Жан-Поль Шарль Эмар Сартр. Философия и её значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:03, реферат

Описание работы

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905-1980), французский философ, писатель, драматург и эссеист. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Окончил Высшую нормальную школу в 1929 и последующие десять лет посвятил преподаванию философии в различных лицеях Франции, а также путешествиям и учебе в Европе. Его ранние работы - это собственно философские исследования. В 1938 он опубликовал свой первый роман Тошнота, а в следующем году выпустил книгу небольших рассказов под названием Стена. Во время Второй мировой опубликовал свой главный философский труд - Бытие и ничто.

Содержание работы

1. Биография Жан-Поля Сартра
2. Философия Жан-Поля Сартра
3. Личное мнение о философии Жан-Поля Сартра  

Файлы: 1 файл

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Построение трактата подчинено  поиску ответов на вопросы: что есть бытие? Что есть человек в качестве специфически "человеческой реальности" как включающей в себя сознание? Каковы подлинные отношения сознания с миром? Каков глубинный метафизический и онтологический смысл фундаментальной  связи между человеком и миром? Чем по самому своему существу должны быть человек и мир, чтобы между  ними была возможна связь?

В этой работе Сартр выделяет три вида бытия: Первое – Бытие-в-себе (être-en-soi): Неосознанное бытие. Вид феномена, который больше, чем наше знание о нём; Второе - Бытие-для-себя (être-pour-soi): Отрицание бытия-в-себе; осознается как недостаток бытия, желание бытия, связь бытия. Для-себя приносит ничто в мир и поэтому может быть отдельным от бытия и образует отношение к другим, тем, что видит, чем они не являются; Третье - Бытие-для-других (être-pour-autrui): Здесь возникает новое измерение, в котором я существует как объект для других. Каждое для-себя ищет, как восстановить своё собственное бытие, делая объект из другого.

Сартр уделяет много внимания проблеме времени. Время у него лишено объективности и полагается “Я”. Временность дана через “ничто”, которое, по существу, и оказывается  источником временности. Для-себя-бытие  “овременяет” свое существование. Иначе говоря, временность признается только как приходящая в мир через человека, только как свойство переживающей человеческой души. Время возможно лишь в форме многих отдельных “временностей”, существующих как отношения “бытия-для-себя” и “бытия-в-себе”, соединенных “ничто”. Особое значение Сартр придает анализу соотношения прошлого, настоящего и будущего. Время и возникает, по его мнению, в процессе постоянного ускользания сознания от тождества с самим собой. Прошлое — это всегда чье-то прошлое, прошлое кого-то или чего-то (предмета, человека, народа, общества и т. д.). Сартр считает, что прошлое всегда оказывается настоящим, но только таким, которое выражает прошлое: “Я есть мое прошлое, — пишет он, — и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире”. Само же настоящее, по Сартру,— это только мгновенное постижение “теперь” или “ничто”, которое ориентирует человека в его отношении к своему прошлому и своему будущему. Настоящее, таким образом, есть чистое “ничто”, не имеющее каких-либо положительных определений. Такое понимание настоящего Сартр противопоставляет “вещистскому”, по его словам, пониманию человека. Соответственно, будущее приходит в мир только с человеческим существованием, как “проект” будущего, где прошлое через заполнение “ничто” настоящего может стать чем-то. Но будущее на самом деле никогда не сможет реализоваться, так как в самый момент осуществления цели оно переходит в прошлое.

Свобода" - ядро всей "антропологии" Сартра. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает. Только в момент выбора человек свободен. Выбор - это не обязательно ''за'' или ''против''. Выбор, по Сартру, это - всегда вопреки! Сартр так же указывал на связь свободы и «ничто». Человеческое сознание, не будучи чем-либо в мире, обречено на свободу, поскольку всегда выбирает само себя, решает, чем ему быть, не имея опоры ни вне, ни внутри себя. Опыт свободы выражается в состоянии тревоги, потому что означает радикальную оторванность от устойчивого существования. В своих действиях человек лишен всякой опоры и каждый раз обнаруживает себя заброшенным в чуждый ему мир, где он должен выбрать сам себя и в результате этого выбора определить и тот мир, в котором он оказался. Причем выбор не может быть как-либо оправдан. Ссылка на правила, моральные нормы или принуждающие обстоятельства не могут служить оправданием. Сартр отмечает несостоятельность аргументов З. Фрейда, представляющего сознание зависимым от бессознательного, которое не может повлиять на автономию выбора, точно так же, как не влияют на нее и внешние обстоятельства (время и место рождения, расовая принадлежность, наследственность и т.п.). Утверждая, что, выбирая себя, человек выбирает мир, Сартр подчеркивает всеобщий характер выбора. Мой выбор должен быть таким, чтобы его мог сделать каждый. Моя свобода означает свободу от моих частных обстоятельств, и поэтому неважно, что выбор делаю именно я (зависимый от своего психического состояния, положения, мотиваций и пр.). Сознание (отличное от «я») ничем не определено, а потому всеобще. Поступок, следовательно, должен быть таким, чтобы он служил примером для любого человека.

В основе нравственности, как  ее понимает Сартр, лежит свободное  волеизъявление личности. Человек, по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности. Не общество, не человек вообще, а каждый отдельный  человек, "Я". При этом речь идет не только о личной нравственной ответственности, но о личности как мере нравственности. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Человек впадающий в апатию, убивает мир. Только если человек отважится на бунт – мир оживает в акте самоутверждения. От личной нравственной ответственности не могут спасти ссылки на внешние обстоятельства. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Человеку ничего не дано, он сам должен строит свой мир. Человек знает о свое неизбежной смерти и в отсутствие бога полностью предоставлен себе. Рождение человека начинает отсчет существованию человека, который затем сам определит свою сущность. Только в факте рождения он не свободен, здесь им распорядился кто-то другой, какая-то слепая мила рока, случайности или чего-либо еще. Без бога ценности, моральные заповеди теряют свою силу и безусловность. «Если бога нет, то все позволено». Экзистенциализм повышает ответственность человека. Выбирая себя, свою судьбу, человек определяет судьбу и смысл для всего человечествава. Пример: выбирая женитьбу, он тем самым склоняет и остальных к мысли, что брак – более достойная форма жизни, чем жизнь холостяка. Ссылки на внешние обстоятельства, которые вроде бы заставили человека поступить так, а не иначе на безвыходность ситуации – уловки, которые человек придумывает, чтобы уйти от ответственности собственного выбора.

Если говорить о его  философии с социологической  точки зрения по Сартру, свобода подразумевает социальную ответственность. Он утверждал, что с каждым выбором, который мы делаем, мы выбираем не только себя, но мораль в целом. Отсюда остается лишь один шаг до признания социальной ответственности. Однако этот шаг имеет огромное значение. Сделав его, я признаю существование других и признаю, что эти другие играют весьма определенную роль в моих затруднениях. "Выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть".

Никакого предначертанного пути у человечества, какого-либо закономерного, прогрессивного развития общества не существует. Выбирая путь для себя и человечества, приходится «действовать без надежды». Нет никаких гарантий, что наш путь и наш выбор будет поддержан в дальнейшем людьми, приходящими после нас. Другой человеческий выбор может перечеркнуть то, что люди пытаются проектировать и осуществить сейчас.

Экзистенциализм отдает судьбу человека в его собственные руки. «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет».

Если попытаться определить значение Сартра для истории европейской  культуры, то необходимо признать, что  именно благодаря ему европейская  культура окончательно осознала свободу  как фундамент и важнейшую  ценность человеческого бытия. Несомненно, что борьба за эту ценность, развернувшаяся внутри европейских культур, имела  провиденциальный характер: присмотревшись к истории, мы увидим, как настойчиво, на протяжении столетий, Европа стремится  избавить человечество от любых форм угнетения. О свободе говорят  итальянские гуманисты Возрождения, к ней обращаются французские  просветители и немецкие метафизики, Великая французская революция  пишет слово "свобода" на своем  знамени и революционные движения XIX века остаются верными ее идеалам.

Но до Сартра свобода никогда  не рассматривалась как фундаментальное, исходное и едва ли не единственное свойство человеческого сознания, никто  не ставил знак полного равенства  между человеком и его свободой. Именно Сартр увидел абсолютность этой свободы, заключающейся в способности человека "быть всем". Человеческое сознание есть тотальная пустота, и, как пустота, оно может быть наполнено чем угодно, всем, чем пожелает человеческая воля. Эта свобода неуничтожима, она всегда остается с человеком, поскольку сознание не только наполняется, но и опустошается, не только "вбирает", но и "выбрасывает", снова становясь пустотой. Человек может выбрать или отбросить любой проект в любой ситуации: героя или труса, святого или грешника, борца или раба. Как бы сильно не давили на человека обстоятельства, он всегда имеет возможность своими проектами противостоять давлению, пусть даже и очень высокой ценой, вплоть до цены собственной жизни. Даже прикованный к стене узник - свободен, ибо он может протестовать против своих цепей, уничтожая их в своем сознании, а такой протест - уже манифестация свободы.

Значение Сартра, которого Хайдеггер считал скорее писателем, чем философом, а Набоков, наоборот, скорее философом, чем писателем, еще  предстоит оценить по достоинству. Многим критикам кажется, что индивидуалистическая мораль раннего Сартра не вяжется  с его активной общественной позицией в 1960-е годы. Вместе с тем французский  философ-структуралист Луи Альтюссер после смерти Сартра сказал: "Он был нашим Жаном Жаком Руссо". В некрологе, напечатанном в газете "Монд", говорилось, что "ни один французский интеллектуал XX века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния, как Сартр".

 

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ О ФИЛОСОФИИ  Ж.-П. САРТРА

По моему мнению Жан-Поль Сартр является ключевой фигурой  экзистенциализма в целом. Его вклад  в развитие данной области философии  невозможно недооценить. Мне импонируют многие его идеи и высказывания. Те проблемы которые он ставит в своих философских и литературных произведениях, например проблемы бытия, свободы, не подлинности существования в трудовой сфере и т.д., являются актуальными и по сей день, и я считаю будут оставаться актуальными ещё многие годы. Но реакцией на данные проблемы у многих его героев является затворничество и стремление убежать от этого мира, с общечеловеческой точки зрения, на мой взгляд, это естественная реакция человека на всё что ему претит, но если рассматривать с точки зрения литературного произведения, то получается, что проблема поставлена, а решение её не найдено, а затворничество и бегство не может являться достаточно объективным решением.

В целом на мой взгляд творчество Жан-Поля Сартра заслуживает  большого внимания в нашем обществе. Возможно вдохновившись его трудами кто-то найдёт для себя решение каких-то насущных проблем, или же поставит для себя новые задачи и будет идти к их разрешению. Лично на меня его творчество произвело большое впечатление, и я намерен далее более глубоко с ним ознакомиться.

 

Список использованных источников

  1. Пол Стретерн перевод: Л. Ф. Пирожкова «Сартр за 90 минут» М.: ACT: Астрель, 2005. - 93 с
  2. Зарубин А.Г. Философия экзистенциализма (проблема времени) [Электронный ресурс] // Институт исследований природы времени : [сайт]. – 2011. – URL: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_philos_eczisten.htm (22.11.2011).
  3. Михаил Антонович Киссель. Философская эволюция Ж.-П.Сартра Лениздат, 1976. – 236 с
  4. Видео лекция по философии: Философия Жан-Поля Сартра. к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
  5. http://www.bibliotekar.ru/filosofia/99.htm
  6. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/zhan-pol-sartr.html

Информация о работе Жан-Поль Шарль Эмар Сартр. Философия и её значение