Жизнь и смерть Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Он был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне – сражался в Делили. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос – некий демон, ангел – хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков. Речь фактически идёт о внутреннем поведении. Сократ признавался, что всегда следовал предостережениям своего демона и вообще взял за правило действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.

Файлы: 1 файл

жизнь и смерть.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Беседа Сократа исходит из факторов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует  их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счёте, сводит их к высшему  единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путём он достигает  общее понятия. «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путём их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».

Между мудростью и нравственностью  Сократ не делал различия: он признавал  человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит  прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно  безобразное. Справедливые поступки и  вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаться совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и  прекрасно, вместе с тем и полезно  человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями  Сократ считал:

  1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
  2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
  3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом  аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных  норм выражает идеологию именно этого  класса. Сократовская проповедь добродетели  имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно  больше лиц, способных приняться  за политическую деятельность. При  этом политическое воспитание афинского  гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к «заветам отцов».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сократ – представитель идеалистического религиозно – нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.

Сократ – великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошёл в духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его  судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический  финал – окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился ещё при жизни, легко переживала целые эпохи  и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно, многолюднее, чем когда  бы то ни было. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и  долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы – поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во времена было попыткой понять себя и своё время.

Список литературы:

1. История философии в кратком изложении. М., 1991г.

2. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга 1-ая. Философия древности и среднивековях. Ред. Н. В.Мотротиловой.М., 1996г.

3.  «Истории античной философии»  в конспективном изложении. А.Ф.Лосев.  Москва. "Мысль"1989г.

4. «Курс лекций по древней философии». А.Н.Чанышев. Москва. «Высшая школа». 1981г.

5. «Сократ, Платон, Аристотель, Сенека» Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва, Издательство «республика»1995г.

6. Спиркин А.Г.Философия: учебник  – 2-е изд. М.: Гардарики, 2010г.

7. «106 философов. Жизнь, судьба, учение», «Таврия» Симферополь, 1995г. 1–вый том, Анатомия мудрости.

 


Информация о работе Жизнь и смерть Сократа