Жизнь и творчество. Платон и Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платон создал и разработал один из основных типов философского мировоззрения - философский идеализм.

Содержание работы

Введение.

Жизнь и творчество. Платон и Сократ.

Философское учение Платона как объективный идеализм:

а) Философская конструкция мироздания:

Мир идей и его структура. – Демиург – Мировая душа – Чувственный мир.
Бытие и небытие.

б) Гносеология Платона как «припоминание». Мнение и истинное знание.

в) Учение о человеке и идеальном государстве.

Платон и современность.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

  1. Введение.

 

  1. Жизнь и творчество. Платон и Сократ.

 

  1. Философское учение Платона как объективный идеализм:

 

а) Философская конструкция мироздания:

 

Мир идей и его структура. – Демиург  – Мировая душа – Чувственный  мир.

  Бытие и небытие.

 

б) Гносеология Платона как «припоминание». Мнение и истинное знание.

 

в) Учение о человеке и идеальном  государстве.

 

  1. Платон и современность.

 

  1. Заключение.

 

  1. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платон создал и разработал один из основных типов философского мировоззрения - философский идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма. В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Такими были специальные вопросы математики, астрономии (космологии), музыкальной акустики. Учение Платона - глава не только в истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики, как стадию в воспитании ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач положительного знания.

Многогранность  его дарования удивительна. В  нем не только философ сочетается с ученым. В свой черед философ  и ученый неотделимы в нем от художника: поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям. Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Диалог, по мнению Платона, - это более или менее адекватное отображение живой и одушевленной речи знающего человека. Диалог является для Платона единственным средством, формой, с помощью которой можно познакомить других с процессом философского творчества, поэтому через диалог он выражает свои идеи. Его идеи по проблемам познания, бытия или диалектики высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Филеб», «Тимей», «Софист», «Федон», «Федр», «Менон» и в письмах Платона.

В этом отношении у Платона были предшественники. Платон был восторженным учеником и последователем своего учителя - Сократа, которого он называл самым  достойным и справедливым человеком. Платон опирался на учение Сократа  о значении, которое для познания бытия имеют понятия.

 

 

 

 

  1. Жизнь и творчество. Платон и Сократ.

Жизнь Платона.

Платон (427-347 до н.э.) – великий  мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую  философскую культуру; он- предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь- выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель).

Воззрения Сократа дошли  до нас главным образом благодаря  прекрасным как в философском, так  и в художественном отношении  произведениям Платона, ученика  Сократа. В этой связи уместно  соединить имена Сократа и  Платона. Сократ во многом отличается от других философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы  стремились выстроить иерархию в  мире событий, понять, например, как  образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально  другой манере, двигаясь не от событий  к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичным для  него является рассуждение о прекрасном. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Платон же развивает  представления Сократа. Стратегия  та же: на первом  плане этика, а  не натурфилософия. Сердцевину же философии  Платона составляет концепция идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философское учение Платона как объективный идеализм:

а) Философская конструкция мироздания:

Мир идей и его структура. – Демиург  – Мировая душа – Чувственный  мир. Бытие и небытие.

Вещи не рассматриваются  Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея-это то самое единое, которое составляет суть многообразия. И так, проблему единого и многого  Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как  с материальными, так и с душевными  явлениями. Универсальность идеи показывает, что они представляют собой мощнейшее  философское средство!

Ну что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла  просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее  пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с  идеей пальцем показать не на что. Придется поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасна. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее- прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина- идея, эйдос, сущность- обозначают одно и то же, единое.

Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.

Идеи находятся в физических вещах.

Идеи - это творение ума  человека, следовательно, они находятся  в уме человека.

Идеи находятся в нематериальных вещах и не в уме человека, а  в некоем третьем мире, который  Платон называл Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался  третьей точки зрения,  она  представляется нам парадоксальной. Современные исследователи избегают неясных выводов. Они, говоря об идеях,  подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вторых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие общие  черты явлений, которые не «бросаются»  в глаза, но существуют. В этой связи  вместо слова «идея» используют термины  «понятия», «идеализация». Именно учения о понятиях и идеализациях является современным пониманием природы  идей.

Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в  деле понимания, интерпретации самых  различных явлений.

Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился космос, существо одаренное  совершенством идей, в частности  математических. В качестве образца  для сотворения демиург взял мир  идей.

В рассуждениях Платона  заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими  распоряжается бог демиург. Материя  в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.

 Как бы то ни  было, почти две тысячи лет  многие поколения людей в понимании  космоса руководствовались, и  довольно успешно, космологией  Платона.

Антропология Платона. У  каждого человека есть тело и душа. Душа- главная часть человека, благодаря ней он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.

Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В  этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к  благу и прекрасному. Согласно обыденным  представлениям, платоническая любовь - это любовь, лишенная чувственных  влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную  силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви  к сексуальной простоте. Любовь, по Платону, это мост, соединяющий  телесное, чувственное с духовно - возвышенным.

Учение Платона - идеализм, согласно его утверждениям, реально  существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный  идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как  общее для всех предметов. У Платона  слово ‹‹идея›› применяется для  обозначения сущности предмета, равно  как и для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - ‹‹…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью  размышления - они безводны и незримы.››. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир  идей и мир чувственных вещей. ‹‹Идеи пребывают в природе как  бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними››. Материальный мир, который  нас окружает, и который мы познаём  посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального  мира преходящи, возникают, гибнут и  изменяются (и поэтому не могут  быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них ‹‹единообразная  и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению››. За эти  свойства Платон признаёт их ‹‹подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания››. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это ‹‹восприемница и как  бы кормилица всякого рождения››. Платон считает, что материя может  принять любую форму потому, что  она совершенно бесформенна, неопределенна, т. к. назначение её ‹‹состоит в  том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно  сущих вещей››, соответственно ‹‹быть по природе своей чуждой каким  бы то ни было формам››. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя - небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.

Между миром идей, как  подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся бытие›› (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений  и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир  чувственных вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное›› положение между  областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в  себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.

 

б) Гносеология Платона как «припоминание». Мнение и истинное знание.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и  мифологии. Учение о познании оборачивается  мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно  сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием - самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей».

Истинное значение даёт только мышление. Мышление же - это независимый  от чувственных восприятий, абсолютно  самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает  лишь мнение о вещах. В связи с  этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство  вести устную речь, искусство ставить  вопросы и отвечать на них, пробуждая  воспоминания. Другими словами, это  разумное постижение истинно сущих  родов бытия или идей - «совершеннейшее  знание». Диалектика Платона - путь или  движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

Информация о работе Жизнь и творчество. Платон и Сократ