Жизнь и деятельность Святого Иеронима Стридонского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:43, реферат

Описание работы

Софро́ний Евсе́вий Иерони́м (лат. Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учи́телей Церкви. Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской Православной Церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской Православной Церкви — 15 июня по григорианскому календарю

Файлы: 1 файл

Жизнь и деятельность Святого Иеронима Стридонского.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

  В 382 году св. Иероним обосновался  в Риме, где провел три года (до 385 года. Здесь его приблизил  к себе папа Дамас. В церковных  кругах Иероним считался главным  приемником папы. Но к времени  смерти папы Иероним нажил  себе столько врагов, что в  конце концов ему пришлось  покинуть Рим. Он отправился  в Святую Землю и больше  в Рим не вернулся. Однако этого  истового (хотя и непродолжительного) служения при папе оказалось  достаточно, чтобы впоследствии  о нем стали говорить как  о кардинале. В житии св. Иеронима, составленном в XII веке, он именуется  кардиналом, служившим в церкви  Санта Анастасия в Риме. Между  тем кардинальского сана во  времена Иеронима не существовало. Облачение, ставшее традиционным  для кардиналов, было введено  папой Иннокентием IV в 1245 году; одной из характерных особенностей  его является красная шляпа  с широкими полями. Св. Иероним  стал изображаться в такой  кардинальской шляпе, или она  лежит на земле или на полке,  если это рабочий кабинет св. Иеронима. С такой шляпой он  изображен на фреске в Капелле  св. Мартина в церкви Сан Франческо  в Ассизи. С этого времени кардинальская  шляпа становится постоянным атрибутом св. Иеронима. Она фигурирует даже в сценах, изображающих святого как кающегося грешника в пустыне.

   Книга и свитки.

  Когда св. Иероним изображается  в качестве кардинала, то, помимо  кардинальской шляпы, он держит  в руке книгу (встречающиеся  в ней тексты см. ниже в разделе   Надписи…).  Книга - традиционный  атрибут тех, кто проповедовал  слово Божие (Евангелие): евангелистов, апостолов, отцов Церкви. Порой,  вместо книги (или вместе с  нею) могут изображаться свитки, как, например, у Риберы; в таком  случае свиток символизирует  Ветхий Завет, а книга –  Новый. 

   Макет церкви

   Макет церкви, который св. Иероним держит в руке (помимо  книги в другой руке), является  особым атрибутом св. Иеронима, часто  изображавшимся в венецианской  живописи. Основанием для него  явились литературные источники  - письма, Псевдо-Евсевия, Псевдо-Кирилла  и Псевдо-Августина. 

   Четки. 

   Символ набожности св. Иеронима.

   Камень.

   Символ епитимьи, наложенной  Иеронимом самим на себя, и  таким образом, знак того, как  епитимья осуществлялась.

    Череп.

   В качестве символа победы  духа над плотью череп всегда  присутствует в картинах, изображающих  св. Иеронима, особенно кающегося  в пустыне. Другое основание  присутствия черепа - включение в  картину мотива Memento mori (лат. –  Помни о смерти).

 

Молитвенные образы

 

  Из четырех латинских Отцов  Церкви св. Иероним изображался  намного чаще других. Причины  этого не просто в чрезвычайно  интересном и поразительном характере  этого человека, в яркости ситуаций, в которых он оказывался, но  также в его огромном значении  как автора признанного Католической  церковью каноническим перевода  Библии на латинский язык. Едва  ли найдется такое собрание  картин старых мастеров, в котором  не оказалось бы какого-нибудь  «Св. Иеронима» - либо кающегося  в пустыне, либо пишущего свой  перевод Библии, либо размышляющего  о таинстве Воплощения. Эти образы  отражают истинное положение  дел: св. Иероним в пустыне посвятил  себя «умному деланию», то есть  интенсивной интеллектуальной работе, и христианской аскезе.

 

Св. Иероним в пустыне: медитирующий

 

  В Халкидскую пустыню Иероним  удалился, когда ему было около  33 лет. Его целью было «умертвить  страсть плоти». Уже в старости  в письме к Рустику-монаху Иероним  признавался: «В  лета моей  юности (курсив наш. – А. М.) даже среди пустынного уединения  я не мог превозмочь греховных  возбуждений и страстности природы;  хотя последнюю я преодолевал  частыми постами, но ум разжигался  помыслами. Для укрощения его  я отдал себя в обучение  некоему брату, обратившемуся  в христианство из евреев, чтобы  после остроумия Квинтилиана,  плавности Цицерона, важности Фронтона  и легкости Плиния поучиться  азбуке и потрудиться над трещащими  и захватывающими дух словами  еврейскими. Сколько я положил  там труда, сколько перенес  затруднений, сколько раз отчаивался, сколько раз бросал и снова  начинал учиться – знаю об  этом я, страдавший, знают и  жившие со мною. Я благодарю Господа: от горького семени учения я собираю сладки плоды».

  Джованни Беллини. Св. Иероним, читающий на фоне пейзажа. Вашингтон. Национальная галерея искусства.

Джованни Беллини несколько  раз (по крайней мере, пять) писал  образ св. Иеронима. Беллини, как  и большинство художников, привлекала идея создания наиболее впечатляющего  образа святого. Ради достижения этого  художники шли на преднамеренный анахронизм: в пустыне, как мы убедились, Иероним был молодым; здесь же он изображен старцем. Правда, рядом  с ним по традиции лев. Это в  свою очередь должно указывать на Иеронима как на старца, поскольку  история со львом произошла, как  гласит легенда, когда св. Иероним  был монахом, то есть в старости.

   На данной картине святой  изображен в виде полуобнаженного  старца, читающего книгу в пустынной  местности у края водного источника;  рядом с ним лев. Из других  представителей животного мира - ящерица, заяц и кролик, на ветвях  ворон, на выступе скалы - белка  (ср. с св. Иеронимом Беллини в  галереи Уффици). Хотя некоторые  искусствоведы видят в пейзаже  и, по-видимому, в населяющих его  животных лишь «превосходное  собрание реалистических штудий»,  скорее всего, это определенные  религиозные символы:

   Ворон - символ уединения  и отшельнической жизни (хотя  он и не был традиционным  атрибутом св. Иеронима, как это  было в случаях с св. Антонием, св. Бенедиктом, Св. Павлом Отшельником,  св. Освальдом и другими).

   Заяц и кролик - символы  похоти – того греховного искушения,  которое св. Иероним подавлял  в себе побитием себя камнем  и аскезой. В данном случае  эти животные символизируют победу  св. Иеронима над вожделением.

   Ящерица – один из  символов зла и искушения дьявола. 

   Белка - у христиан означает  алчность и жадность.

 

 

 

Заключение

Бл. Иероним, отец церкви – один из великих учителей западной церкви (330–419 годы). Славянин родом (из г. Стридона в  Далмации), сын достаточных родителей, он в Риме получил лучшее образование  своего времени и посетил другие научные центры Запада – Аквилею, Трир. В 373 г. он отправился на Восток, предварительно приняв крещение; два года оставался  в Антиохии, где познакомился с  ученым Аполлинарием, впоследствии еретиком, и слушал у него уроки по толкованию св. Писания; затем удалился в пустыню  Халцидскую, где предался подвигам аскетизма и изучению языков еврейского и халдейского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия. М.: Отчий Дом, 2009. Книжная серия: Библейская экзегетика.

 

2. В рус. пер.: Творения блж. И. Стридонского, К., 1893 - 1903

3. Полянский Е. Я. Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. - Казань, 1908. LXXII. - 583 с


Информация о работе Жизнь и деятельность Святого Иеронима Стридонского