Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:23, реферат
Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния. Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых. Ранние трактаты Руссо при всех их крайностях и бросающейся в глаза односторонности проторяют путь к его зрелым сочинениям. Какие-то проявления неравенства неизбежны, поскольку они естественны, но существует и противоестественное неравенство, например резкие различия в степени благосостояния, и оно должно исчезнуть.
I. Краткая биография Жан-Жака Руссо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. Философия Жан-Жака Руссо:
1. «Новая Элоиза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. «Эмиль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. «Общественный договор» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. «Исповедь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. Заключение и вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IV. Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиотека 5баллов.ru
Соглашение об использовании Материалы данного файла могут
быть использованы без ограничений
для написания собственных Во всех остальных случаях полное
или частичное воспроизведение,
размножение или Ó РосБизнесКонсалтинг |
Доклад по истории русской философии
Содержание.
I. Краткая биография Жан-Жака Руссо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. Философия Жан-Жака Руссо:
1. «Новая Элоиза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. «Эмиль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. «Общественный договор» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. «Исповедь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. Заключение и вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IV. Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I. Краткая биография Жан-Жака Руссо.
РУССО, ЖАН-ЖАК (Rousseau, Jean-Jacques) (1712–1778), французский философ, писатель, композитор, родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Мать его умерла в родах, отец оставил Жан-Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси. В 1725, после испытательного срока в конторе нотариуса он стал учеником гравера. В 1728 бежал от мастера и по протекции молодой новообращенной католички г-жи де Варанс определился в семинарию в Турине, был обращен и несколько недель спустя стал слугой в доме г-жи де Верселис. После ее смерти, когда производили опись имущества, Руссо украл маленькую ленту и, уличенный, заявил, что лента досталась ему в подарок от горничной. Наказания не последовало, но позже он признавался, что проступок был первой побудительной причиной приняться за Исповедь (Confessions). Побыв лакеем в другом аристократическом доме и не соблазнившись возможностью добиться повышения, Жан-Жак вернулся к г-же де Варанс, которая поместила его в семинарию для подготовки к духовному званию, однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. В Лозанне он устроил концерт из собственных композиций и был осмеян, после чего жил в Невшателе, где обзавелся несколькими учениками. В 1742 уехал в Париж с багажом, состоявшим из изобретенной им нотной системы, пьесы, нескольких стихотворений и рекомендательного письма от настоятеля кафедрального собора в Лионе.
Его нотная система не вызвала интереса.
Пьесу не хотел ставить ни один
театр. Деньги уже кончались, когда
некий сердобольный иезуит ввел его
в дома влиятельных дам, с состраданием
выслушавших стихи о
В 1750 Рассуждение о науках и искусствах (Discours sur les arts et les sciences) принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость. Это радикальное осуждение прогресса при всей своей парадоксальности не являлось чем-то новым, однако внове были стиль Жан-Жака и его тон, вызвавшие, по свидетельству современника, «почти всеобщий ужас».
Дабы жить в согласии со своими принципами, он выработал программу «независимости и бедности», отказался от предложенной ему должности кассира в финансовом ведомстве и переписывал ноты по десять сантимов за страницу. Когда Дижонская академия предложила в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства», он написал Рассуждение о неравенстве (Discours sur l"inégalité, 1753), где самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм были названы первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии подвергалось осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами. Последовали ответы несогласных, и в завязавшейся дискуссии Жан-Жак продемонстрировал качества великолепного полемиста.
Посетив Женеву и вновь сделавшись
протестантом, Руссо принял в дар
от г-жи д’Эпине, с которой познакомился
несколькими годами ранее, домик
в долине Монморанси – «Эрмитаж».
Безответная любовь к ее свояченице
г-же д’Удето, а также ссоры между
г-жой д’Эпине и Дидро
Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось (11 июня 1762) арестовать автора. Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии). Женева лишила его прав своего гражданина. Появившиеся в 1764 Письма с горы (Lettres de la montagne) ожесточили либерально настроенных протестантов. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди, которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах. В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата самая захватывающая его книга Прогулки одинокого мечтателя (Rêveries du promeneur solitaire). В мае 1778 Руссо уединился в Эрменонвиле, в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом, и умер там от апоплексического удара 2 июля 1778.
II. Философия Жан-Жака Руссо.
Руссо стал проводником новых общественных и политических идеалов в трёх главных его сочинениях: в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре».
1. «Новая Элоиза».
Эта работа написана под очевидным влиянием произведения Ричардсона «Кларисса Гарло». Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, — но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа. «Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора. Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога.
Руссо внёс в «Новую Элоизу» много
и своего, им лично пережитого и
ему дорогого. Сен-Прё — это
он сам, но вознесённый в сферу
идеальных и благородных
2. «Эмиль».
Это произведение посвящено проблеме
воспитания детей. У Руссо были предшественники;
в особенности он пользовался
в «Эмиле» «мудрым» Локком, которого
он, однако, далеко превзошёл, с помощью
идеи контраста между природой и
обществом и присущего ему
чувства или чувствительности. До
Руссо обращение с ребёнком всецело
вытекало, так сказать, из понятия
репрессии, а обучение заключалось
в безалаберном вколачивании определённого
рутиной количества мёртвых сведений.
Руссо исходил из мысли, что ребёнок
— дар природы, как и «естественный
человек»; задача педагогии — развить
вложенные в него природой задатки,
помочь ему усвоить себе необходимые
для жизни в обществе знания, приноравливаясь
к его возрасту, и научить его
какому-нибудь делу, которое помогло
бы ему стать на ноги. Из этой мысли
вытекали все здравые педагогические
идеи и советы Руссо: требование, чтобы
матери сами вскармливали своих детей,
протест против скручивания маленького
тельца в пелёнках, забота о физическом
воспитании и о соответствующей
детским представлениям обстановке,
осуждение преждевременного обучения,
совет изыскивать способы приохотить
ребёнка к учению, развивать в
нём любознательность и наводить
его на необходимые для него понятия,
мудрое указание относительно наказаний
— они должны быть естественным
последствием поведения ребёнка
и отнюдь не представляться ему делом
чужого произвола и насилия над
слабым. В то же время «Эмиль»
может быть назван романом не потому
только, что заключает в себе историю
одного воспитания; по меткому выражению
Песталоцци, это — книга педагогических
бредней. Причина этому заключается
отчасти в искусственной
3. «Общественный договор».
Одновременно с «Эмилем» Руссо издаёт свой «Общественный договор», или трактат «О принципах государственного (публичного) права». Руссо приходит к выводу, что возникшее из неправды общество можно «сделать правомерным» лишь путём «общественного договора». Основная проблема этого договора заключается в том, чтобы найти такую форму ассоциации, благодаря которой «каждый, соединяясь со всеми, повинуется только самому себе и остаётся также свободен, как был прежде». Эта цель, по мнению Pуссо, достигается полным отчуждением каждого члена общества, со всеми его правами, в пользу всей общины на равных с другими условиях. Путём общественного договора, состоящего в самоотчуждении индивидуумов в пользу целого, возникает коллективное и моральное тело (corps), общественное я, одарённое силой и волей. Это целое его члены называют государством — в объективном смысле, в субъективном же — верховным властителем или владыкой (Souverain).
Установив субъект верховной власти, Руссо тщательно определяет её свойства. Она, прежде всего, неотчуждаема, то есть ни к кому не может перейти; это утверждение направлено против учения Гроция и других, что народ, установив государство, передал верховную власть правительству. Затем верховная власть неделима: этим положением Pуссо отрицает распространённую в его время теорию о разделении верховной власти на власть законодательную, исполнительную и судебную. Наконец, верховная власть непогрешима. Субъектом верховной власти служит Общая воля (Volonté générale); она всегда стремится к общему благу и потому всегда права. Чтобы обеспечить торжество общей воли над волей всех, Pуссо требует, чтобы в государстве не было политических и других партий; если же они существуют, то необходимо умножать их численность и предотвращать их неравенство. Владыка не может налагать на подданных каких-либо оков, бесполезных для общества; но так как только самому владыке-народу предоставляется быть судьёй в этом вопросе, то личность, имущество и свобода каждого лица предоставляются безусловному усмотрению верховной власти. Руссо считает необходимой гражданскую религию. За верховной властью он признает право изгонять всякого, кто не верит в ее догматы (существование Бога и бессмертие души).
От владыки (le Souverain) Руссо отличает правительство (le Gouvernement). Правительство может иметь любую форму, но во всяком случае оно ставленник и служитель (ministre) владыки-народа, который имеет во всякое время право его изменить или заменить. Правительству принадлежит лишь исполнение законов; установление их согласно с общей волей, есть дело народа. Таков остов политической конструкции, заключающейся в первых главах «Общественного договора.