Здоровье в медицине, обществе, философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 01:29, реферат

Описание работы

Тема здоровья всегда была весьма актуальна и чаще всего рассматривалась в медико-биологическом, психическом и социальном аспекте. При этом изучается здоровье одного человека, что приводит к односторонности взглядов. Только философское осмысление человека и его здоровья лишено этой односторонности, так как синтезирует историю становления и развития человека как субъекта общества и культуры. Недаром практические рекомендации древнекитайских, древнеиндийских, и древнегреческих медиков в отношении построения здорового образа жизни опирались на философские представления о целостности мира и активной жизнедеятельности человека в нем.

Содержание работы

1. Введение. Проблема здоровья человека.
2. Вопросы здоровья человека в истории философии.
3. Современные концепции здоровья.
4. Здоровье в системе детерминационных связей.
5. Современное состояние медицины здоровья.
6. О роли философии в медицине здоровья.
7. Заключение.

Файлы: 1 файл

фил.реф.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение. Проблема здоровья человека.
  2. Вопросы здоровья человека в истории философии.
  3. Современные концепции здоровья.
  4. Здоровье в  системе детерминационных связей.
  5. Современное  состояние медицины здоровья.
  6. О роли философии в медицине здоровья.
  7. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1. Введение. Проблема здоровья человека.

Известно, что в мире немало людей, имеющих все необходимое для здоровой жизни  и тем не менее испытывающие серьезные проблемы со здоровьем. Тема здоровья всегда была  весьма актуальна и чаще всего рассматривалась в медико-биологическом, психическом и социальном аспекте. При этом изучается здоровье одного человека, что приводит к односторонности взглядов. Только философское осмысление человека и его здоровья лишено этой односторонности, так как синтезирует историю становления  и развития  человека как субъекта общества и культуры.  Недаром практические рекомендации древнекитайских, древнеиндийских, и древнегреческих медиков в отношении построения здорового  образа жизни опирались на философские представления о целостности мира и активной жизнедеятельности человека в нем.

Проблема человека и его здоровья в истории  философии не менее существенна, чем проблема осознания смысла его жизни. При кажущейся очевидности здоровье человека - наисложнейшее само по себе жизненное явление, ибо оно требует создания необходимых условий не только естественно-природного, но и социально-гуманитарного свойства. Здоровье человека – это не просто его хорошее самочувствие, но и творческий настрой  на его же развитие и совершенствование. Всегда считалось,  что быть здоровым человеком -  значит  спонтанно и надежно адаптироваться к любым изменениям во внешне природной и социальной среде. Выдвижение  здоровья в число первоочередных задач  развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления  этого феномена, показывает актуальность развертывания  соответствующих научных исследований, в том числе и  на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья  требует разработки целого комплекса вопросов, которые, возможно, могут быть разрешены  только на основе международного подхода, предусматривающего участие специалистов  различных областей знаний:  биологов, психологов, социологов, экономистов, врачей, философов  и многих других.

Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии, подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины:

  1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья как системного образования, что позволит определить  закономерности формирования, сохранения и развития здоровья. Центральной методологической проблемой  современной медицины является разработка  теории здоровья.
  2. В  работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные  аспекты этой комплексной проблемы, выработанные на протяжении всей истории развития человека. Однако,  «камнем преткновения» по прежнему остается отсутствие такого определения понятий здоровья, которое позволяло бы его  оценить в  качественных и количественных показателях.
  3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни  (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными.  Философская проблема здорового поведения человека включает целый круг  вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности – ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоровья – вот правильная методологическая установка, которая предусматривает пропаганду  личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем.

 

 

 

2. Вопросы здоровья человека  в истории философии.

В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, также  современность. Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, данные состояния зависят от того, как  «в человеке  смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если « эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении  в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов – современников Гиппократа - также  встречается много рассуждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как  «благо», способствующее духовному  удовлетворению человека. Кроме того, он  рассматривал его как явление, тождественное гармонии. По мнению Аристотеля, здоровье – это гармония, превосходные  душевные и телесные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет беспредельную цель - абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство должно быть направлено на «содействие  здоровью», на «доставление здоровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».

Известный римский  энциклопедист А. Корнелей Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является  непосредственным продолжением учения Гиппократа. Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного слияния четырех элементов, а болезнь - состояние противоположное».  Таким образом, в античный период  здоровье рассматривалось прежде всего как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого период состоит в том. Что они впервые  поставили  проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым  основанием  во всех попытках определить здоровье человека было указано  на правильное соотношение начал.

Своеобразным связующим звеном между античностью и   средневековьем является Абу Али Ибн Сина  (Авиценна). По его мнению, медицина  познает  «состояние человека, поскольку  оно здорово или утратило здоровье», а для сохранения и возвращения здоровья   он  разделил медицину на практическую и теоретическую, где  «одна из них – наука об основах медицины, а другая – о том, как ее применять».

На рубеже 15-16 –х  веков появились  работы  Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться  на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как микрокосм или частичка макрокосма. Таким образом, в средние века мыслителями была предпринята попытка на основе анализа основных воззрений на здоровье человека периода античности дать более полное и глубокое его толкование. Появились градации степеней здоровья. Было также указано на необходимость заниматься непосредственно лечением больных. Ведущей концепцией было определение здоровья человека как  способности безупречного функционирования органов.

Ф.Бэкон  (1561-1626) относил здоровья к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».

Р.Декарт (1596-1650) призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья  и продления жизни с помощью медицинского знания.

Не обошел своим вниманием проблему здоровья и Б.Спиноза (1632-1677), который указывал, что «здоровье – немаловажное средство», но существует и немаловажная необходимость в построении теоретической медицины в целом.

Таким образом, в концепции здоровья, предложенных мыслителями  16-17 веков, делается акцент на том, что для сохранения здоровья  необходимо, прежде всего совершенствовать  изучение закономерностей  функционирования организма человека.

Ведущей концепцией этого периода предстает признание здоровья  человека «первым благом» и основанием всех других благ жизни, то есть выделение в числе основополагающих  ценностного аспекта здоровья

В истории философии и медицины существовало множество попыток показать различие между здоровьем и болезнью, но первую попытку их диалектического анализа мы встречаем у Гегеля (1770 – 1831). «Здоровье, - указывает Гегель, - есть пропорциональность между самостью организма и его начальным бытием; есть такое состояние, когда все органы являются текучими во всеобщем: оно состоит в равномерном отношении органического к теоретическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего бы он не смог преодолеть». Таким образом, переход из одного качественного состояния в другое (из здоровья в болезнь) Гегель выразил через категорию меры, отразив их диалектический характер.

Выдающийся физиолог К.Бернар (1813-1878) утверждал, что  «медицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая медицина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения её целей и выделил её основную направленность – сохранение здоровья.

Идея диалектического подхода к человеческому организму со второй половины 19 века нашла практическое применение в деятельности отечественных клиницистов – С.П.Боткина, Т.А.Захарьина, А.С.Остроумова и других. С.П.Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины.

Таким образом, в период 18-19 веков проблема здоровья занимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела дальнейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его феномена законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состояния, к сохранению которого должна стремиться медицина.

На основании  изложенного достаточно очевидно движение от наивно - материалистического до подлинно научного понимания  здоровья. Благодаря  философам различных направлений и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современные концепции  здоровья.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства и анализа можно условно разделить на группы в зависимости от подходов, используемых для их  концептуального обоснования.

1. К первой группе можно  отнести те концепции здоровья, в которых используется функционально-биологический  подход к определению этого  понятия.

В данном подходе учитывается нормальная функция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном), нормальное течение физиологических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим определениям, рассматривают как «нормальную функциональную способность организма», а также  «готовность каждого внутреннего органа выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохранения  и развития биологических, физиологических и психических функций организма», когда «течение формообразовательных, физиологических и биохимических процессов безраздельно подчиняется целесообразным биологическим закономерностям». Таким образом,  нормальное функционирование организма представляет собой своего рода современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой концепции человек считается здоровым в том случае, если все способности, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так, сто обеспечивают эффективное и гармоничное  функционирование. Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован определением, данным А.Д. Степановым, согласно которому здоровье есть «состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции».

2.   Ко второй группе  можно отнести концепции, в которых  здоровье человека рассматривается  с позиции динамического равновесия  организма, его функций и факторов  окружающей среды. Сторонники такого  подхода полагают, сто здоровье  – такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные условия существования в среде». Здоровье при  таком подходе представляет  собой состояние динамическое (гомеорезис) и статическое (гомеостаз) равновесие  организма и среды, а  критерием оценки равновесия является соответствие структуры и функций организма окружающим условиям.

3. В третьей группе  объединяются концепции, к которых здоровье человека авторы рассматривают, используя социально-биологический  подход. В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается   приоритетное значение. Социальные закономерности для человека и его здоровья признаются ведущими, определяющими его развитие как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или  физических дефектов. Здоровье трактуется как «возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, радостно и свободно жить», как  «… процесс сохранения и развития  психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительной жизнедеятельности».

Информация о работе Здоровье в медицине, обществе, философии