Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 01:29, реферат
Тема здоровья всегда была весьма актуальна и чаще всего рассматривалась в медико-биологическом, психическом и социальном аспекте. При этом изучается здоровье одного человека, что приводит к односторонности взглядов. Только философское осмысление человека и его здоровья лишено этой односторонности, так как синтезирует историю становления и развития человека как субъекта общества и культуры. Недаром практические рекомендации древнекитайских, древнеиндийских, и древнегреческих медиков в отношении построения здорового образа жизни опирались на философские представления о целостности мира и активной жизнедеятельности человека в нем.
1. Введение. Проблема здоровья человека.
2. Вопросы здоровья человека в истории философии.
3. Современные концепции здоровья.
4. Здоровье в системе детерминационных связей.
5. Современное состояние медицины здоровья.
6. О роли философии в медицине здоровья.
7. Заключение.
4. В концепциях четвертой
группы здоровья используется
адаптационный подход в
5. И, наконец, к последней
группе можно отнести
4. Здоровье в системе детерминационных связей.
Конкретизация положения о том, что общей методологией науки является научно-философский метод, заключается в соответствующем использовании принципов диалектического метода познания. Одним из таких принципов является принцип детерминизма. Детерминизм определяется как «философское учение об объективной закономерно связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира». Детерминация имеет в своем составе три следующих компонента:
а) инфрадетерминация (от элементов к данной макросистемы);
б) интердетерминация (детерминация в системах и пределах одного уровня);
в) супрадетерминация (детерминация от систем более высокого порядка к данной системе).
Причем ни один из данных компонентов детерминации не действует самостоятельно. Процессы живой природы детерминируются как составляющими их физико-химическими процессами, так и одновременными взаимодействиями между системами различных форм организации живого, а также условиями всей биосферы. Детерминация имеет три формы: жесткую, статическую и тахистатическую. Первая форма представляет собой однозначное или близкое к нему взаимодействие между отдельными явлениями или процессами. Вторая описывает процессы, вероятностные по форме и относительно определенные по результату. Третья описывает взаимодействия, вероятностные как по своему характеру, так и по результатам.
Используя предложенные компоненты и формы детерминации, можно предположить, что здоровье человека определяется одновременно генетико-биологическими факторами (инфрадетерминационными), супрадетерминационными зависимостями (состоянием окружающей среды, социально-экономическими факторами, особенностями труда, отдыха, образа жизни), а также социально-психологическими факторами взаимодействия между отдельными индивидами, характерными для интердетерминации. Применительно к человеку и его здоровью можно сказать, что различные факторы, детерминирующие его функционирование на разных уровнях, представляют в совокупности системную детерминацию его здоровья. Здоровье человека представляет собой целостное состояние его жизнедеятельности, обусловленное совокупным действием как биологических, так и социальных детерминант. При рассмотрении механизмов социально-биологической детерминации человека необходимо исходить из представлений о нем, как о сложной, многоуровневой системе, характеризующейся взаимной детерминацией, при которой определенное изменение проявляется как каскад взаимосвязанных причинных изменений на всех уровнях.
Изучение факторов, детерминирующих здоровье человека, показывает, что на 50-55 процентов оно определяется образом жизни, на 18-25 - генетическими факторами, на 20-25 – экологическими, на 10-15 зависит от здравоохранения. Данные цифры дают основание для признания ведущей роли социальных факторов в детерминации здоровья человека.
Основной целью детерминационной теории медицины, таким образом, является попытка свести в единую систему все знания, накопленные в определенной области исследования.
Анализ системной детерминации здоровья человека предполагает решение проблемы соотношения социального и биологического в общеметодологическом плане и применительно к различным уровням организации человека.
Поскольку здоровье человека представляет собой специфическую характеристику такого сложного организованного объекта как человек, то, по-видимому, наиболее адекватно его исследование возможно в рамках системного подхода. Как справедливо заметил И.Н.Смирнов, «…интеграция естественно-научного и философского объектов познания человека, в частности его здоровья, становится все более заметной особенностью современной культуры…».
Таким образом, методология системного подхода, изучающего предметы, явления и процессы с позиции их целостности, может помочь более глубоко познать здоровье как многокачественное и многомерное явление. При анализе здоровья как многоуровневой системы необходимо изучение закономерностей процессов интеграции, соединенных в единое целое элементов, входящих в это понятие. Важной является также оценка степени влияния какого-то отдельного фактора или всех вместе взятых, на конечный эффект.
Таким образом, использование методологии системного подхода позволит вычленить элементы здоровья, выявить их взаимосвязь и взаимозависимость в целостной структуре здоровья, что делает ее необходимым средством анализа системной детерминацией здоровья.
5. Современное состояние медицины здоровья.
Сегодня в общественном сознании получает поддержку и признание принципиально новая философско-методологическая проблема, связанная с комплексным изучением жизни человека в целях создания интегральной теории здоровья.
Надо признать, что пока терапевтические, психологические и иные концепции о здоровье человека не связываются в единую научно-теоретическую систему. А это значит, что для построения интегральной теории человека необходимые новые мировоззренческие взгляды на природу в целом и природную сущность человека, его социально-духовные начала, определяющие смысл творческого характера жизнедеятельности.
Вот эту непростую задачу – выработать общую теорию здоровья человека - предпринимает сегодня валеология. Валеология активно заявила о себе как о новом философском направлении в медицине здоровья. По мнению В.В.Колбанова, валеология стала интегральной наукой, представляющей собой « совокупность научных знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека. Сегодня валеология – это системно-интегративная дисциплина, которая объединяет воедино основные концепции медицины, психологии и философии о состоянии и путях укрепления человеческого здоровья. Она нацеливает общество, да и каждую личность, на раскрытие и реализацию творческого потенциала как стержня человеческого здоровья. Отличие так называемой валеологической медицины от традиционной стоит в том, что в центре ее - здоровый человек. А потому ее главной целью является не борьба с болезнями, разработка рекомендаций по укреплению здоровья, увеличение его количества и качества как каждого человека в отдельности, так и всей популяции на протяжении всей жизни. В данном случае можно констатировать, что при безусловном совпадении конечной цели как медицины болезней, так и валеологии – сохранения здоровья, первая занимается изучением и распознаванием болезней и повреждений, а затем путем их излечивания пытается это утраченное здоровье вернуть. Медицина же здоровья имеет предметом своего изучения не болезни, которые являются случайными, здоровье, которое закономерно. При этом очевидным является тот факт, что в данном случае речь идет о двух составных частях медицины, различия между ними происходят только в отношении объекта исследования, его состояния. Таким образом, валеология представляет собой медицину формирования здоровья. Базой для нее являются средства первичной профилактики, среди которых главное место занимает здоровый образ жизни (ЗОЖ), а также так называемая альтернативная медицина. Преимуществом последней, получившей широкое распространение в Индии и Китае, является «… направленность на поддержание здоровья и выявление огромных возможностей человека противостоять недугам при условии выполнения доступных рекомендаций. Эти положения основаны на понимание человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом». И.И.Брехман, говоря о перспективах валеологии, указывает на то, что «…главной целью должно стать увеличение уровня общей неспецифической резистентности организма, обеспечивающей незаболеваемость».
Здоровье человека также во многом зависит от взаимосвязи влияния геномов с влиянием внешней среды (природной и социальной). На этом основании физики и химики, биологи, геологи и ученые других специальностей стремятся найти законы, объясняющие естественные физико-химические процесс, происходящие в организмах человека и животных. Они ищут в живом организме те же взаимосвязи и взаимоотношения, которые объективно существуют во Вселенной. Ученые предполагают, что многие физические и геохимические процессы количественно и качественно задаются живым компонентам.
Земля, согласно В.И.Вернадскому,- живая планета. Поэтому знание и понимание взаимосвязей, функционирующих в живой природе, открывает человеку путь к приобретению им немалой собственной силы, а значит, и здоровья. По-настоящему здоровая личность обладает физическим, психическим и ментально-мировоззренческим здоровьем.
Ведь человек своим разумом и силой своей воли радикально обновил мир, создав иное бытие людей – цивилизованное. Однако, научно-техническая революция, физические и психические факторы, связанные с загрязнением окружающей среды, нервно-психологические нагрузки привели к ситуациям, породившим так называемые болезни цивилизации. Эта проблема усугубляется, так как эти процессы влекут пагубные последствия и сказываются на творческой активности людей, падение общечеловеческих ценностей.
Наряду с проблемами телесного и психического иммунитета возникла проблема углубления и уточнения понятия «духовное здоровье». Оно по своему смыслу близко к нравственному здоровью, ибо олицетворяет собой полнокровную, наполненную идеалами гуманизма и взаимопомощи, пронизанную социально-оптимистическими устремлениями жизнь людей.
Если же философски основательно осмыслить взаимосвязь психического и духовного здоровья людей, то можно сказать, что последнее является высшей ступенью их психического здоровья и важной предпосылкой его совершенствования. Речь идет об области, которая называется сферой духовной жизни человека или его гуманитарной атмосферой. В связи с этим возникли новые проблемы, понуждающие думать о качественно ином синтезе медицины и философии. Сегодня наблюдается технократический подход в научной медицине, Возникает необходимость формирования терапии нового типа- типа идей, мыслей, которая обогатила бы знания медиков, да и всех людей гуманным содержанием. Сегодня мысли и идем ученых, медиков, политиков нуждаются в научно-философском воздействии – гуманитарном.
Современный человек во все большей степени несет персональную ответственность за состояние своего внутреннего мира и за свои слова и поступки. Понимание, а затем философское осмысление объективных взаимосвязей и отношений, существующих в природе, дает всем людям духовную силу для их самобытной созидательной жизнедеятельности. Именно духовная сила в человеке и свидетельствует о его интеллектуальном и нравственном здоровье. Проблема этой силы человека, которая органично связана с культурой мышления и поведения личности,- в осознании роли и значения естественно-научных и гуманитарных знаний в жизни.
В новых жизненных условиях принципиально меняется чувственно-эмоциональное состояние личности и возрастает интеллектуальное напряжение. И совсем не случайно, что идеалом гуманной философии стала здоровая личность. Не зря говорят, что «в здоровом теле - здоровый дух». Здоровый дух содержательно наполняет смыслом всю человеческую жизнедеятельность. Размышляя о феномене здоровья личности, можно сказать, что, если человек теряет уверенность в способности к самосохранению и особенно к самосозиданию, то он не только не в силах бороться против собственных физических или психофизических недугов, но и приобретает комплекс социальной неполноценности.
Философия никогда не пренебрегала осмыслением единства функционирования человеческого духа и тела, материальной сферы духовной атмосферы в обществе, которые обеспечивали людей всем необходимым для их всестороннего и гармоничного развития. По свидетельству античного мира, у бога Аполлона, покровителя искусств, было два сына: одного звали Эскулапом, он лечил тело, а другого – Платоном, он исцелял души людские, но только вместе они делали людей здоровыми.
В настоящее время в философии здоровья одной из неразработанных проблем является проблема освоения общественного здоровья. Безусловно, общественное здоровье складывается из индивидуальных уровней здоровья, но вместе с тем оно никак не может рассматриваться как их арифметическая сумма. При вполне закономерном интересе к индивидуальному здоровью человека, не менее актуально и понимание общих закономерностей функций и структуры общественного организма, которые также объективно отражают закономерности более высокого системного уровня. Именно обобщенная картина, в которую складывается совокупность индивидуальных «здоровий», и будет отражением общественного здоровья, характеризующим, с одной стороны, возможности или вероятности для каждого отдельного человека прожить долгую и здоровую творческую жизнь. С другой стороны, эта совокупность будет характеризовать жизнеспособность всего общества как социального организма (системы), для которого крайне важно оптимальное сочетание функциональной активности всех социальных и возрастных групп населения, поскольку именно от этого зависят объективные возможности и перспективы дальнейшего развития общества, защита территории, поддержание экологического и другого равновесия. При таком понимании общественного здоровья выявляются не только противоречия, но взаимная связь между индивидуальным здоровьем каждого человека, здоровьем популяции и здоровьем народонаселения страны или всего человечества и вместе с тем принципиальный качественный скачок, который становится возможным проследить в диалектике этих категорий.
Информация о работе Здоровье в медицине, обществе, философии