Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:10, реферат
Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда - стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования. Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление.
Введение………………………………………………………………………..
3
1.
Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность………………..
4
1.1
Эволюция представлений о культуре………………………………………...
5
1.2
Взгляд на цивилизацию в их развитии……………………………………….
9
2.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация……………………………...
15
Заключение…………………………………………………………………….
22
Список использованных источников……………………
Содержание | ||
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность……………….. |
4 |
1.1 |
Эволюция представлений о культуре………………………………………... |
5 |
1.2 |
Взгляд на цивилизацию в их развитии………………………………………. |
9 |
2. |
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация……………………………... |
15 |
Заключение…………………………………………………… |
22 | |
Список использованных источников………………………………………... |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
Понятиями "культура" и
"цивилизация" обозначены чрезвычайно
важные точки роста на нескончаемой
нити человеческого познания. Феномены
культуры и цивилизации стремительно
преображают окружающую среду, оцениваются
как факторы творческого
Поэтому судьбы мира во многом
связаны с философским
В современном философском
языке эти понятия одни из самых
распространенных и многозначных. Использование
их в наши дни выходит далеко за
рамки первоначального
Для того чтобы понять содержательную сторону исторического процесса развития общества необходимо уяснить, что представляет собой культура. В философии истории в понятие "культура" вводится оценочный момент и соотносится с понятием "цивилизация". Но здесь возможны различные подходы.
В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развитии, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура как Проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков).
Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.
1.1 Эволюция представлений о культуре
Интерес к культуре и попытки
осмыслить этот сложный феномен
восходят к глубокой древности. В
античном сознании понятие культуры
отождествляется с пайдейей, то есть
воспитанностью, образованностью, которые
отличали эллинов от "некультурных"
варваров. У софистов и киников
просматривается
В позднеримскую эпоху
зародился, а в Средние века получил
распространение иной комплекс значений:
усилилось внимание к внутреннему
миру человека, культура стала ассоциироваться
с признаками личного совершенства,
как устранение греха и приближение
к божественному замыслу. В то
же время возникает позитивное отношение
к ценностям городской
Философы Возрождения
рассматривают культуру как средство
формирования идеальной универсальной
личности - всесторонне образованной,
воспитанной, соответствующей
Понятие культуры становится
одним из центральных в философии
Просвещения. В сочинениях Вольтера,
Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает
как результат поступательного
развития истории и степень воплощения
разумного начала, реализованного в
религии, философии, науке, праве, морали
как объективациях разума. Цель культуры,
соответствующая высшему
В немецкой классической философии культура рассматривается как область духовной свободы человека. И. Кант подходит к культуре как субъективному состоянию личности и проводит различие между культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью). Г.Ф. Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего "лики" культуры. Немецкая классическая философия характеризуется признанием множественности типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.
В XIX - начале XX века относительный
универсализм сложившихся эволюционных
представлений о культуре "преодолевается"
появлением целого ряда философских
течений и школ. "Философия
жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер,
Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.)
рассматривает дух как
Марксистская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности. Культура понимается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека, но и как проблема создания необходимых условий, в том числе и материальных, для всестороннего и целостного развития индивида. Культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом, она есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.
Названные школы и концепции можно отнести к классической модели культуры. В основе этой модели лежат принципы гуманизма, рациональности и историзма, а культура является результатом освобождения человека от жесткой зависимости от природного и божественного миров. Человек - субъект культуры - выступает как разумное динамическое существо, развивающее свой дух и творящее культуру. Объектом познания является надиндивидуальная культурная реальность, из которой выводиться культура отдельного человека. В философском отношении эта модель преимущественно идеалистична (за исключением марксисткой концепции), поскольку культура выступает чисто духовным образованием, детерминированным актом трансцендирующего из самого себя сознания. Происходит замещение форм человеческой деятельности духовной предметностью.
В качестве универсалий, служащих основаниями осмысления культуры и одновременно нормами культуротворчества, в классической модели выступают:
1) знания, искусство, мораль, право, обычаи, культы (Э. Тейлор);
2) общезначимые ценности - нравственные, эстетические, религиозные, эротические, логические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);
3) универсальные структуры человеческого сознания (М. Шелер);
4) трансцендентально-логические
основания, мышление, данное в
форме науки (Г. Коген, П.
Наторп); символополагающая
5) общечеловеческие первообразы - архетипы, динамика которых лежит в основе творения культуры (К. Юнг);
6) идея "осевого времени",
выявляющая изначальный и
Теоретическая недостаточность классической модели культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в исследовании культуры, воплощение идеологии европоцентризма, сомнения в линейной направленности развития культуры - все это привело к возникновению других моделей культуры.
Модернистская (неклассическая)
модель, сложившаяся в начале XX века
носит подчеркнуто
Постмодернистская модель культуры
конституируется в конце 60-х-70-е
годы XX века. Критическое отношение
к установке на преобразование мира
сопровождалось отказом от попыток
его систематизации: мир не только
не поддается человеческим усилиям
его переделать, но и не умещается
ни в какие теоретические схемы.
Антисистематичность - характерная
черта постмодернистской
Исследователи насчитывают свыше 400 определений культуры. Такое многообразие трактовок объясняется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия (онтологический аспект).
Философское понимание культуры
есть осмысление выраженного в ней
стремления к бесконечности и
универсальности человеческого
развития. Способность мира "излучать"
из себя человеческий смысл, характеризующая
его как явление культуры - таково
философское измерение
1.2 Взгляд на цивилизацию в их развитии
Понятие "цивилизация"
в философии появилось в XVIII веке
в русле теории прогресса и
несло на себе отпечаток просветительского
мышления. В это время практически
отсутствовало критическое
Его этимологические истоки,
видимо, следует искать в распространенных
тогда концепциях общественного
договора, согласно которым этот договор
явился исходной базой формирования
гражданского общества и государства.
Но в содержательном плане понятие
цивилизации, раз появившись, стало
обретать самостоятельность и
Информация о работе Взаимосвязь понятий культура и цивилизация