Западноевропейская философия XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Историческими рамками Нового времени является период времени с конца XVI в. и до начала XIX в. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. В условиях совершенствующейся практики наука оказалась необходимым средством ее рационализации. Задачи интенсификации производства потребовали развития, прежде всего естествознания. Причем развитие естествознания в XVII – XVIII вв. осуществлялось вместе с развитием и совершенствованием материального производства. Наука и производство выступают как два взаимосвязанных компонента. Задачи использования силы воды породили гидростатику.

Файлы: 1 файл

семинар3.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Важное место в учении о бытии  и познании Локка занимает учение о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам он относит  протяженность, длительность, величину, фигуру, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механическое движение, покой, плотность. Характерные особенности  первичных качеств – это то, что они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств, и это восприятие способно быть точным. К вторичным  качествам Локк относит цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т. п.

Идеи первичных вторичных качеств  формируются благодаря чувствам и рефлексии. Обобщение знаний о  тех и других качествах осуществляется разумом и находит выражение  в языке.

Познание Локк делит на чувственное  и интуитивное, демонстративное (или  выводное), все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Согласно Локку, каждый из названных  видов познания способен привести к  истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.

Воззрения Д. Локка на государство  отличались от взглядов его предшественника  Т. Гоббса. По мнению Локка, государство  должно не ограничивать социальную свободу  и инициативу, а гарантировать  их. Философ полагал, что правительство  обязано подчиняться законам  государства. Этому призвано содействовать  отделение исполнительной власти от законодательной.

Значительный вклад Д. Локк внес в разработку трудовой теории стоимости. Этот вопрос рассматривается Б. Расселом в его «Истории западной философии».

Философия Д. Локка была вершиной в  развитии британского эмпиризма XVII в. Его вклад в теорию познания, психологию, педагогику, социальную философию  был настолько существенным, что  принадлежащие ему идеи и открытия вдохновляли философов в последующие  времена.

3.А)Другим великим основоположником философии Нового времени является французский ученый Рене Декарт (1596 – 1650). Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела. Он выдвинул знаменитый тезис «Cogito ergo sum» – я мыслю, следовательно, я существую. Сам факт моего существования – основа для познания окружающего мира.

Мир Декарт делит на два вида субстанций – духовную и материальную. Духовная субстанция неделима, а материальная делима до бесконечности.

Декарт стоял на позициях рационализма. Достижение истины он связывал с созданием  метода ее поиска. Для этого надо соблюдать определенные правила. Эти  правила Декарт рассматривал в своих  трудах «Правила для руководства  ума» и «Рассуждения о методе».

«Первое правило метода Декарта  требует принимать за истинное все  то, что воспринимается в очень  ясном и отчетливом виде не дает повода к какому-либо сомнению, т. е. вполне самоочевидно» 

«Второе правило метода предлагает делить каждую вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, дабы затем устремить внимание на эти  простые, т. е. не поддающиеся дальнейшему  делению умом части» [3. C. 90]. Это правило  Декарт считал главным.

 

Третье правило заключается  в том, что «в познании мыслью следует  идти от простейших, т. е. элементарных и наиболее для нас доступных  вещей к вещам более сложным  и соответственно трудным для  понимания» [3. C. 91 – 91]. Средством для  этого у Декарта служит интуиция и дедукция.

Четвертое правило заключается  в необходимости создания полных перечислений, обзоров исследуемых  объектов, не упуская ничего из внимания. Этим достигается полнота знания.

Декарт в теории познания выступает  как рационалист, тяготеющий к идеализму. Одним из важных пунктов его теории познания явилась теория врожденных идей. Согласно Декарту, врожденные идеи дают нам знание, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и раскрытия  его истинности, что затем находит  выражение в суждениях.

Теория познания помогает осознать мир как машину, точнее, как гигантскую систему машин. Метод у Декарта  – это способ выяснения механизмов в мире. Это относится и к  телам людей. Их поведение Декарт объяснял механическими законами.

Декарт считал, что в человеке находятся две субстанции – телесная и духовная. Мышление выступает атрибутом  духовной субстанции.

Ценность философии Декарта  состоит в том, что он как мыслитель  мирового масштаба осуществил попытку  рационализировать познание и с  рационалистических позиций объяснить  мир природы и человека.

3.Б) Еще одним крупным философом XVII в., со взглядами которого необходимо познакомиться, был Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677). Среди трудов Спинозы выделяются «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1675) и «Трактат об очищении интеллекта» (остался незаконченным).

Спиноза, подобно Декарту, стремился  построить философию на основе достоверных  исходных положений. В качестве образца  достоверности и строгой доказуемости Спиноза избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом  теорем. Поэтому он изложил свой основной труд «Этику» геометрическим методом. Сначала в этом сочинении  Спиноза дает определения, после  этого формирует аксиомы, а затем  на базе сделанных ранее определений  и аксиом доказывает теоремы. Аксиомы  мыслитель рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается  интуитивно. Истины выводятся из определений  и аксиом как из логического основания. Однако далеко не все философские  выводы Спинозы являются результатом  применения его «геометрического метода». Значительная часть объема «Этики»  изложена в форме дополнений и  разъяснений к основному тексту, написанных в свободной форме.

В качестве субстанции всего сущего Спиноза выделил природу. Она, по его мнению, есть причина самой  себя (causa sui). Природа рассматривается  мыслителем, с одной стороны, как  «природа творящая» (natura naturans), а с  другой – природа сотворенная (natura naturata). «Природа творящая» отождествляется  с субстанцией или Богом. Спиноза  растворяет Бога в природе, так же, как и пантеисты в эпоху  Возрождения. Субстанция, по его мнению, едина, а конкретные вещи, порожденные  ею, он называет модусами. Субстанция обладает свойствами, которые мыслитель называет атрибутами. Последние составляют бесчисленное множество.

Притягательным для внимания философов, живших после Спинозы, было его учение о соотношении свободы и необходимости. Он утверждал, что в природе нет  ничего случайного, а есть только необходимость. Свобода у Спинозы – познание необходимости. Мыслитель не признавал  наличия у человека свободы воли. Он считал наделение человека свободной  волей предрассудком. Однако человек  в состоянии быть свободным тогда, когда он действует в соответствии с познанной необходимостью.

В своем учении о познании Спиноза  выступает как рационалист. Он считает  мир познаваемым. Знание, согласно Спинозе, является иерархизированным. Его низший род – знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира. Второй, более высокий род знания представлен  знанием, продуцируемым умом. Для  такого знания характерна ясность и  отчетливость, а также достоверность  свойственных ему истин. Третий, самый  высокий род знания представляет такое знание, которое хотя и опирается  на ум, но не является опосредованным доказательством. Такой вид знания дает истины как  плод непосредственного созерцания ума. Как видим, второй и третий роды знания – знание интеллектуальное. Первый род знания – знание чувственное. Спиноза, как и некоторые другие рационалисты, проблемам чувственного познания уделял меньше внимания, чем  вопросам рационального познания.

Этика Спинозы рационалистична. Человек, по его мнению, эгоист, ему важно  сохранить себя извлечь ползу. Однако на путях к пользе надо не желать зла другим. Необходимо принять, осмыслить  и истолковать детерминацию, опосредующую поведение и принять правильное решение. При этом, пользуясь услугами других людей, надо быть доброжелательным и самому готовым оказывать им услуги. Счастье, согласно Спинозе, человеком  достигается только в познании. Обретение  его для многих людей проблематично, так как их потребности становятся препятствиями на пути к свободе  и счастью.

3.В) Завершающим в ряду великих философов XVII в. является Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). Он сочетал свою научную деятельность со службой. С 30 лет и до конца жизни он находился на службе при Брауншвейг-Люнебургском (Ганноверском) герцогском дворе. Здесь он прослужил 40 лет. Лейбниц был не только философом, но и выдающимся математиком. За три года до Ньютона в 1684 г. он опубликовал открытие дифференциального исчисления.

Его основными философскими сочинениями  являются «Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710 г.), «Монадология» (1714).

Лейбниц, опираясь на знакомство с  прежней философией, создал свой метод, проникнутый «диалектической интуицией».

Рационализм философии Лейбница проявился  в его стремлении выявить и  установить принципы методологии, т. е. учения о методе. Исследованию и  изложению принципов философ  уделил много внимания. Освещение  их сути и природы нашло отражение  во многих его сочинениях. Соподчинение этих принципов – сложная задача, которая не решена исследователями  творчества Лейбница до сих пор. Размышляя  над проблемой принципов в  философии Лейбница, исследователи  предлагают свое внимание уделить следующим  принципам: «(1) всеобщих различий; (2) тождественности  неразличимых вещей; (3) всеобщей непрерывности; (4) монадической дискретности» [3. С. 248]. Первый принцип обращает внимание на несходство вещей, попадающих в поле зрения человека. Второй – требует  допущения наличия в мире тождества между вещами. Тождество и различие, как показывает Ж. Делез в своей книге «Различие и повторение», являются существенными моментами диалектической связи. Третий принцип «означает временную и содержательную «взаимосвязь» вещей в смысле логической их взаимосогласованности» [3. С. 287]. Третий принцип означает признание делимости всего сущего в связи с тем, что в основе его лежат особого рода духовные атомы, обладающие самостоятельностью.

Помимо названных Лейбниц выделяет еще принципы:

(5) полноты и (6) всеобщего совершенства. «Пятый и шестой принципы в  применении к процессу познания  означают, что познающий субъект  в каждый момент своего бытия  обладает возможной для этого  момента ясностью восприятия  и полнотой знания, а в дальнейшем  его знания возрастают в направлении  к познавательному максимуму,  т. е. к тому, что называют  абсолютной истиной» 

[3. С. 291]. Далее идут еще такие  принципы: (7) фиксирующий переход  возможного в действительное; (8) базирующийся на законе объединенного  тождества, представляющего собой  синтез формально-логических законов  противоречия, тождества и исключенного  третьего; (9) вытекающий из закона  достаточного основания, согласно  которому «как существование  и изменение всякой вещи, так  и истинность или ложность  того или иного утверждения  могут иметь место только на  определенном основании» [3. С. 296];

(10) принцип всеобщей связи; (11) максимума  и минимума (все в мире приходит  к максимальным результатам при  минимуме средств). По Лейбницу, «природа  щедра в своих действиях и  бережлива в применяемых ею  причинах». Суть принципа в  ориентации на то, чтобы при  минимуме правильно избранных  приемов достичь максимума результатов.

На формирование онтологических представлений  мыслителя и создание его учения о монадах значительное влияние  оказали открытия ученых того времени  и возрождение атомизма.

Согласно Лейбницу, монады – простые, неделимые субстанции, «истинные  атомы природы», или «элементы  вещей», обладающие при всей их малости  неисчерпаемым содержанием и  большим потенциалом активности. Однако монада – нечто нематериальное. Она является вечной и неуничтожимой  и выступает центром деятельной силы. Уничтожить монаду можно только сверхъестественным путем. Монады отличаются друг от друга и находятся в  непрерывном изменении. Они индивидуальны, по характеру их развитие является саморазвертыванием заложенного в  них знания.

Лейбниц делит монады по степени  развития на: простые, или голые, обладающие лишь смутными представлениями; монады – души, обладающие ощущениями и  представлениями (животные); монады –  духи (разумные существа – люди).

В учении о монадах Лейбниц отразил  свое понимание природы диалектики развития всего сущего, не отрицающей ни Божества, ни предустановленной  гармонии, ни самодеятельности субстанции.

Лейбниц, критикуя локковский сенсуализм, отстаивал мысль о том, что  разум и интеллект не сводимы  к чувственности. Мыслитель полагал, что идеи у человека имеют врожденный характер. Но чтобы извлечь из них  знание, необходимы умственные усилия. Для этого, по Лейбницу, надо опираться  на логику. При этом истины явлений  должны быть соотнесены с истинами сущности, истины факта с логическими  истинами.

Положительное значение философии  мыслителя определяется значительным вкладом в развитие диалектики как  особого раздела философии.

Западноевропейская  философия XVIII в.

4.После закрепления своего классового господства и установления мира со своими бывшими противниками английская буржуазия в лице своих идеологов отходит от эмпиризма, тяготеющего к материализму, и переходит на позиции субъективного идеализма.

Одним из ее идеологов был Джорж  Беркли (1685 – 1753). Его философские  сочинения рассматриваются отечественными историками философии как реакция  на демократические учения предшествующего  времени. Он видел в атеизме большую  опасность для умов. Будучи священнослужителем, он выступил против материализма.

Беркли в сочинениях «Опыт теории зрения» (1709), «Трактат о принципах  человеческого знания» (1710) (основная работа), «Три разговора между Гилосом  и Филонусом» (1713) и др. раскрывает свою философскую систему субъективного  идеализма.

Своеобразие философии Д. Беркли заключается  в том, что он стремился защитить религию от материализма. С этой целью идеи материализма он истолковывает  в субъективно-идеалистическом духе. Соглашаясь с тем, что человек  постигает мир с помощью ощущений, он превращает их в основу не только познания, но и нашего мировоззрения. Ощущения в понимании Беркли –  это единственная реальность, с которой  имеет дело познающий субъект. По Беркли, существуют лишь ощущения, а  материя не существует. Она –  предрассудок материалистов. Конкретные материальные вещи – это, согласно его представлениям, модификации  сознания.

Информация о работе Западноевропейская философия XVII в