Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:19, реферат
АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.
Аристотель
Жизнь Аристотеля.
Сочинения Аристотеля.
Философия природы.
Первая философия
Практическая философия
ЛИТЕРАТУРА
У всякой природной сущности, возникшей в результате процессов изменения, имеются две внутренне присущие ей причины, от которых с необходимостью зависит ее существование в природе. Это – исходная материя (как бронза, из которой сделана статуя) , из которой эта природная сущность возникла, и та специфическая форма или структура, которая делает ее именно того рода бытием, каким она является (как форма законченной статуи) . В дополнение к этим внутренним причинам, материи и форме, должна иметься еще некая внешняя, действующая причина (например, действия скульптора) , которая придает материи форму. Наконец, должна иметься конечная цель (идея статуи в уме скульптора) , которая направляет действующую причину (причины) в каком-то вполне определенном направлении. Изменение есть актуализация того, что пребывает в потенции; поэтому ничто движущееся не может двигать само себя. Всякое подвижное бытие нуждается в некой внешней действующей причине, которой объясняется его происхождение и дальнейшее существование. Это верно применительно ко всей физической Вселенной, которая, как полагал Аристотель, пребывает в вечном движении. Чтобы объяснить это движение, необходимо признать существование первого, неподвижного двигателя (перводвигателя) , не подверженного изменению. Когда необходимые следствия двух или более независимых друг от друга причин сходятся в одной и той же материи, происходят случайные и непредсказуемые события, однако событиям в природе в основном присуща упорядоченность, что и делает возможным естествознание. Порядок и гармония, пронизывающие почти весь мир природы, также приводят к заключению о существовании неизменной и разумной первопричины.
Естественно, что
в своих астрономических
Высшее земное существо
– человек, и трактат О душе
целиком посвящен исследованию его
природы. Аристотель недвусмысленно заявляет,
что человек – материальное существо,
несомненно являющееся частью природы.
Как и во всех природных объектах,
в человеке имеется материальный
субстрат, из которого он возникает (человеческое
тело) , и определенная форма или
структура, одушевляющая это тело (человеческая
душа) . Как и в случае любого другого
природного объекта, данная форма и
данная материя не просто наложились
друг на друга, но представляют собой
составные части единого
Человеческая душа,
т.е. форма человека, состоит из трех
соединенных частей. Во-первых, в
ней имеется растительная часть,
которая позволяет человеку питаться,
расти и размножаться. Животная составляющая
позволяет ему ощущать, стремиться
к чувственным объектам и передвигаться
с места на место подобно другим
животным. Наконец, первые две части
увенчивает разумная часть – вершина
человеческой природы, благодаря которой
человек обладает теми замечательными
и особыми свойствами, которые
отличают его от всех остальных животных.
Каждая часть, чтобы начать действовать,
по необходимости развивает
Ощущение ограничено
определенным конечным рядом форм и
постигает их лишь во взаимном смешении,
происходящем в ходе конкретного
физического взаимодействия. Но ум
не знает подобных ограничений, он способен
постичь какую угодно форму и
освободить ее сущность от всего, с
чем она соединена в
Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может озарить этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу, освобождая опыт от всего, что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем, посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности, разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно такой, какая она есть. Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать свою природу через деятельность. И в самом деле, без разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к совершенствованию. Изучение этого процесса совершенствования относится к области практической философии.
Первая философия
Первая философия
– это изучение первопричин вещей.
Наиболее фундаментальная реальность
– само бытие, конкретными определениями
которого являются все остальные
вещи. Все категории – это
Последователи Платона
утверждали (иногда это делал и
сам Платон) , что изначальные
причины всех вещей находятся
в неких идеях, или абстрактных
сущностях, существующих отдельно от изменчивых
вещей природного мира. Аристотель
подвергает это воззрение обстоятельной
критике и в конце концов его
отвергает, задаваясь вопросом, почему
должен существовать мир такого рода.
Это было бы лишь никчемным удвоением
мира индивидуальных сущностей, представление
же, что такие обособленные универсалии
известны науке, приводит к скептицизму,
поскольку в таком случае наука
не будет знать индивидуальных объектов
этого мира, а их-то нам и следует
знать. Вследствие этого, а также
по некоторым другим основаниям Аристотель
отвергает платоническое
Слово “бытие”
имеет много значений. Есть бытие,
которым обладают вещи в качестве
предстоящих уму объектов. Есть бытие,
которым вещи обладают в силу своего
существования в природе, но это
бытие, в свою очередь, имеет свои
разновидности, и важнее всего здесь
потенциальное бытие в