Западно-европейский позитивизм (Конт, Спенсер, Миль, Мах)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Западноевропейская философия представляет собой разнообразие направлений и школ, но доминирующим в ней был ряд тенденций. Одни философы продолжали отстаивать и наполнять новым содержанием те ценности, которые разрабатывались в XVII — XVIII вв. философами этого региона. К этим ценностям относятся: вера в разум человека, в его лучшее будущее, в науку, в совершенствование познания, в социальный прогресс. Они сконцентрировали свое внимание на проблемах теории познания и науки. Другие скептически отнеслись ко многим ценностям духовной жизни прошлого и пытались создавать новые, почувствовав приближение эпохи революционных потрясений и войн, обратить внимание на опасности, таящиеся в будущем.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 89.66 Кб (Скачать файл)

Введение

Западноевропейская философия  представляет собой разнообразие направлений и школ, но доминирующим в ней был ряд тенденций. Одни философы (О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер и др.) продолжали отстаивать и наполнять новым содержанием те ценности, которые разрабатывались в XVII — XVIII вв. философами этого региона.

К этим ценностям относятся: вера в разум человека, в его  лучшее будущее, в науку, в совершенствование  познания, в социальный прогресс. Они  сконцентрировали свое внимание на проблемах  теории познания и науки. Другие (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и  др.) скептически отнеслись ко многим ценностям духовной жизни прошлого и пытались создавать новые, почувствовав приближение эпохи революционных  потрясений и войн, обратить внимание на опасности, таящиеся в будущем. Третьи уделяли главное внимание вопросам организации человеческой деятельности (прагматисты). Четвертые предметом  своих размышлений сделали проблемы онтологии и философской антропологии (экзистенциалисты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и  развитие позитивизма.

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом  Огюстом Контом (1798 — 1857).

 Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению в том, что человеческий интеллект, в своем развитии проходит три стадии: «В силу самой природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; и, наконец, состояние научное, или позитивное». Когда-то люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии, затем человеческий разум возвысился до филос. (метафизического) объяснения; в 19 в. филос. объяснение должно уступить место научному познанию мира. Отсюда вытекает негативное отношение к философии, характерное для П.: философия уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. В этом же причина высокой оценки науки и научного подхода: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.

Для Конта, как и для  П. вообще, главным в науке являются факты — твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки — собирать эти факты и систематизировать  их. Миф, религия, философия стремились объяснять явления, указывая на некоторые  сущности, лежащие за явлениями и  порождающие их.

 Во Франции этого  течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере  невоспринимаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагали позитивисты, как религиозные, так и филос. весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой констатацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами, в замене слова «почему» словом «как» (Конт). Т.о., основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки — описание: «Все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения». (Конт).

Стремление Конта и  его последователей освободиться от умозрительных спекуляций и опереться  на надежное знание имело под собой  вполне определенную историческую почву. Идеи фр. просветителей 18 в. привели  в конечном итоге к революционному потрясению Франции и к кровавым наполеоновским войнам, длившимся более  четверти века. Учение Г.В.Ф. Гегеля о  том, что развитие природы обусловлено  саморазвитием абсолютного духа, находилось в резком противоречии с  научным подходом к изучению природы. Все это порождало подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим  за пределы того, что доступно простому и надежному наблюдению.

 

Основные положения  позитивизма.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный  метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа».

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние  на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке  неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты  перенесли на всю философию в  целом. Так возникла идея очищения науки  от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии  и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

 

Стадии истории  человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
  • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
  • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
  • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

 

Теория позитивизма  Герберта Спенсера.

Иные политические взгляды  с позиций позитивизма отстаивал  Г. Спенсер - родоначальник органического  направления в социологии.

 Сравнивая общество  с биологической организацией  животных, а его развитие - с биологической  эволюцией, он исходил из длительности  и постепенности общественных  преобразований на основе медленных  изменений социальной наследственности, из способности общества к  саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.

В отличие от Конта, Спенсер  признает концепцию естественного  права и использует ее для обоснования  индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении  общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право  игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию  индивида.

Спенсер испытал определенное влияние позитивизма Конта, с  которым встречался во время поездок  во Францию. Но это влияние было относительно небольшим. Спенсер даже высказал свое критическое отношение к французскому философу в эссе "О причинах разногласия с философией Конта".

Философия в понимании  Спенсера занимается феноменами, имеющими чувственный характер и поддающихся систематизации. Эти феномены обусловлены нашими познавательными способностями, но они суть проявления в сознании бесконечного, безусловного, не данного в познавательном опыте. "Любая история чего-либо, — писал Спенсер, — должна включать свое появление из невоспринимаемого и исчезновение в невоспринимаемое". Наличие Непознаваемого свидетельствует, что первые причины всего происходящего недоступны интеллекту. Разница между подходом философии и науки, по Спенсеру, чисто количественная, зависящая от степени обобщения ими феноменальных данных. Все знание он делит, во-первых, на знание необъединенное (это, в основном, обыденное знание), во-вторых, на знание частично объединенное, т.е. знание научное, которое расширяет и систематизирует факты обыденного опыта и служит средством приспособления человека к внешней среде. И, в-третьих, философия оказывается полностью объединенным знанием. Она подразделяется на общую философию и философию специальную. Первая призвана прояснять главные понятия, т.е. осуществлять концептуальный анализ. Вторая согласует эти понятия с опытными данными разных предметных областей, т.е. интерпретирует их.

Герберт Спенсер — мыслитель, весьма влиятельный в свое время  в различных странах мира (включая  Россию, где были изданы все его  основные работы), в начале XX в. теряет популярность как в среде ученых, так и философов и общественных деятелей. Однако идеи английского мыслителя, например: его структурно-функциональный подход или теория равновесия, время от времени привлекают внимание специалистов в разных областях. Независимо от данного обстоятельства эволюционные идеи Спенсера — важная страница в истории позитивистского движения.

 

Позитивизм Джона Стюарта Милля.

Джону Стюарту Миллю (1806— 1873) суждено было стать крупнейшим британским философом XIX в. Милль-младший  никогда не занимался академической  деятельностью — его жизнь  была связана с Ост-Индской компанией, в которую он поступил в 1823 г. и  которую возглавил в 1856.

Значительным интеллектуальным событием в жизни Д.С. Милля стало  его знакомство с идеями О. Конта. В 1841 г. началась их переписка, хотя лично  они не встречались. Милль всегда высоко отзывался о французском  философе, посвятив его взглядам книгу "О. Конт и позитивизм" (1865). Вместе с тем в литературе зачастую преувеличивается влияние Конта на Милля. Последний положительно оценивал контовскую трактовку научного знания и его отношения к философии, различение социальной статики и динамики, а также "закон трех стадий", рассматривая позитивную стадию как высшее состояние человеческого общества. Однако Милль дистанцировался от политических взглядов "позднего" Конта, не принял его "религию человечества". Кроме того, от Конта его отличает интерес к логике наук (в том числе и "моральных", т.е. психологии, этологии — науки об образовании характера, и социологии), в которых следует искать каузальные объяснения, а не только описывать и систематизировать чувственно воспринимаемые факты. Милль подчеркивал как общие черты, так и особенности логики социологического и физического знания. Например, он говорил об "обратно дедуктивном (историческом) методе", свойственном общей социологии.

В центре взглядов Милля  оказалась классическая проблема соотношения  материи и сознания. В этой области  он был решительным противником  тезиса о дуализме двух субстанций. Материя и сознание были сведены  им к определенным сочетаниям ощущений. Так, материя выступает в его  учении как "постоянная возможность  ощущений", физические тела — как  комплексы "одновременных возможностей ощущений". В обосновании феноменальной  онтологии Милля возможные ощущения играют даже большую роль, нежели действительные. В этом смысле он был одним из сторонников диспозиционального описания явлений, из которых складывается наша картина мира. Подобный подход лишает материю и сознание субстанциальности и по существу исключает психофизическую проблему в ее традиционной постановке.

Сильной стороной концепции  Милля была внутренняя связь логики, этики, социальной философии и либерального курса в политике. Д.С. Милль был  одним из представителей английской политической экономии. Он критиковал крайние интерпретации принципа свободной конкуренции, сторонники которых считали ее чуть ли не "естественным законом". Милль был того мнения, что свободный рынок и его  законы не являются неким "естественным состоянием". Они внедряются благодаря  особым действиям людей, институтам, установлениям. В процессах, способствующих продвижению вперед рыночных отношений, Милль также отводил особую роль хорошо продуманному законодательству и правовым реформам.

Информация о работе Западно-европейский позитивизм (Конт, Спенсер, Миль, Мах)