Жизнь и идеи Джордано Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:45, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть жизнь и идеи Джордано Бруно.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определена цель исследования.
Основная часть посвящена достижению цели исследования.
В заключении подведены основные итоги и сделаны выводы.
Список использованной литературы содержит 3 источника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
1. Биография Джордано Бруно…………………………………………
5
2. Аспекты философии…………………………………………………
8
3. Социально-политические взгляды…………………………………..
15
4. Значение философии Бруно………………………………………….
17
Заключение………………………………………………………………
18
Список использованной литературы…………………………………..
20

Файлы: 1 файл

Жизнь и идеи Дж. Бруно.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Жизнь и идеи Джордано Бруно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………

3

1. Биография Джордано  Бруно…………………………………………

5

2. Аспекты философии…………………………………………………

8

3. Социально-политические  взгляды…………………………………..

15

4. Значение философии Бруно………………………………………….

17

Заключение………………………………………………………………

18

Список использованной литературы…………………………………..

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В культурологии термином «возрождение» обозначаются эпохи обновления в культуре. В результате такого обновления происходит переход от традиционной статичной культуры, которая ориентирована на повторение и воспроизведение культурных ценностей к творческому динамическому типу культуры, где традиция не удовлетворяет и возникает потребность в своем собственном личном  осмыслении привычных ценностей. Обновление культуры базируется на обновлении человеческого духа, на возрождении человеческой личности – творческой и свободной. Для Западной Европы  периодом обновления культуры считаются XV-XVI в.

В этот период обновление культуры шло двумя путями:

  1. Гуманизм.

Зародился в Италии в  конце XIV в., затем распространился по всей Европе. С Гуманизмом соотносится термин Возрождение, понятый в узком смысле, т. е. как возрождение античности в Италии. Именно в этом смысле впервые этот термин встречается у Я. Бургхарда в XIX в.

  1. Реформация.

С 1516 г охватывает «северные страны» - Германию, Голландию, Швейцарию, Англию.

Гуманизм - направление европейской культуры XV-XVI в., ориентированное на изучение гуманитарных дисциплин, непревзойденными образцами которых считались произведения античных авторов, а также ориентированное на всестороннее развитие человеческой личности и утверждение человеческого достоинства.

Позже этот термин стал употребляться  в более широком смысле - для обозначения мировоззрения, утверждающего ценность человеческой личности и необходимость уважения к ней.

В философской мысли  возрожденческого гуманизма можно  условно выделить три направления, связанные с удельным весом тех  или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира.

1) Собственно гуманистическое  направление. Средневековому теоцентризму  противопоставлялся интерес к  земному предназначению человека; социально-этическая проблематика  выступала здесь на передний  план. Наиболее видные философы данного направления Колюччо Салютати (1331-1404), Леонардо Бруни (1374-1444), Лоренцо Вала (1407-1457), Пьетро Помпонацци (1462-1525), Эразм Роттердамский (1469-1536).

2) Неоплатоническое направление.  Преобладала онтологическая проблематика, разыскивались новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. К этому течению относятся философские учения Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499) и Пико делла Мирандолы (1462-1494).

3) Натурфилософское направление. В области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии - взглядом на человека как на исключительно природное существо. Представлено трудами Николо Макиавелли (1469-1572), Бернардино Телезио (1509-1588), Мишеля Монтеня (1533-1592), Джордано Бруно (1548-1600).

Цель: рассмотреть жизнь и идеи Джордано Бруно.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Во введении определена цель исследования.

Основная часть посвящена  достижению цели исследования.

В заключении подведены  основные итоги и сделаны выводы.

Список использованной литературы содержит 3 источника.

 

Биография Джордано Бруно

 

Впечатляющие  и глубокие результаты натурфилософия Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно.

Бруно родился  в начале 1548 г в городке Нола, недалеко от Неаполя. При крещении ему  было дано имя Филиппо Отец его, Джованни Бруно, бедный дворянин, служил в войсках  неаполитанского вице-короля.

Первоначальное образование  Бруно получил в местной латинской школе. В 1562 г он слушал в Неаполе лекции профессоров местного университета. Не имея средств продолжать образование в качестве студента, он вступил в Доминиканский орден (1565) и получил монашеское имя Джордано. Скептическое отношение молодого монаха к некоторым сторонам католического культа привлекло к нему настороженное внимание церковных властей, а его смелые высказывания, в которых он выражал сомнение в догмате Троицы, привели к инквизиционному расследованию.

После побега в Рим в безнадежной попытке добиться оправдания Бруно в 1576 г сбросил монашеское облачение и, проскитавшись около двух лет по городам Северной Италии, бежал в кальвинистскую Женеву, являвшуюся тогда одним из центров религиозной итальянской эмиграции, но выступления на диспутах и попытка опубликовать брошюру с критикой лекций профессора философии и влиятельнейшею деятеля кальвинистской общины А Делафе закончились отлучением Бруно, и после недолгого тюремного заключения он уезжает во Францию. Там он сначала преподавал в Тулузском университете, по после усиления католической реакции на юге Франции перебрался в Париж (1581), где читал экстраординарный курс лекции по философии и издал первые книги — трактат «О тенях идеи», комедию «Подсвечник».

С начала 1583 по октябрь 1585 г Бруно жил в Лондоне Его лекции в Оксфорде и защита коперниканства на диспуте вызвали враждебные выступления сторонников схоластической традиции. В Лондоне Бруно опубликовал шесть диалогов на итальянском языке, в которых заключено наиболее полное изложение его онтологии, космологических идей, теории познания и этики.

После возвращения в  Париж Бруно выступил в мае 1586 г. на диспуте в коллеже Камбре с защитой 120 тезисов, направленных против основных положений физики и  космологии Аристотеля. Опасаясь преследований, он вынужден был вскоре после диспута навсегда покинуть Францию. «Академик без академии», как он сам себя называл, Бруно не нашел поддержки и признания и в немецких университетах. В Марбурге его, уже после занесения в список профессоров, не допустили к чтению лекций. Только в Виттенберге ему удалось преподавать в течение двух лет; там он опубликовал, в частности, «Камераценский акротизм» — переработку и обоснование тезисов, выдвинутых им в коллеже Камбре.

Усиление влияния кальвинистов в Саксонии заставило Бруно покинуть и Виттенберг. Осенью 1588 г. он опубликовал в Праге «160 тезисов против математиков и философов нашего времени». В 1589 г. он начал преподавать в Гельмштадтском университете, но после смерти покровительствовавшего ему герцога Юлия Брауншвейгского Бруно, отлученный лютеранской консисторией, снова пускается в странствия. В эти годы он создает второй — после «итальянских» или «лондонских» диалогов — важнейший цикл своих философских сочинений — «О монаде, числе и фигуре», «О безмерном и неисчислимых», «О тройном наименьшем и мере» — три латинские поэмы, в которых стихи сопровождаются прозаическим толкованием; к ним примыкают оставшиеся в рукописях сочинения, главнейшее из которых — трактат «Светильник тридцати статуй», содержащий «изображение» его философской системы в виде художественного описания образов — «статуй», пластически выражающих содержание основных категорий «ноланской» философии, как именовал ее Бруно по месту своего рождения. Просьба Бруно разрешить ему остановиться во Франкфурте на время печатания поэм была отвергнута городскими властями. Вскоре всеми гонимый философ, воспользовавшись приглашением венецианского патриция Дж. Мочениго, решает вернуться на родину. Первоначально его целью была Падуя: Бруно надеялся занять кафедру математики в тамошнем университете. Однако места ему не нашлось и там, и, прочитав курс лекций группе студентов во главе с его учеником И. Бесслером, Бруно отправляется в Венецию и поселяется в доме Мочениго на правах домашнего учителя. Там ему удалось связаться с просвещенными венецианцами, членами «Академии Морозини», но назойливость Мочениго, требовавшего от Бруно открытия ему «тайных наук», суливших власть и успех, вынудила его решиться на отъезд во Франкфурт. Тогда Мочениго выдал своего гостя инквизиции, обвинив его в ереси; в мае 1592 г. Бруно стал узником инквизиционной тюрьмы.

Делом Бруно заинтересовались в Риме, и по требованию папы Венецианская республика, после недолгого сопротивления, выдала его римским инквизиционным властям. Следствие длилось долго; инквизиторы безуспешно добивались от Бруно покаяния и отречения от основных положений его философии. Известен ответ Бруно после оглашения приговора: «Вы, может быть, с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!» 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре, на Поле цветов в Риме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аспекты философии

 

Основным естественнонаучным источником натурфилософской доктрины Ноланца стала гелиоцентрическая  астрономия Коперника. Ее он прежде всего  и защищал в своих многочисленных диспутах и спорах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической системы мира.

Космологическая доктрина - одна из главных компонент  натурфилософии Бруно. Он утверждает, что «природа есть Бог в вещах», божественная сила, скрытая в них же.

У Бруно весьма редки богословско-креационистские  выражения, а внеприродное понимание  безличного Бога в общем уловить  довольно трудно. Природа в понимании  Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Соответственно вещи и явления природы - не символы «сокрытого Бога», из которого соткано покрывало таинственности, окутывающее ее, несмотря на все успехи познающего человека, а самостоятельные и полноценные реальности, в мире которых он живет и действует. Конечно, актуально-бесконечный («целокупно-бесконечный») Бог «в свернутом виде и целиком» не может быть отождествлен с потенциально бесконечным универсумом, существующим в развернутом виде и не целиком». Однако максимальное приближение такого Бога к миру природы и человека толкало Бруно к их отождествлению во множестве конкретных случаев. Именно многочисленностью таких отождествлений Бога то с природой, то с ее различными вещами и процессами, а иногда прямо с материей делает пантеизм Бруно не только натуралистическим, но в ряде аспектов и материалистическим. Особенно показательны здесь заключительные главы его поэмы «О безмерном и неисчислимых».

Максимальное  сближение Бога и природы у  Бруно имело для его натурфилософской доктрины другое важнейшее следствие, которое можно назвать реабилитацией материи. Для Ноланца материя есть не что иное, как «божественное бытие в вещах», которое означает тесное объединение материи и формы, отрицание самостоятельности последней, многократно усиленное в схоластической философии, признававшей вопреки Аристотелю множество форм, не связанных с материей. Наиболее общий вывод, сформулированный в этом контексте Ноланцем, состоял в том, что он объявлял материю тем началом, которое «все производит из собственного лона». Источником форм, всего бесконечного качественного многообразия бытия оказывается в этом контексте уже не Бог, а материя. Но на реабилитации материи Бруно не останавливается.

Трактовка природы  в произведениях Бруно почти  всегда органистическая - чувственные  и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Важнейший результат такой аналогии - гилозоистическое и панпсихическое истолкование всего и всякого бытия. «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа – «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Вместе с тем она выступает и в качестве всеобъемлющей духовной субстанции - платоновско-неоплатонической мировой души, к понятию которой многократно обращались многие средневековые, чаще всего неортодоксальные философы, и которая стала одним из главных онтологическо-гносеологических понятий ренессансной философии. В столь важном произведении Бруно, как диалог «О причине, начале и едином», понятие самого Бога фактически подменяется понятием мировой души. Такого рода подмена во многом объясняется тем, что важнейшим атрибутом мировой души признается некий «всеобщий ум», универсальный интеллект. Правда, Ноланец говорит о трех разновидностях интеллекта - божественном, мировом и множестве частных, но решающую роль приписывает именно мировому - центральному, связующему звену этой платоновской триады. Телеологическая трактовка бытия у Бруно тесно связана и с не раз отмечавшимся нами сближением природы и искусства у ряда ренессансных философов. Гармония и красота природы, невозможные без уяснения ее целесообразности в большом и малом, могут быть объяснены, согласно Ноланцу, лишь тем, что всеобщий ум выступает как «тот художественный интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое». Природа полна бессознательного творчества (что утверждал и Аристотель), и человеческое - только уподобление ей.

Космология Бруно уравнивала Землю со всеми другими планетами Солнечной системы, а последнюю - со всеми бесчисленными звездными системами. Натурфилософской основой такого уравнивания стало убеждение Бруно в том, что земля, вода, воздух и огонь образуют не только наш земной мир, но и все остальные планеты Солнечной системы, как и все звезды с их спутниками. Так был сделан важнейший шаг к преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного и к утверждению их физической однородности. При этом эфир отнюдь не отбрасывался Ноланцем, а признавался тем началом, которое распространено по необозримому пространству универсума.

Органистический принцип  своей натурфилософии Бруно распространял на весь космос. Мировая душа в качестве особой интеллигенции проникает и в каждое небесное светило, каждую планету, образуя ее внутренний деятельный принцип, без которого была бы совершенно непонятна причина их движения. При всей фантастичности этих воззрений нельзя забывать, что в эпоху, когда еще только начинала складываться небесная механика, с одной стороны, а философы стремились найти источник самодвижения планет и тем более звезд, не прибегая к помощи божественного всемогущества, - с другой, обращение к их неким внутренним духовным движущим началам было необходимой формой динамического объяснения космических явлений.

Информация о работе Жизнь и идеи Джордано Бруно