Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:49, реферат
Платон – самый выдающийся мыслитель времен античности (427-347 гг. до н. э.), состоялся как философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. Он основал в 387 г. собственную философско-религиозную школу, которая просуществовала более 1000 лет. Выпускники академии Платона существенно повлияли на развитие идей платонизма и неоплатонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.
Введение………………………………………………………………………..2
Жизнь Платона…………………………………………………………………3
Материальный мир и мир «идей» в философии Платона………………...6
«Идея» прекрасного…………………………………………………………...10
«Идея» блага……….………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………………..14
В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Напротив, «вид», или «идея», прекрасного, т. е. прекрасное само по себе, истинно-сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершенно тождественно и есть вечная сущность, всегда равная самой себе.
Как «идея» прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимаемая и даже безобразная, бесформенная.
Таким образом, только в несобственном и притом чрезвычайно неточном смысле к «идеям» Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени и числа. В строгом смысле слова, «идеи», как их понимает Платон, совершенно запредельны, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени.
Вот как это описал сам Платон: «Тот, кто познает саму «идею» прекрасного, увидит вдруг нечто удивительно прекрасное по природе <…>, нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий она не испытывает»10 (Пир).
«Идея» блага
Царство «идей» Платона представляет собой определенную систему: «идеи» бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся «идея» истины и «идея» прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является «идея» блага. «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав» (Государство).11 «Идея» блага стягивает все множество «идей» в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя «благо» скрывается во мраке непостижимого, некоторые черты «блага» все же могут быть уловлены. В известном смысле Платон отождествил «благо» с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным.
Учение Платона об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Учение это сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но также идеализма телеологического. Телеология—учение о целесообразности. Так как, по Платону, над всем главенствует «идея» блага, то, другими словами, это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Всякое временное и относительное существование имеет целью некое объективное бытие.
Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе.
Заключение
В эпоху Платона впервые было подчеркнуто не только несовпадение знания о мире с самим миром, но и несовпадение понятия о предмете с самим предметом: ведь одно понятие может обозначать многие предметы, но ни один из них не выражает полностью сути этого понятия. Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием. И этим «другим», согласно Платону, является идея, то есть «для себя сущее или «в себе» вещей». Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего. Вот что об этом говорит сам Платон: «Эту область занимает бесцветная, лишенная очертаний, неосязаемая сущность, подлинно сущая, зримая одному лишь кормчему души — разуму ; на нее-то и направлено истинное знание. Поскольку разумом и чистым знанием питается мышление бога да и всякой души, какая стремится воспринять надлежащее, — она, видя время от времени подлинно сущее, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод не перенесет ее по кругу опять на то же самое место. При этом кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание — не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется, содержась в том изменчивом, что мы называем бытием, но то настоящее знание, которое содержится в подлинном бытии»
Учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Многие исследователи склоняются к мысли, что оно является своеобразным «ядром» всей его философской системы. Тем не менее следует отметить, что платоновское учение об идеях не есть нечто изолированное и оторванное от всего остального им созданного: напротив, Платон, будучи последовательным учеником Сократа, логически развил и дополнил философию своего учителя, уделив особое внимание знанию и поиску его оснований, а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска.
Список используемой литературы
1 Асмус В.Ф. Античная философия: – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998 – 142с.
2 Античная Философия // Жизнь и сочинения Платона. - М., 2001 – 198с.
3 Лавриненко В. Н. Учебный курс философии, М., 2001 – 128с.
4 Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона" // Платон, собр. соч., т.1, М., 1990 – 210с.
5 Асмус В.Ф. Античная философия: – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998 – 143с.
6 Асмус В.Ф. Античная философия: – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998 – 143с.
7 Античная Философия // Жизнь и сочинения Платона. - М., 2001 – 198с.
8 Асмус В.Ф. Античная философия: – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998 – 143с.
9 Лавриненко В. Н. Учебный курс философии, М., 2001 – 130с.
10 Античная Философия // Жизнь и сочинения Платона. - М., 2001 – 200с.
11 Асмус В.Ф. Античная философия: – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998 – 145с.