Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:59, реферат
Описание работы
Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма - «древнейшей из мировых религий откро-вения», по словам М.Бойс - личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для раз-мышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны много-томные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5 1.1 Истоки религии………………………………………………...5 1.2 Пантеон…………………………………………………………6 1.3 Священные тексты…………………………………………….7 1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9 1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10 1.6 Зороастризм в современности……………………………….10 Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12 2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12 2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13 2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14 Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19 Заключение………………………………………………………………22 Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………………………
В продолжение темы
времени жизни Зороастра хотелось бы отметить,
что они определены весьма расплывчато.
Согласно традиционной пехлевийской хронологии,
которой следуют такие мусульманские
авторы, как ал-Бируни, точная дата Зороастра
- 258 лет до Александра Великого. Дело в
том, что зороастрийцы вели счёт лет, отправляясь
от какого-либо важного события в жизни
пророка. В данном случае имеется в виду
переход царской власти от Дария III к Александру
Великому, который произошёл спустя 258
лет с начала эры Зороастра. Сначала у
зороастрийцев существовала твёрдая «эра»
- отсчёт годов от времени пророка, однако
Александр настолько поразил их, что даже
время жизни пророка они стали определять,
используя формулу «за столько-то лет
до Александра». Переход власти произошёл
в 330 г. до н.э. Следовательно, мы получаем
588 г. до н.э. (258 + 330) в качестве даты начала
эры Зороастра. Проведя ряд исследований,
Р.Фрай называет дату 628 - 551 гг. до н.э. По
другим подсчётам, Заратуштра жил с 660
по 583 г. до н.э.
Р.Фрай аргументирует
свою версию тем, что время жизни Будды
вычислено таким же способом - были использованы
сведения о событиях из жизни пророка,
происходивших за столько-то лет до царствования
Ашоки.
Дж.Хиннелс на основании
результатов современных лингвистических
исследований называет дату 1200 г. до н.э.,
т.е. время, когда Персия выходила из каменного
века. Он полагает, что «… это делает его
первым из великих пророков всемирных
религий». [5, с.81]
Мэри Бойс в своих работах
отчетливо доказывает, что никак нельзя
датировать его рождение именно этим годом,
а полагается всегда на разную дату в своих
изданиях работ. В последнем издании дата
рождения Заратустры колеблется между
XV и XII веками до н.э.
Греческие авторы, о
которых мы уже говорили выше, называют
явно фантастическую дату - 6 тыс. лет до
смерти Платона, что, скорее всего, является
недоразумением, связанным с зороастрийской
космической хронологией, о которой мы
уже упоминали.
Что же касается родины
великого пророка, то здесь мы опять сталкиваемся
с различными гипотезами.
Например, в одном средневековом
иранском источнике упоминается некая
область Арьяна Вэджа (Арианам Вайджа),
неизвестная до сих пор.
П. Глоба утверждает,
что местом рождения Заратуштры является
Россия. Он подкрепляет свою версию тем,
что именно в степи между Челябинской,
Оренбургской областей, Башкирией и Казахстаном
археологи нашли древний город, храм и
обсерваторию Аркаим. Вот что пишет по
этому поводу сам П. Глоба: "Я считаю,
что царство Виштаспы занимало пространство
от Волги до Урала. Это Жигулевские холмы,
Приволжская возвышенность. Большая территория,
по площади сопоставимая с Францией. Столица
была где-то в центре царства, на излучине
рек в районе Самары, Жигулей. Климат тогда
был другой, менее континентальный. После
смерти царя Виштаспы и его детей туда
опять пришли карапаны и выгнали зороастрийцев.
Но это царство уже инициировано Заратуштрой,
там осталось много его учеников".
М.Бойс также полагает,
что родиной пророка следует считать Россию:
«Долгое время считалось, что он [Заратуштра]
жил в Азербайджане, на северо-западе древнего
Ирана. Современные исследования показали,
что такого быть не могло. Исходя из содержания
и языка сложенных Зороастром гимнов,
теперь установлено, что в действительности
он жил в азиатских степях к востоку от
Волги». [10,с. 9]
Р.Фрай рассматривает
вопрос о родине Зороастра следующим образом:
«Большинство исследователей ныне согласно
в том, что пророк жил и выступил со своим
учением в Восточном Иране. Зороастрийская
традиция помещает пророка в Азербайджан,
но географический горизонт Авесты ограничен
Восточным Ираном, так что позднейшее
перенесение его деятельности на территорию
Западного Ирана должно объясняться политическими
условиями…. Лингвистические данные также
говорят в пользу отнесения пророка к
Восточному Ирану». [1, с.53 - 54]
Теперь, когда мы более-менее
разобрались со временем жизни и родиной
Заратуштры, вкратце изложим его биографию,
опираясь в первую очередь на «Гаты» -
вдохновлённые гимны-изречения, предположительно
сочинённые им самим. Зороастр предстаёт
в Гатах как проповедник новой веры, профессиональный
жрец, реформатор, борющийся и страдающий
человек.
В Гатах, в частности,
упоминается о том, что он вёл своё происхождение
из небогато рода Спитамы. Его отца звали
Поурушаспа, а мать Дугдова. Он не был богатым.
Также в Гатах мы встречаем обещание некоего
лица подарить ему одного верблюда и десяток
лошадей. В другом варианте, наоборот,
говорится, что род Спитамы был очень богатый.
Заратустра был третьим
ребёнком из пяти в семье и в 15 лет стал
священнослужителем. К этому времени он
уже приобрёл репутацию мудрого человека.
В возрасте 20 лет он ушёл из дома и отправился
путешествовать по стране в поисках истины.
Он также интересовался верой людей. Его
странствования продолжались 10 лет.
Затем в возрасте 30
лет он встретился с самим Ахура-Маздой
и его ангелами. Это было его первое и самое
удивительное видение. Оно было дано ему
на берегу реки Дайть, недалеко возле дома,
где он жил. Перед Зороастром возникла
фигура ростом "в девять раз выше человека".
Это было не что иное, как главное божество
верховной триады иранского пантеона
богов - Вогу-Мано («Благая Мысль»). Он задал
Зороастру несколько вопросов, а затем
велел ему отделиться от своего материального
тела и как бесплотная душа взойти к Ахура-Мазде.
Интересно, что когда Зороастр появился
на небесном собрании, он не увидел своей
тени "по причине яркого света ангелов",
окружавших его.
Затем он выдержал три
страшных, нечеловеческих испытания, и
тогда ему открылась истина. Ахура-Мазда
дал Зороастру наставления по поводу своей
религии и призвал его быть своим пророком.
После этой встречи он сразу же стал активно
проповедовать в своём родном селе. Местные
жрецы, узнав об этом, решили его казнить,
однако за него вступился местный князь
Виштаспа, и Заратуштру освободили от
казни.
Поначалу учение Заратустры
не пользовалось успехом; единственным
его последователем был его собственный
брат. Даже князь, который симпатизировал
Заратуштре и внутренне принял его учение,
под давлением своих родственников был
вынужден отказаться от него.
Однако, в конце концов
князь Виштаспа был обращён в зороастризм,
и с этого момента началось распространение
новой веры.
Так Заратуштра в 42
года стал царским советником. Виштаспа
приказал записывать его изречения на
воловьих шкурах золотыми буквами и собрал
целую библиотеку из 12 000 шкур. По преданию,
это была полная запись Авесты. Но, к сожалению,
Александр Македонский уничтожил эту
коллекцию вместе со стихами Заратустры,
которых, тоже по преданию, было два миллиона.
Заратустра был дважды
женат, один раз на вдове, другой - на девственнице.
От первого брака у него было два ребенка,
а от второго - четыре, из которых только
один мальчик.
Заратустра прожил
77 лет и 40 дней. Он знал заранее, что умрет
насильственной смертью, а потому последние
40 дней провел в непрерывной молитве. По
преданию, его убил жрец древней религии,
которую отверг Заратуштра. Однако, как
считают исследователи, такие данные очень
условны и возвращают нас больше к мифологии,
чем к реальным событиям.
Следует также заметить,
что описанную выше биографию Заратуштры
следует считать пониманием её некоторыми
исследователями на основании древних
текстов.
Еще по одной версии
Заратустра родился у Порушаспы после
того, как тот выпил сок хаомы (сомы). Этот
чудодейственный напиток играет немаловажную
роль в зороастризме. Его связывают с коноплей,
с эфедрой, и даже с мухомором, однако,
что это за растение, твердо сказать нельзя.
Порушаспа был четвёртым из людей, выпивших
сока. После этого у него родился сын -
великий пророк и мудрец.
В других вариантах
образ Заратуштры полностью лишён человеческого
начала: после сотворения мира Ахура-Мазда
создал его духовную сущность, которую
потом поместил в ствол дерева. После схватки
добра со злом Заратустра воплотился в
человека, после чего он был озарён светом
истины, исходившим из ствола этого дерева.
В этом рассказе Заратустра предстаёт
как посредник между богом и людьми. Также
в нём [рассказе] можно найти много совпадений
с христианством и мифологией других древних
народов, в частности, с мифом о Прометеем,
давшем людям огонь.
Таким образом, мы видим,
что мнение об историчности Зороастра
имеет полное право на существование.
Перейдём теперь к следующей части нашей
работы - образе Заратуштры в книге Ф.Ницше
«Так говорил Заратустра»
Глава 3. Образ
Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил
Заратустра»
«Слушайте,
я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек
- смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет:
да будет сверхчеловек смыслом земли!»
Ф.Ницше
«Книга для всех и ни
для кого» - именно так звучит подзаголовок
«Заратустры» Ф.Ницше. Так необычно гениальный
философ определил круг своих читателей.
Он писал ее в феврале
и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло
и в феврале 1884 г. в Сильсе. Через год Ницше
создал четвертую часть поэмы, такую лично-интимную,
что вышла она всего в 40 экземплярах за
счет автора для самых близких друзей.
“По утрам я взбирался
по южной красивой гористой дороге, по
направлению к Зоагли. Здесь мне пришло
в голову все начало Заратустры, даже больше
того - Заратустра сам, как тип, явился
мне...” - так рассказывает Ницше о посетившем
его вдохновении.
Это, поистине, самая
великолепная из написанных Ницше книг.
Сам автор считал ее "самой глубокой
из всех книг, которыми обладает человечество".
Он также писал, что «…п??????????? ??? ??????? ??
?????? ???????, ??? ????? ?????????, ??????? ???????? ?????? ?????????
??????». Форма притчи, используемая в книге,
заимствована из Библии и больше всего
напоминает евангельские проповеди Иисуса
Христа и рассказы о событиях, происходящих
с ним и его учениками. Разумеется, что
сравнивать Христа и Заратустру, по меньшей
мере, нелепо, однако, скорее всего, именно
такого сравнения и выбора между ними
и желал от своего читателя Ницше. Дело
в том, что в своем читателе он видел последователя
для своего Заратустры.
Книга «Так говорил
Заратустра» - это своеобразный вызов
великого мыслителя христианству «как
явлению ложному и губительному». По этому
поводу Н.Бердяев пишет: «Явление Ницше
имеет огромное значение для судьбы человека.
Он хотел пережить божественное, когда
Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда
мир так низок, пережить подъем на высоту,
когда мир плоский и нет вершин. Свою религиозную
тему он выразил в идее сверхчеловека,
в котором человек прекращает свое существование.
Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал
почву для явления сверхчеловека».[14]
Как мы уже упоминали,
идея Сверхчеловека становится ключевой
для Ницше во время создания «Заратустры».
Вот как Ницше определяет свой идеал: "Сверхчеловек
- смысл земли". "Что такое обезьяна
в отношении человека? Посмешище или мучительный
позор. И тем же должен быть человек для
сверхчеловека: посмешищем или мучительным
позором". "Поистине, человек - это
грязный поток. Надо быть морем, чтобы
принять в себя грязный поток и не сделаться
нечистым... сверхчеловек - это море, где
может потонуть ваше великое презрение".
Его тяготит сознание
того, что поневоле он является пленником
природы, его свободной натуре тесно в
открывшихся ему перспективах.
Следует также отметить,
что работа над созданием книги была крайне
тяжела для Ницше, особенно в моральном
плане. В моменты отчаяния он спорил сам
с собой прямо на страницах своих рукописей.
В такие моменты он призывал на помощь
своего героя - Заратустру.
Каким же предстаёт
перед нами Заратустра в книге и почему
Ницше хочет показать его нам именно таким?
Прежде всего, хотелось
бы отметить, что в своём произведении
Ницше полностью отождествляет себя с
Заратуштрой, он как бы сливается с ним.
По сути, через уста Заратуштры Ницше доводит
до читателя свои грандиозные идеи и замыслы,
нимало не заботясь о том, что сам Заратуштра
эти идеи, вероятно, и не поддерживал. В
этой проекции Ницше предстаёт перед нами
в качестве некоего божества, а Заратустра
играет самую подходящую для него роль
- роль пророка.
Эту же мысль высказывает
Л.З.Немировская, описывая упоминаемые
в книге три превращения духа: «Устами Заратустры
три превращения духа в человеке выделяет
Ницше: "как дух становится верблюдом,
львом верблюд и, наконец, ребенком становится
лев". Прежде всего, на пути достижения
свободы духа необходимо познать тяжесть,
трудное, чтобы преодолеть свою слабость.
"Не значит ли это: унизиться, чтобы
заставить страдать свое высокомерие?..
Все самое трудное берет на себя выносливый
дух, подобно навьюченному верблюду...
спешит и он в свою пустыню". [13, с.64]
Таким образом, мы видим,
что, создавая своё произведение, Ницше
по каким-то причинам не захотел высказывать
свои идеи от своего лица. Ему нужен был
некий персонаж, который бы делал это за
него, а сам Ницше тем временем как бы оставался
в тени, но, тем не менее, незримо присутствовал.
Таким персонажем и стал Заратустра. А
может быть, именно Заратустра смог стать
тем связующим звеном между задумкой и
реализацией произведения Ницше, которого
так не хватало ему для выражения своей,
по сути, уже созревшей концепции Сверхчеловека?
Возможно ли, что на месте Заратустры мог
оказаться любой другой загадочный персонаж?
Так или иначе, совершенно очевидно одно:
образ Заратуштры так удачно вошёл в общую
композицию произведения, что не только
выполнил поставленную перед ним задачу,
но и стал неразрывно связан с концепцией
Ницше о Сверхчеловеке.