Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:00, контрольная работа
Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно - техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену "нового среднего класса".
Введение
1. Экзистенциализм – философия существования
2. Фрейдизм как философское мировоззрение
3. Основные идеи неотомизма
Список литературы
Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.
На втором этапе творчества
(1920-1939) Фрейд уточняет концепцию
бессознательного, включая в сферу
инстинктивных импульсов
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.
Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.
Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.
Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens - образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности.
В центре внимания лично Э.Фромма противоречивость человеческого существования, взятая не в качестве субъективно-личной деятельности, а как онтологический факт. Философ различает следующие дихотомии: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы характера, обладание и бытие как два метода жизнедеятельности индивидума, экзистенциальное и историческое существование человека, негативная "свобода от" и положительная "свобода для" в процессе развития личности. Он исходит из того, что личностные и онтологические основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют друг друга, создавая сразу неповторимость и всеобщность человеческого бытия, а с другой противоречат друг другу в силу того, что неповторимость и всеобщность несовместимы. Разрабатывая учение, представляющее собой синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и марксистских идей, Фромм стремится отыскать методы разрешения дихотомий человеческого существования, ликвидации разных форм отчуждения чело века, найти пути оздоровления западной цивилизации, показать перспективы свободного и творческого развития личности. Отвергнув биологизм Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая упор с подавленной сексапильности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами, вводит понятие "общественного характера" как связывающего звена меж психи кой индивидума и социальной структурой общества, изучает главные тенденции развития западной культуры с её потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией общественного характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, активизации индивидума посредством способов гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций, являющихся эквивалентом религиозных систем прошедшего. Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете осознание человеком неподлинности собственного существования в обществе полного отчуждения, реализация им собственной сущности и обретение "самости" заместо "мнимого Я", возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии меж индивидумом и природой, личностью и обществом все это может быть на базе использования "гуманистического психоанализа", предлагаемого Фроммом в качестве социально приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. Подлинной ценностью человека Фромм считает способность к любви, ибо любовь, в его понимании, служит критерием бытия и дает ответ на делему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в итоге чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с ним, по Фромму, стают превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от "кибернетической религии" к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.
3 Основные идеи неотомизма.
НЕОТОМИЗМ — наиболее
авторитетное течение
В разработке онтологических
проблем теоретики неотомизма
опираются на установки,
Теория познания неотомизма
различает истину онтологическую и
логическую. Если первая — продукт
соответствия вещи интеллектуальному
замыслу Бога, то вторая связана
с познавательной деятельностью
человека, его субъективностью. Каждый
материальный объект может рассматриваться
под различными углами зрения, т. е.
представать как формальный объект,
интересующий познающего субъекта. Подобное
разграничение позволяет
Человек трактуется в антропологии
неотомизма как сложная субстанция,
состоящая из души и тела. Душа —
формообразующий по отношению к
телу принцип — предстает основой
личности. Телесное начало связывается
с индивидуальностью. Личность в
своих деяниях направляется “естественным
законом”, призывающим творить добро
и избегать зла. Стремясь к благу,
личность обретает совокупность интеллектуальных,
моральных и теологических
Для неотомизма характерно
сочетание традиционного для
христианства провиденциально-