Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:49, контрольная работа
В "Тошноте" и других произведениях Сартр подобным же образом испытывает на прочность глубоко впитавшиеся в европейскую культуру ценности - любовь, в том числе любовь к ближнему, общение и общительность. Даже святые, на первый взгляд, отношения детей и родителей, любящих мужчины и женщины Сартр препарирует поистине безжалостно, выставляя на свет божий те скрытые механизмы соперничества, вражды, измены, на которые сторонники романтизации этих отношений предпочитают не обращать внимания.
В среду Рокантен идет с Самоучкой в кафе обедать в надежде, что на время сумеет избавиться от Тошноты. Делая заказ, он узнает, что Самоучка был военнопленным. Его это заинтересовало, и он приготовился посочувствовать чужим неприятностям. Но Самоучка не стал докучать сплетнями о своих проблемах в библиотеке. Он рассказывает Антуану о своем понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла. Самоучка считает себя гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла «любовь» к этим людям, ему хотелось их всех обнять. И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый восторг. На Рокантена вновь наплывает Тошнота, он не разделяет чувств Самоучки в его любви к людям, он чувствует разочарование и даже ненависть Самоучки. «Мне хочется уйти, убраться туда, где я в самом деле окажусь НА СВОЕМ МЕСТЕ, на месте, где я прийдусь как раз кстати... Но такого места нет нигде, я лишний». «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне это безразлично», – он роняет нож, который хотел вонзить в Самоучку, на тарелку и, весьма неделикатно откланявшись, спешит выбраться на улицу.
Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристает к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.
В субботу Рокантен приезжает
в Париж и встречается с
Анни. За шесть лет Анни очень
пополнела, у нее усталый вид.
Она изменилась не только внешне, но
и внутренне. Она больше не одержима
«совершенными мгновениями», ибо
поняла, что всегда найдется кто-то,
кто их испортит. Раньше она считала,
что существуют некие эмоции, состояния:
Любовь, Ненависть, Смерть, которые
порождают «выигрышные
Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание, заставляет его подумать о её авторе, о певице, которая её исполняет. Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман. Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.
Мысли о прочитанном.
Антуан Рокантен, человек, следующий порывам собственной души. Он богат, не связан повседневными денежными проблемами, гнетущими большинство людей. Он не связан внутренними морально-этическими законами общества. Он не религиозен. Его не интересует власть и политика. Он не влюблен и не тяготится этим. У него нет детей. Он свободен от всех пут связывающих обыкновенного человека! И эта свобода подспудно гнетет его. Он свободен, а это значит, что он лишен тех иллюзий, обычно подменяющих собой смысл жизни. Рокантен не привык задумываться над своими поступками – он делает то, что хочет, и, как следствие, абсурдность бытия приходит к нему не оформленная в его мыслях, а в виде стихийных, захлестывающих его чувств, которые создают у него необходимое настроение и стимулируют движение его мыслей в нужную сторону. Он чувствует свою вещность, он осознает, что существует. Но он не хочет СУЩЕСТВОВАТЬ он хочет БЫТЬ.
Эта внутренняя проблема приводит
Рокантена в состояние
На протяжении всего романа четко прослеживается тема одиночества главного персонажа. Протагонист часто внимательно наблюдает за людьми, за толпой, но эти наблюдения можно сравнить с наблюдениями за животными – Антуан как будто бы даже не считает себя человеком, и уж точно не частью толпы. Людей он видит в далеко не самом лучшем свете. На их существование он тоже смотрит с жалостью, оно для него такое же пустое, как и его собственная жизнь.
Герой практически не общается с людьми, и сильно страдает от этого, от невозможности высказаться хоть кому-нибудь. От этого его жизнь становится ещё сложнее и ещё запутаннее. Но при этом Антуан не ищет человеческого общества, наоборот, он намеренно избегает его, можно сказать, храня своё одиночество, упиваясь им. В этом можно увидеть один из парадоксов романа: герой страдает от одиночества, но он не хочет его нарушать.
Рокантен постоянно думает об абсурдности своего существования, так как его не принимает (или он не принимает) не только настоящее, но и прошлое. Память Антуана богата на воспоминания, в поисках материала для своей книги о маркизе де Рольбоне он объездил много стран, но «Мои воспоминания – словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья»
Размышляя, Антуан приходит к выводу, что его существование не просто бесполезно, а что он – «лишний». Этот страшный вывод герой делает, когда думает, что на самом деле все окружающие его предметы связывает только одно – бесполезность, что они все – лишние. Эта мысль приводит героя к идее самоубийства. «Но моя смерть была бы также излишней. Излишним был бы мой труп, излишней – моя кровь на этих камнях, среди этих растений… я был лишним для вечности» – записывает Антуан в свой дневник.
В конце романа герой находит выход. Антуан Рокантен решает написать роман.
“И найдутся люди, которые прочтут роман, и скажут: "Его написал Антуан Рокантен, рыжий парень, который слонялся из одного кафе в другое", и будут думать о моей жизни, как я думаю о жизни Негритянки – как о чем-то драгоценном, почти легендарном”.
Он нашел свой способ обмануть тошноту, свой способ приобщится к вожделенному миру вещей, которые есть. Он нашел свою цель в жизни, и, проживая последние строки, буквально пронизанные спокойствием, теплым вечером и запахом будущего дождя, физически ощущается, как напряжение покидает его, тошнота отступает, и приходит чувство гармонии.
Северодвинск
2013