Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:19, реферат
АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.
Аристотель
Жизнь Аристотеля.
Сочинения Аристотеля.
Философия природы.
Первая философия
Практическая философия
ЛИТЕРАТУРА
Аристотель
Содержание
Аристотель
Жизнь Аристотеля.
Сочинения Аристотеля.
Философия природы.
Первая философия
Практическая философия
ЛИТЕРАТУРА
Аристотель
АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.
Жизнь Аристотеля.
Отец Аристотеля
Никомах был врачом города Стагиры,
а также придворным медиком Аминты
III, царя соседней Македонии. Рано оставшись
без родителей, юноша воспитывался
в Атарнее у Проксена, своего родственника.
В возрасте восемнадцати лет он отправился
в Афины и поступил в Академию
Платона, где оставался около
двадцати лет, вплоть до смерти Платона
ок. 347 до н.э. За это время Аристотель
изучил философию Платона, а также
ее сократические и
Широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В "Никомаховой этике", написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.
Однако ок. 348–347
до н.э. преемником Платона в Академии
стал Спевсипп. Многие члены Академии,
и среди них Аристотель, были недовольны
этим решением. Вместе со своим другом
Ксенократом он оставил Академию,
войдя в небольшой кружок платоников,
собранный Гермием, правителем Асса,
небольшого города в Малой Азии.
Вначале здесь, а позднее в
Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил
себя преподавательской и
Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге "О философии", а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями "Метафизика", "Этика" и "Политика". Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.
Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период.
После внезапной
смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам
и другим городам Греции прокатилась
волна антимакедонских
Сочинения Аристотеля.
Произведения Аристотеля
распадаются на две группы. Во-первых,
имеются популярные, или экзотерические,
работы, большинство которых, вероятно,
создавалось в форме диалога
и предназначалось для широкой
публики. В основном они были написаны
еще во время пребывания в Академии.
Ныне эти работы сохранились в
виде фрагментов, цитируемых позднейшими
авторами, но даже их названия указывают
на теснейшее родство с
Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы "О возникновении и уничтожении"; "О небе"; "Физика"; "История животных"; "О частях животных" и посвященный человеческой природе трактат "О душе". Трактата о растениях Аристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик Теофраст.
В-третьих, мы располагаем сводом текстов под названием "Метафизика", представляющим собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в Ассе и в заключительный период в Афинах.
В-четвертых, имеются
труды по этике и политике, куда
причисляют также "Поэтику" и "Риторику".
Наиболее важны сочиненная во второй
период "Эвдемова этика", относящаяся
к последнему афинскому периоду
"Никомахова этика", состоящая
из множества написанных в разные
периоды лекций "Политика", "Риторика"
и сохранившаяся частично "Поэтика".
Огромный труд Аристотеля о государственном
устройстве различных городов-государств
полностью утрачен, чудом найден
почти полный текст входившей
в него Афинской политии. Утрачены и
несколько трактатов на исторические
темы. Философия Аристотеля. Аристотель
нигде не говорит, что логика является
частью собственно философии. Он воспринимает
ее, скорее в качестве методологического
инструмента всех наук и философии,
а не самостоятельного философского
учения. Поэтому весьма возможно, что
позднейшее понятие о логике как
“орудии” (греч. “органон” ) , хотя сам
Аристотель ее так не называл, соответствует
его собственным
Аристотелевская логика
изучает: 1) основные виды бытия, которые
подпадают под отдельные
Основные виды бытия и соответствующие им роды понятий перечислены в "Категориях" и "Топике". Всего их десять: 1) сущность, например, “человек” или “лошадь” ; 2) количество, например, “в три метра длиной” ; 3) качество, например, “белый” ; 4) отношение, например, “больше” ; 5) место, например, “в Ликее” , 6) время, например, “вчера” ; 7) состояние, например, “ходьба” ; 8) обладание, например, “быть вооруженным” ; 9) действие, например, “рубить” или “жечь” и 10) претерпевание, например, “быть разрубаемым” или “быть сжигаемым” . Впрочем, во Второй Аналитике и других произведениях “состояние” и “обладание” отсутствуют, и число категорий сокращается до восьми.
Вещи вне ума реально существуют именно как сущности, количества, качества, отношения и т.д. В перечисленных здесь основных понятиях каждый из видов бытия постигается именно таким, какой он есть, однако в абстракции или отвлечении от прочих, с которыми необходимо связан в природе. Поэтому само по себе ни одно понятие не является истинным или ложным. Оно есть просто некий взятый в абстракции вид бытия, существующего отдельно от ума. Истинными или ложными могут быть только высказывания или суждения, а не изолированные понятия. Для связи или разделения двух категориальных понятий суждение использует логическую структуру субъекта и предиката. Если данные виды бытия действительно связаны или разделены именно таким образом, высказывание истинно, если же нет, оно ложно. Поскольку законы противоречия и исключенного третьего распространяются на все существующее, любые два вида бытия должны быть либо связаны, либо не связаны друг с другом, и по отношению к любому данному субъекту любой данный предикат должен истинно утверждаться либо истинно отрицаться. Наука как таковая универсальна, но возникает она через индукцию, отправляющуюся от данных чувственного восприятия индивидуальной сущности и ее индивидуальных свойств. В опыте мы иногда воспринимаем связь двух видов бытия, но не можем усмотреть никакой необходимости этой связи. Суждение, выражающее такую случайную связь в общей форме – не более чем вероятная истина. Диалектические методы, с помощью которых такие вероятные суждения можно распространить на другие области, подвергнуть критике или защитить, рассматриваются в "Топике". Наука в строгом смысле слова не имеет с этим ничего общего. Речь о ней идет во "Второй аналитике". Как только определенные субъекты и предикаты, полученные из опыта путем индукции, отчетливо постигнуты, ум способен заметить, что они необходимо связаны друг с другом. Это относится, например, к закону противоречия, который утверждает, что данная вещь не может в одно и то же время и в одном и том же отношении существовать и не существовать. Как только мы отчетливо постигаем бытие и небытие, мы видим, что они с необходимостью взаимно исключают друг друга. Так что предпосылки науки в строгом смысле слова самоочевидны и не нуждаются в доказательствах. Первым шагом в обосновании всякой истинной науки является обнаружение таких необходимых связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях. Далее из этих очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено последующее знание.
Этот процесс описан и разобран в "Первой аналитике". Дедукция, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. Это возможно лишь благодаря обнаружению некоего среднего термина. Допустим, мы хотим доказать, что x есть z, что не самоочевидно. Единственный способ это сделать – выявить две посылки, x есть y и y есть z, о которых уже известно, что они либо самоочевидны, либо могут быть выведены из самоочевидных посылок. Мы сможем вывести нужное заключение, если будем располагать двумя такими посылками, в том числе решающим средним термином y. Так, если нам известно, что Сократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что Сократ смертен, используя средний термин “человек” . Ум не успокаивается, пока не убеждается, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут быть иными. Поэтому цель всякой науки – приобретение такого необходимого знания.
Первый шаг – тщательное индуктивное исследование окружающих нас смутных объектов опыта и ясное понимание и определение интересующих нас видов бытия. Следующий шаг – обнаружение необходимых связей между этими сущностями. Заключительная стадия – дедукция новых истин. Если мы обнаруживаем лишь случайные связи, их, разумеется, также можно утверждать и подвергать процедуре дедуктивного вывода. Однако они дадут лишь вероятные заключения, ибо в таких заключениях будет не больше силы, чем в посылках, из которых они выведены. В основе науки – обнаружение очевидных, не нуждающихся в доказательстве посылок.
Философия природы.
Всему миру природы
свойственна бесконечная
Аристотель различает четыре типа изменений. Наиболее фундаментальное – то, при котором возникает новая сущность, способная к самостоятельному существованию. Это может произойти лишь в результате разрушения некой предшествовавшей сущности. В основе такого изменения лежит одна чистая потенция материи. Однако любая материальная сущность, как только она возникла, обретает способность к дальнейшим изменениям своих атрибутов или акциденций. Эти акциденциальные изменения распадаются на три типа: 1) по количеству, 2) по качеству, 3) по месту. Последний принимает участие во всех прочих видах изменения. Всякое преобразование измеряется также временем, т.е. числом изменения. Такая временная мера требует присутствия ума, который способен помнить прошлое, предвидеть будущее, разделять соответствующие интервалы времени на отрезки и сравнивать их друг с другом.