Западноевропейская философия XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Историческими рамками Нового времени является период времени с конца XVI в. и до начала XIX в. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. В условиях совершенствующейся практики наука оказалась необходимым средством ее рационализации. Задачи интенсификации производства потребовали развития, прежде всего естествознания. Причем развитие естествознания в XVII – XVIII вв. осуществлялось вместе с развитием и совершенствованием материального производства. Наука и производство выступают как два взаимосвязанных компонента. Задачи использования силы воды породили гидростатику.

Файлы: 1 файл

семинар3.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Западноевропейская  философия XVII в.

1.Историческими рамками Нового времени является период времени с конца XVI в. и до начала XIX в. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. В условиях совершенствующейся практики наука оказалась необходимым средством ее рационализации. Задачи интенсификации производства потребовали развития, прежде всего естествознания. Причем развитие естествознания в XVII – XVIII вв. осуществлялось вместе с развитием и совершенствованием материального производства. Наука и производство выступают как два взаимосвязанных компонента. Задачи использования силы воды породили гидростатику. Развитие механики поставило на повестку дня открытие основных законов классической механики И. Ньютоном. Р. Бойль применяет механику к химии, разрабатывает законы атомистики, дает определение понятия химического элемента. Выдающийся вклад в развитие науки внесли также Э. Торичелли,

 А. ван Левенгук, У. Гарвей, Н. Лавуазье, Л. Эйлер, К. Линней  и др.

Задачи систематизации знания, а  также проблемы в сфере общественной жизни стимулировали развитие гуманитарных наук, включая философию. Разработка нового знания потребовала создания новой методологии. Эту задачу стали  решать философы. Ее центральным пунктом  выступила выработка новых правил методологии и обоснования знания. Учение о познании рассматривается  в философии этого периода  как ее наиболее важный раздел. Ориентация на осмысление путей и принципов  научного познания приняла две особые формы, сообразно тому, что само развитие науки происходило либо в форме  развития опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, либо в форме построения системы знаний на основе строгих  правил логического вывода. Рассмотрение опытного естествознания как эталона  получения достоверного знания породило эмпиризм, тяготеющий к материализму.

На позициях эмпиризма стояли представители  английского материализма XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, позже 

 Дж. Толанд, Д. Гартли и Д.  Пристли. В то же время как  антитеза эмпиризму существует  рационализм, принявший за эталон  не данные чувственного опыта,  а абстрактные принципы организации  знания и потому ориентированные  прежде всего на математику 

(Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц).

1.А) Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Победное шествие науки и  техники породило иллюзию о всесилии таких наук, как математика, физика, механика. Ученым, включая философов, показалось, что природа, общество и  человек функционируют подобно  машинам. Механические представления  о сущем становятся широко распространенными. Отсюда недостаток философии, тяготеющей к материализму в XVII – XVIII вв., – механистичность.

2.Изучение философии Нового времени традиционно начинают со знакомства с философией английского мыслителя и политического деятеля Френсиса Бэкона (1561 – 1626), который является родоначальником английского эмпиризма, или, как у нас называют, английского материализма.

Ф. Бэкон сын одного из высших чиновников английского государства Николаса Бэкона, который был первым министром  королевы Елизаветы (1558 – 1603). Ф. Бэкон  окончил Оксфордский университет. В 1597 г. вышло в свет первое произведение, принесшее ему широкую известность, сборник кратких очерков, или  эссе, содержащих размышления на моральные и политические темы. В 1605 г. издает трактат «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», положивший начало воплощению его плана «Великого восстановления наук», в 1609 г. сборник миниатюр «О мудрости древних». По-видимому, в то же время он пишет и трактат «Описание интеллектуального мира», опубликованный после его смерти.

Главным сочинением Бэкона был «Новый органон» (1620), представляющий вторую часть  его большой работы «Великого  восстановления наук». Первая часть  этого произведения под названием  «О достоинстве и преуспеянии  наук» вышла в свет в 1623 г.

Философские взгляды Бэкона были поистине новаторскими, устремленными на столетия вперед. Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы  и усовершенствование человеческой жизни.

Деятельность Бэкона как мыслителя  и писателя была направлена на пропаганду науки, ее значения в жизни людей, на выработку классификации научного знания, разработку методов познания. Конечную цель науки философ видит  в изобретениях и открытиях. Бэкон  верил в то, что его философии  принадлежит великое будущее.

По его мнению, знание – сила, но действительной силой оно может  стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука  способна побеждать природу и  властвовать над ней, которая  сама «повинуется» природе, т. е. руководствуется  познанием ее законов, постижением  опыта. Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и  свойств вещей. Бэкон предложил  осуществить реформу науки и  великое восстановление наук.

В качестве основного метода познания Бэкон выделяет индукцию. При этом он считает необходимой разработку новой теории индукции.

Согласно Бэкону, условием реформы  науки должно быть также очищение разума от всякого рода заблуждений. Особое значение он придает четырем  видам заблуждений, или препятствий  на пути познания. Он их называет «идолами» (ложными образами) или призраками. Это «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра». «Идолы рода»  – заблуждения, порождаемые ошибками, появление которых обусловлено  общей для всех людей природой и несовершенством человеческих чувств, находящихся под влиянием желаний, влечений. «Идолы пещеры» –  ошибки, которые обусловлены принадлежностью  человека к определенной группе людей  вследствие руководствования групповыми симпатиями и антипатиями, которые  ограничивают кругозор и заставляют взирать на объекты познания как  бы из пещеры социальных установок. «Идолы площади» – препятствия, возникающие  на пути познания из-за многозначности слов, двусмысленности некоторых  языковых выражений, их неточности. «Идолы театра» – препятствия, порождаемые  использованием в научной деятельности некритически усвоенных ложных мнений, дошедших от предшественников.

Знание видов препятствий помогает избежать ошибок. Необходимо также  и положительное учение о методе исследования. Ученый не должен уподобляться догматику, который, как паук, ткет паутину  знания. Не должен он иметь сходство и с эмпириком, который, подобно  муравью, беспорядочно тащит все, что  попало. Он должен уподобиться пчеле, которая сбирает с цветов сладкие  соки, но не оставляет их в том  виде, в каком они ей достаются, а перерабатывает их в мед собственной  деятельностью.

Главная задача индукции по Бэкону состоит  в исследовании внутренних, присущих материи, форм. Путь постижения форм связан с постижением их движений, а это  ведет к раскрытию главной  задачи познания – исследованию причин предметов.

В сочинении «Новая Атлантида» Бэкон  нарисовал свое представление о  грядущем мире. В этом мире, хотя и  имеются классы и даже король, но господствуют в нем ученые. Завоевания науки делают возможным более  хорошую, чем в реальности, жизнь  для всех.

Значение Бэкона как философа заключается  в том, что изложенная в его  сочинениях программа нашла свою развернутую реализацию в трудах ученых целой эпохи, которую называют эпохой модерна. Суть этой программы  в том, чтобы, совершенствуя методы познания, все глубже и масштабнее познать мир, а затем осуществлять преобразование практики, общественного  производства, с тем, чтобы повысить его эффективность и максимизировать  получение необходимых для жизни  людей благ.

Идеи бэконовской эмпирической философии получили свое дальнейшее развитие в трудах Т. Гоббса (1588 – 1679). Идеи Т. Гоббса оказали большое влияние  на философию во всем мире. Основными  его сочинениями являются следующие: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651).

 

Вслед за Ф. Бэконом Т. Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается  оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая, по его мнению, должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации  процессов жизнеобеспечения. Причем философия, по Гоббсу, является суммарным  теоретическим знанием. В своем  понимании назначения и содержания философии Гоббс близок к Бэкону.

Хотя Гоббс приписывал материи  способность мыслить, однако его  учение о природе было атеистично. Выводы, к которым пришел Гоббс, осмысливая природу, такие: 1) души как особые субстанции не существуют; 2) тела – единственная субстанция; 3) вера в Бога – продукт  человеческого воображения.

Познание, по мнению Гоббса, осуществляется посредством накопления «идей». Он полагал, что источником идей являются только чувственные восприятия мира. Гоббс выступил против учения Декарта  о врожденных идеях. Идеи, по его  мнению, формируются в результате действия на человека окружающего мира. Он считал, что чувственные восприятия во избежание заблуждений надо рационально  осмысливать с помощью индукции и дедукции, анализа и синтеза. Эта процедура позволяет выяснить общее.

Широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В нем мыслитель пытался разложить  такое сложное целое, как государство, на основные составляющие его элементы, а функционирование последних описать  с помощью природы. В ходе размышлений  о государстве он выделяет два  состояния человеческого общества: естественное и гражданское. С естественным состоянием мы можем иметь дело тогда, когда вычленим из человеческих отношений  все то, что внесло в их содержание государство. В таком состоянии  общества люди действуют исходя из природного закона самосохранения. При  этом каждый обладает правом владеть  всем, что он в состоянии захватить. Право здесь обеспечивается силой, вследствие чего естественное состояние  характеризуется «войной всех против всех». Но эта война делает проблематичным самосохранение. Поэтому необходим  мир, который может быть сохранен только при условии, что каждый человек  откажется от права на все и  тем самым перенесет часть  своего права на других. Это становится возможным в том случае, если люди заключают договор. Так происходит переход от естественного к гражданскому состоянию общества.

Согласно Гоббсу, средством, направляющим людей к общей цели и удерживающим их от поступков, нарушающих мир, выступает  государство. В государстве каждый подчиняет свою частную волю другому  лицу или группе лиц, которые олицетворяют волю всех.

Государство Гоббс сравнивает с  Левиафаном (великан из древнегреческой  мифологии), который имеет органы для поддержания своего существования. Мыслитель считал, что власть государства  должна контролировать не только поведение  человека, но и его воззрения, включая  нравственные, религиозные и даже научные.

2.В) В английской философии XVII в. третьим крупнейшим философом после Ф. Бэкона и Т. Гоббса называют Джона Локка, который является продолжателем материалистической теории познания, детально разработанной им на основах эмпиризма, точнее материалистического сенсуализма.

Локк родился в 1632 г. Закончил Оксфордский  университет. В 1668 г. Лондонское королевское  общество, т. е. по сути, Британская академия наук, избрала его своим действительным членом. Ему пришлось по политическим мотивам покинуть Англию. В 1690 г. вышел  в свет его основной труд «Опыт  о человеческом разумении». Философу принадлежит целый ряд других сочинений. Он умер в 1704 г.

Во введении к труду «Опыт  о человеческом разумении» Локк определяет философию как истинное познание вещей. Он видел в философии средство, раскрывающее начала свойств и действий вещей.

Философ подверг критике теорию врожденных идей. Этой теории он противопоставляет  убеждение, что источником всех знаний является внешний опыт. Отрицание  существования врожденных идей выступает  исходным пунктом не только теории познания Локка, но и его концепции  человека. Ведь отсюда вытекало, что  нет раз и навсегда данной фатальной  предопределенности от самого рождения на всю жизнь остаться примитивным  и неразвитым существом, ибо вполне можно и нужно развивать разум, его способности и склонности.

Опыт Локк делил на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний, который он называет рефлексией, представляющей собой познание душой своей собственной  деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение может быть свойственно  лишь взрослому человеку, у новорожденного душа напоминает чистую доску («tabula rusa»). Внутренний опыт, согласно Локку, возникает  под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия  осуществляется под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний  опыт им признается вторичным в отношении  собственного внешнего мира, а рефлексия  считается вторичной в отношении  внешнего опыта.

Расчленение опыта на внешний и  внутренний давало основание для  различения путей его освоения, что  в свою очередь представляло возможность  делить познание на рациональное и  чувственное.

Информация о работе Западноевропейская философия XVII в