Жан-Поль Шарль Эмар Сартр. Философия и её значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:03, реферат

Описание работы

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905-1980), французский философ, писатель, драматург и эссеист. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Окончил Высшую нормальную школу в 1929 и последующие десять лет посвятил преподаванию философии в различных лицеях Франции, а также путешествиям и учебе в Европе. Его ранние работы - это собственно философские исследования. В 1938 он опубликовал свой первый роман Тошнота, а в следующем году выпустил книгу небольших рассказов под названием Стена. Во время Второй мировой опубликовал свой главный философский труд - Бытие и ничто.

Содержание работы

1. Биография Жан-Поля Сартра
2. Философия Жан-Поля Сартра
3. Личное мнение о философии Жан-Поля Сартра  

Файлы: 1 файл

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

АНО ВПО «ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Философия»

«Жан-Поль Шарль Эмар Сартр. Философия и её значение»

 

 

Выполнил студент группы Ю3-5

Буланкин Даниил Владиславович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Омск 2013 

ПЛАН

1. Биография Жан-Поля Сартра

2. Философия Жан-Поля Сартра

3. Личное мнение о философии Жан-Поля Сартра  

ВВЕДЕНИЕ

 

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905-1980), французский философ, писатель, драматург и эссеист. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Окончил Высшую нормальную школу в 1929 и последующие десять лет посвятил преподаванию философии в различных лицеях Франции, а также путешествиям и учебе в Европе. Его ранние работы - это собственно философские исследования. В 1938 он опубликовал свой первый роман Тошнота, а в следующем году выпустил книгу небольших рассказов под названием Стена. Во время Второй мировой опубликовал свой главный философский труд - Бытие и ничто. Успехом пользовались его пьесы «Мухи», развитие темы «Ореста», и «За запертой дверью», действие которой происходит в аду.

Признанный лидер экзистенциалистского движения, Сартр стал наиболее заметным и обсуждаемым автором в послевоенной Франции.. Начиная с 1947 Сартр регулярно публиковал отдельные тома своих публицистических и литературно-критических очерков под названием Ситуации. Среди его литературных произведений наиболее известны – «Дороги свободы»; пьесы «Мертвые без погребения», «Почтительная потаскушка» и «Грязные руки».

В 1950-е годы Сартр сотрудничал  с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с осуждением советского вторжения в Венгрию  в 1956 и Чехословакию в 1968. В начале 1970-х годов последовательный радикализм Сартра проявился в том, что он стал редактором запрещенной во Франции  маоистской газеты, а также принял участие в нескольких маоистских уличных демонстрациях.

К числу поздних работ  Сартра относятся «Затворники Альтоны»; философский труд «Критика диалектического разума»; «Слова», первый том его автобиографии; «Троянки», по мотивам трагедии Еврипида; критика сталинизма – «Призрак Сталина» и «В семье не без урода». «Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года» - биография и критика Флобера на основании как марксистского, так и психологического подхода. «Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года» это последняя фундаментальная работа Жана-Поля Сартра и своего рода сумма его философской, социально-исторической и литературоведческой мысли.

 

БИОГРАФИЯ

 

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (21 июня 1905 — 15 апреля 1980) Родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер.. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев, у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне. О своем детстве Жан-Поль Сартр рассказал в автобиографической повести "Слова" "Когда мне было семь или восемь лет, я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят". Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Бабушка считала Жан-Поля гением, мать - будущим великим писателем. Сам же Сартр довольствовался просто положением вундеркинда. Однако став юношей, он почувствовал себя "обманщиком", смотрящим на мир только чужими глазами. К пятнадцати годам Жан-Поль уже твердо усвоил, что отношения между людьми так или иначе связаны с насилием. Исторические события только укрепили подростка в этом мнении. В 1929 году он познакомился с Симоной Бовуар, девушкой неординарной. Бовуар решила для себя, что удел женщины - скука, тогда как ей хотелось испытать на свете все: и секс, и независимость, и профессиональную радость. Отбросив все условности, она взяла на себя роль крестной матери современного феминизма. Он был небольшого роста, с брюшком, слепой на один глаз. Она отличалась элегантностью, одевалась либо в яркие шелка, либо во все черное. Впрочем, Бовуар пришла в восторг от щедрости и юмора, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценила его интеллект. Следует заметить, что оба они были против брака и поэтому официально Симоной Бовуар так и не стала женой Сартра, но они пробыли вместе всю жизнь. Сартр вскоре начал преподавать философию в одном из лицеев Гавра. В 1933-1934 годы Сартр был стипендиатом Французского института в Берлине, где погрузился в мир феноменологии Гуссерля, познакомился с публикациями Хайдеггера. С тех пор Сартр стал приверженцем феноменологии, благодаря которой он строил свое здание философии. В последние предвоенные годы вышли в свет его книги "Воображение" (1936), "Воображаемое" (1939), "Эскиз теории эмоций" (1940). К нему приходит литературная известность Наконец-то был напечатан его роман "Тошнота" (1938), первоначально отвергнутый издательством "Галлимар", и книга рассказов "Стена" (1939). Нападением Гитлера на Польшу началась новая мировая война. Сартр был мобилизован и нес метеорологическую службу в одном из армейских подразделений. Долгое затишье на французско-германском фронте (так называемая "странная война") позволило ему вести дневниковые записи, в которых уже явственно обрисовывались контуры большого философского трактата В мае 1940 года ударом танковой армады французский фронт был прорван, и Сартр вместе с миллионом соотечественников оказался в лагере для военнопленных. В 1941 году Сартр был освобожден из заключения по состоянию здоровья и оказался в Париже Здесь он организовал подпольную группу под девизом "Социализм и свобода" Название в высшей степени знаменательное это политическое кредо Сартра, считавшего, что социализму (как он существовал в то время) не хватает свободы. Ничего практически существенного группе Сартра сделать не удалось, зато он завершил онтологический трактат и поставил на профессиональной сцене первую пьесу "Мухи". И трактат, и короткая пьеса трактуют об одном и том же, хотя, разумеется, с разной степенью полноты, - о "свободе в ситуации", что, собственно, и является, по Сартру, определением человеческого существования (экзистенции). Отсюда и система его воззрений получила название "экзистенциализм". Когда закончилась война с нацизмом, политическая ситуация необычайно усложнилась, и снова возникла проблема политического самоопределения и морального обоснования своей позиции. Исходные условия задачи четко формулирует один из персонажей пьесы "Дьявол и Господь Бог": "Мир несправедлив; раз ты его приемлешь - значит становишься сообщником, а захочешь изменить - станешь палачом". И тем не менее Сартр свой выбор сделал, - выбор в пользу изменения мира. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена». Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов ими была взорвана его квартира в центре Парижа. Сартр активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро. Политическая деятельность Сартра принесла ему глубокое разочарование и привела к попытке радикально реконструировать свою мысль Он задумал работу "Критика диалектического разума" в двух томах: первый - как теоретическое и абстрактное исследование, второй - как трактовку истории. Однако "Критика" так и не была завершена. Сартр отказался от второго тома после написания лишь нескольких глав. Первый том был опубликован в 1960 году и оценен как "монстр нечитабельности". 1960-е годы - апогей популярности Сартра, в 1964 году Шведская академия присуждает ему Нобелевскую премию по литературе. И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался эту премию принять, чем вызвал самые разноречивые отклики. А он объяснил просто: не принял, потому что это имеет политический смысл и вполне определенный - включение в буржуазную элиту человека, который всегда выступал против буржуазии: "Если бы у нас было правительство народного фронта, я бы с удовольствием принял от него премию", а так это означает возвращение "блудного сына" в ряды буржуазии. С возрастом Сартр становился все непримиримей. Во второй половине 1960-х годов разгорелась война во Вьетнаме при самом активном участии США. Сартр становится председателем "общественного трибунала Рассела", целью которого было расследование фактов геноцида во Вьетнаме. Сартр был участником революции во Франции 1968 года, можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра. К тому моменту 63-летний Сартр решил, что настал час свержения "диктатуры буржуазии" Особенно вдохновлял лозунг бунтующих студентов -"Воображение к власти!", ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности. Но звонкие лозунги делу не помогли, правительство де Голля довольно быстро восстановило порядок, а Сартр окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они "боятся революции". Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает». Весной 1970 года Сартр становится главным редактором маоистской газеты "Народное дело" с целью, как он сам рассказывал, в какой-то мере обезопасить своим авторитетом это издание от полицейских преследований, а для таких преследований основания были. Об этом можно судить даже по интервью, которое Сартр дал в 1972 году, - интервью, многозначительно озаглавленное "Я верю в нелегальность". Сартр увидел в группах экстремистской молодежи "свободу, равенство и братство" и "непосредственную прямую демократию" в противовес представительной, которую он ни в грош не ставил. К оборотной стороне экстремистских молодежных товариществ он был до странности нечувствителен, вплоть до того, что пытался взять под защиту руководящих террористов подпольной "Красной Армии" (правда, осуждая при этом их практику). Так он пытался принять участие в судьбе группы Баадер-Майнхоф, чем вызвал бурю негодования в ФРГ. На президентских выборах в 1974 году он занял позицию "революционного неучастия". По этому поводу Симона де Бовуар заявила в интервью: "Тот факт, что Жан-Поль Сартр не голосует, для меня означает его стремление остаться вне институтов, которое заслуживает уважения". В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни. Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама, когда десятки тысяч человек на утлых суденышках вышли в открытое море, чтобы найти пристанище на чужой стороне; и немалое число их погибло. Жан-Поль Сартр, умер в 1980 году. Официальных похорон не было, перед смертью фмлософ сам просил об этом. Известный французский писатель, активный участник левого движения и крупнейший философ своего времени, превыше всего ценил искренность. Однако по мере того как похоронная процессия продвигалась по левобережному Парижу, мимо любимых писателем мест, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Основой философии Сартра выступает проблема понимания человеческого  бытия как сознательной, свободной  деятельности. Ограничение интереса философа вопросами духовной жизни  людей в их повседневном быту объясняется  тем, что он рассматривает сферу  трудовой экономической деятельности как область, в которой человек  не принадлежит себе, где он подчиняется  навязанным ему нормам, т. е. где он ведет неподлинное существование. Реакцией на подобное состояние у  героев произведений Сартра является чаще всего затворничество или бегство  от неприемлемой действительности. Тема затворничества разрабатывается в  пьесе “За закрытой дверью” с  ее тремя мучительно переживающими  героями в безликом гостиничном  номере, в новелле “Комната”, в  которой в заточении пребывает  душевнобольной муж и не желающая его покидать жена, и, наконец, в пьесе  “Альтонские затворники”, где в качестве затворника выведен бывший офицер гитлеровской армии, а затем затворницей становится его сестра. Тягостное ощущение несвободы, как объективной, так и субъективной, испытывают арестованные испанские республиканцы в новелле “Стена”, ожидающие казни и находящиеся в неволе борцы сопротивления в пьесе “Мертвые без погребения”. В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, обреченности и страданий люди стремятся напрячь все свои силы, чтобы сохранить свое человеческое достоинство.

Сартр относится к уникальной ветки философов – философствующий писатель. Неразрывность философско-литературного творчества Сартра есть факт, который требует объяснения. Для того чтобы переход от философских абстракций к образам художественной литературы был так естествен и органичен, нужна, очевидно, какая-то внутренняя связь между этими родами деятельности.  Ведь ничего по сути дела не дает простая ссылка на то, что некий человек обладает талантом и философа, и литератора. По-видимому, в таких случаях и философия, и литература приобретают специфическую окраску, какие-то особенности, в которых и следует искать нужное нам объяснение.

Сартр превращает в основной материал для философии свою собственную жизнь. Отсутствие отца, пережитое как "отсутствие Бога", ранняя страсть к литературному творчеству, определили философскую ориентацию всей его дальнейшей жизни: "богоборчество", обусловленное отказом зависеть от внешнего "творца", от сущностной заданности человеческого бытия вообще; признание неукоренённости человека в мире, выражающейся в фундаментальной случайности человеческого существования, противопоставленной необходимости бытия "по праву" как неподлинного, ложного образа человека.

Жан-Поль Сартр по праву  считается главой атеистического экзистенциализма во Франции. Из всех философов, причисляемых к этому направлению, лишь он уверенно называл себя экзистенциалистом. Он же был одним из его основоположников. Экзистенциализм- это философия существования. Истоками этой философии служат размышления Гуссерля и Кьеркегора . Это философское направление отрицает рационалистскую классическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность на объективное и субъективное. С точки зрения рационалистов, подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в экзистенции – некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».

Отношение Сартра к экзистенциализму ясно изложены в труде «Экзистенциализм- это гуманизм». В этом труде он защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыве к квиетизму- пассивности. Его размышление последовательно переходит от вопроса к вопросу. Если эссенция (основа, главная сущность чего-либо) предшествует экзистенции, то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: «Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме». Упразднение Бога у философов-атеистов не повлияло на эту концепцию, переименовав «Божий замысел» в «человеческую природу», одинаковую у всех.

Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала  человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная  сущность реализуется человеком  лишь в процессе существования, по своей  воле. «Для экзистенциалиста человек  потому не поддается определению, что  первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.» Под словами  «делает себя сам» подразумевается  наличие у человека желаний и  воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых  человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек  для Сартра это проект, который  переживается субъективно, тем он возвышается  над остальной природой. До появления  человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом  уже обретает сущность. В таком  случае человек ответственен за то что он есть. «Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому  человеку во владение его бытие и  возлагает на него полную ответственность  за существование» - подытоживает Сартр.

Далее Жан-Поль Сартр раскрывает понятия «тревога», «заброшенность», «отчаяние». Для него эти понятия  особенно важны и в данном труде  они предстают не в традиционном, обычном толковании, а в философском.

Итак, Сартр утверждает: «Экзистенциалист охотно заявит, что человек – это тревога.»

Тревога человека возникает  именно из-за того, что он своим действием  утверждает идеал и ценность, выступает  «законодателем». Тревога вызывается сомнением в том, имеет ли человек  право утверждать своими действами  универсальную ценность для всех. Сартр считает, что любой человек  должен испытывать это чувство, а  если он не испытывает - значит он бежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговорить человека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо. Тревога является частью самого действия. Таким образом, Сартр, проводит четкую грань между экзистенциализмом и квиетизмом.

Перейдем к заброшенности. У Сартра заброшенность - это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога, отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и есть свобода. Сартр приводит цитату из Достоевского «Если Бога нет, то все дозволено». У человека нет оправданий, руководств, какие ценности первичны, а какие – вторичны, собственно даже ценностей у него нет. Поэтому ему приходится каждый раз создавать свой собственный идеал и быть ответственным за свой выбор. Так заброшенность приходит вместе с тревогой

Следующее понятие в сочинении- это отчаяние. По словам Сартра отчаяние приходит к человеку в момент, когда  он осознает, что может подлинно рассчитывать лишь на свои силы. «Ведь  человек свободен, и нет никакой  человеческой природы, на которой я  мог бы основывать свои расчеты». Человек не может быть уверен ни в чем, однако это не должно отворачивать индивида от действий. Сартр говорит, что в таком случае надо «просто и не питая иллюзий» делать все, что от тебя зависит в данной ситуации.

В главном уже собственно философском труде Сартра “Бытие и ничто” делается попытка выяснить суть бытия, обусловливающего неподлинность существования. Что означает название "Бытие и ничто"? Здесь соотносятся человеческое сознание и бытие. Как объясняет Сартр: "Сознание есть тотальная пустота (поскольку весь мир лежит вне его)". То есть сознание невещественно, оно есть "не-материя", и поэтому оно остается по ту сторону детерминизма. Оно свободно. Для Сартра "бытие" есть не что иное, как сознающее себя бытие индивида, который властен организовать свое осознание мира. Сартр утверждал, что мы не приходим к глубинному осознанию себя просто за счет более интенсивного и яркого осознания (получаемого, например, при употреблении гиперстимуляторов типа мескалина). Нет, мы делаем это путем наших действий. И этот выбор и действие имеют место не в трансе сознания, а в действительности: "на улице, в городе, среди толпы; вещь среди вещей, человек среди людей".

Информация о работе Жан-Поль Шарль Эмар Сартр. Философия и её значение