. - М., 1994.

14.  Философия науки и техники. М., 1995.

15.  Фролов И.Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

 

 

[1] Соловьев В.С. Исторические дела философии. – М.: Вопросы философии, 1988. № 8.

[2] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

[3] Фролов И. Т.  Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

[4] Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие. М., 2005.

[5] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988. С. 54-55.

[6] Антология мировой философии: Античность. - М., 2001.

[7] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

[8] Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

[9] Философия и методология науки. - М., 1994.


Информация о работе Взаимосвязь философии и науки