Ж. П. Сартр "Тошнота"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

В "Тошноте" и других произведениях Сартр подобным же образом испытывает на прочность глубоко впитавшиеся в европейскую культуру ценности - любовь, в том числе любовь к ближнему, общение и общительность. Даже святые, на первый взгляд, отношения детей и родителей, любящих мужчины и женщины Сартр препарирует поистине безжалостно, выставляя на свет божий те скрытые механизмы соперничества, вражды, измены, на которые сторонники романтизации этих отношений предпочитают не обращать внимания.

Файлы: 1 файл

философия по тошноте.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

В среду Рокантен идет с  Самоучкой в кафе обедать в  надежде, что на время сумеет избавиться от Тошноты. Делая заказ, он узнает, что Самоучка был военнопленным. Его это заинтересовало, и он приготовился посочувствовать чужим неприятностям. Но Самоучка не стал докучать сплетнями о своих проблемах в библиотеке. Он рассказывает Антуану о своем понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла. Самоучка считает себя гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла «любовь» к этим людям, ему хотелось их всех обнять. И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый восторг. На Рокантена вновь наплывает Тошнота, он не разделяет чувств Самоучки в его любви к людям, он чувствует разочарование и даже ненависть Самоучки. «Мне хочется уйти, убраться туда, где я  в  самом  деле  окажусь  НА СВОЕМ  МЕСТЕ,  на  месте,  где  я прийдусь как раз кстати... Но такого места нет нигде, я лишний».  «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе  голову!  И  писал  о  ней невесть  что! Теперь  я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но  мне это безразлично», – он роняет нож, который хотел вонзить в Самоучку, на тарелку и, весьма неделикатно откланявшись, спешит выбраться на улицу.

Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в  низости, в том, что он пристает к  детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.

В субботу Рокантен приезжает  в Париж и встречается с  Анни. За шесть лет Анни очень  пополнела, у нее усталый вид. Она изменилась не только внешне, но и внутренне. Она больше не одержима «совершенными мгновениями», ибо  поняла, что всегда найдется кто-то, кто их испортит. Раньше она считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь, Ненависть, Смерть, которые  порождают «выигрышные ситуации»  — строительный материал для «совершенных мгновений», а теперь поняла, что  эти чувства находятся внутри нее. Теперь она вспоминает события  своей жизни и выстраивает  их, кое-что подправляя, в цепочку  «совершенных мгновений». Однако сама она не живет в настоящем, считает  себя «живым мертвецом». Надежды Рокантена  на возобновление отношений с  Анни рушатся, она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого находится  на содержании, а Рокантен намерен  насовсем переселиться в Париж. Его  все ещё терзает ощущение абсурдности  своего существования, сознание того, что он «лишний».

Заехав в Бувиль, чтобы  собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая  песня, которую он просит поставить  ему на прощание, заставляет его  подумать о её авторе, о певице, которая  её исполняет. Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман. Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мысли о прочитанном.

Антуан Рокантен, человек, следующий порывам собственной  души. Он богат, не связан повседневными  денежными проблемами, гнетущими  большинство людей. Он не связан внутренними  морально-этическими законами общества. Он не религиозен. Его не интересует власть и политика. Он не влюблен  и не тяготится этим. У него нет  детей. Он свободен от всех пут связывающих  обыкновенного человека! И эта  свобода подспудно гнетет его. Он свободен, а это значит, что он лишен тех иллюзий, обычно подменяющих  собой смысл жизни. Рокантен не привык задумываться над своими поступками – он делает то, что хочет, и, как  следствие, абсурдность бытия приходит к нему не оформленная в его  мыслях, а в виде стихийных, захлестывающих его чувств, которые создают у  него необходимое настроение и стимулируют  движение его мыслей в нужную сторону. Он чувствует свою вещность, он осознает, что существует. Но он не хочет СУЩЕСТВОВАТЬ он хочет БЫТЬ.

Эта внутренняя проблема приводит Рокантена в состояние отчуждения от мира людей, и его не устраивает такое положение. Он настойчиво продолжает искать те ниточки, которые смогут заново связать его с миром людей, он продолжает, зачастую не осознавая  этого, искать свой смысл жизни. И он находит свой смысл. В творчестве – в музыке, в живописи, в литературе, он видит отблеск истинного бытия, очищенного от существования.

На протяжении всего романа четко прослеживается тема одиночества  главного персонажа. Протагонист часто внимательно наблюдает за людьми, за толпой, но эти наблюдения можно сравнить с наблюдениями за животными – Антуан как будто бы даже не считает себя человеком, и уж точно не частью толпы. Людей он видит в далеко не самом лучшем свете. На их существование он тоже смотрит с жалостью, оно для него такое же пустое, как и его собственная жизнь.

Герой практически не общается с людьми, и сильно страдает от этого, от невозможности высказаться хоть кому-нибудь. От этого его жизнь  становится ещё сложнее и ещё  запутаннее. Но при этом Антуан не ищет человеческого общества, наоборот, он намеренно избегает его, можно  сказать, храня своё одиночество, упиваясь им. В этом можно увидеть один из парадоксов романа: герой страдает от одиночества, но он не хочет его  нарушать.

Рокантен постоянно думает об абсурдности своего существования, так как его не принимает (или он не принимает) не только настоящее, но и прошлое. Память Антуана богата на воспоминания, в поисках материала для своей книги о маркизе де Рольбоне он объездил много стран, но «Мои воспоминания – словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья»

Размышляя, Антуан приходит к выводу, что его существование  не просто бесполезно, а что он – «лишний». Этот страшный вывод герой делает, когда думает, что на самом деле все окружающие его предметы связывает только одно – бесполезность, что они все – лишние. Эта мысль приводит героя к идее самоубийства. «Но моя смерть была бы также излишней. Излишним был бы мой труп, излишней – моя кровь на этих камнях, среди этих растений… я был лишним для вечности» – записывает Антуан в свой дневник.

В конце романа герой находит  выход. Антуан Рокантен решает написать роман.

“И найдутся  люди,  которые прочтут  роман,  и  скажут: "Его написал Антуан Рокантен, рыжий парень, который слонялся из одного  кафе  в  другое",  и  будут думать  о  моей  жизни, как я думаю о жизни  Негритянки – как о чем-то драгоценном, почти легендарном”.

Он нашел свой способ обмануть тошноту, свой способ приобщится к вожделенному миру вещей, которые есть. Он нашел свою цель в жизни, и, проживая  последние строки, буквально пронизанные спокойствием, теплым вечером и запахом будущего дождя, физически ощущается, как напряжение покидает его, тошнота отступает, и приходит чувство гармонии.  

Северодвинск

2013


Информация о работе Ж. П. Сартр "Тошнота"